Цели организации и их классификация. Принципы управления по целям

Процесс управленческой деятельности всегда связан с постановкой целей. В управлении производством всякая цель содержит в себе в скрытом виде критерии конечного результата.

Под целью организации понимают желаемые результаты, которых стремится добиться группа работающих на предприятии. Цели планируются руководством и сообщаются работникам организации, чтобы они знали к чему надо стремиться. Организации различных типов имеют различные цели. Если организация занимается бизнесом, она сосредоточена на создании конкретных товаров или оказания услуг. Целями здесь являются высокая рентабельность и производительность. Крупные организации, как правило, многоцелевые. Конечная цель в них – обеспечение прибыльности. Некоммерческие организации (государственные органы, учебные заведения, больницы) не стремятся получить прибыль, а их цели направлены на уменьшение затрат и расходов бюджета. Но общими для всех предприятий являются цели, обеспечивающие рациональную организацию производственного процесса, эффективное управление им, развитие техники и технической базы, эффективное использование кадрового потенциала. Цели составляют основу управленческого труда в производстве.

Различают главную цель организации, исходя из которой ставятся цели производственным подразделениям на каждый конкретный период производства и продвижения товара потребителю. Устранение помех в достижении главной цели разрабатывают как тактические так и стратегические решения. В рамках этих целей организаций ставятся конкретные задачи для каждого производственного подразделения. Общими задачами являются: постоянное внедрение в производство новых более современных изделий; постоянное сокращение затрат на производство единицы изделия; повышение качества и снижения цен на выпускаемую продукцию; снижение издержек во всех звеньях производственно-бытового цикла. При выборе целей и задач учитывают современное положение организации. Постановка тактической текущей цели на ближайшую перспективу – это конкретный уровень разработки управленческого решения, исходя из специфики и возможностей предприятия. Так же в организации определяются общие или глобальные целее в процессе управления организацией. Общие цели отражают дальнюю перспективу развития организации и увязанность ресурсами. Так, например, цели: обеспечение оптимальной рентабельности; обеспечение устойчивости на рынке; разработка новых видов деятельности. Общая цель вытекает из рыночных отношений, но каждому звену управления ставится своя цель.

Процесс управления предполагает выработку специфических целей, которые разрабатываются в рамках общей цели. Среди специфических целей первое место занимают определение рентабельности по каждому отдельному подразделению. Главные цели – это изготовление и поставка продукции; повышение качества продукции; формирование использования ресурсов; научно-техническое развитие производства; социальное развитие трудового коллектива; охрана окружающей среды; совершенствование организации производства и управления. На практике так же применяют краткосрочные цели, если они достигаются в течение одного года, а если требуется больше трёх лет – цели долгосрочные. При необходимости между долго- и краткосрочными целями могут быть установлены среднесрочные цели. Для краткосрочных целей характерна большая конкретизация и детализация вопросов (кто, что и когда должен выполнять). Они подчинены долгосрочным целям, представляют собой задачи, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной работе (в пределах года, полугодия, месяца). В крупных организациях, имеющих несколько структурных подразделений и уровней управления, складывается иерархия целей от более высокого уровня до более низкого уровня. Для реализации таких целей применяется метод «деревоцелей», т.е. определяются цели с верхнего уровня управления, где ставится главная цель, до нижнего уровня, где определяются ключевые цели подсистем. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение предприятия вносит необходимый вклад в достижение целей. Согласно требованиям, по определению целей с учётом иерархии, они должны быть достижимы, измеримы, совместимы, конкретны по содержанию, приемлемы и глубокими. Для управления целями на предприятии применяются принципы:

  1. Постановка целей:

Основные шаги: необходимо сформулировать долгосрочные цели и стратегические планы; определить конкретные задачи всей организации и задачи каждому подразделению и каждому работнику.

  1. Планирование мероприятий предполагается разработка плана мероприятий.
  2. Самоконтроль – внедрение осуществления корректирующих действий.
  3. Периодический пересмотр включает оценку степени достижения целей; будущей результативности; проведение и усиление мотивации за счёт обучения самосовершенствования работников, их вознаграждения и планирования служебного роста.

Таким образом, управление по целям является основным методом для придания цели определённого вида и даёт возможность увеличить результаты индивидуального труда.

5. Содержание планирования как функции менеджмента.

Виды и этапы планирования

Функция планирования является первой в управленческом процессе на предприятии (организации). Эту работу осуществляют менеджеры, они определяют цели фирмы и выявляют пути и средства их достижения. Функция планирования отвечает на три вопроса:

1. Где предприятие находится в настоящее время? Анализируются слабые и сильные стороны организации по финансам, производству, маркетингу, определяются реальные возможности фирмы.

2. Куда хотим двигаться? Изучаются факторы внутренней среды, экономические условия, уровень технологии, социальные и культурные изменения в организации. Оцениваются положительные и отрицательные возможности влияния внешней среды, условия конкуренции, законы, политическое положение. Изучая эти функции, руководство предприятия определяет, какие следует поставить цели и что может помешать их достижению.

3. Как мы собираемся это сделать? Менеджер решает, что конкретно должны делать работники для выполнения поставленной задачи.

Планирование как функция менеджмента рассматривается более широко, как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению целей. Процесс планирования включает несколько стадий:

1. определение цели организации, т.е. ради чего фирма существует

2. определение задач деятельности организации. Этот процесс осуществляется на всех уровнях, в т.ч. на верхнем – стратегическое планирование – попытка взглянуть на то, как организация будет вести в своей рыночной нише. На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей. И на самом низшем уровне – планирование оперативное. Это основа основ планирования, когда каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

3. составление планов выполнения работ по решению поставленных задач.

4. разработка общих направлений выполнения планов на каждом управленческом уровне.

5. разработка конкретных процедур и правил выполнения планов.

Процесс планирования выглядит следующим образом:

                   
        Внешняя среда      
                   
        Правительство Конкуренты    
                 
        Внутренняя среда      
                   
        Цель        
                   
        Задачи     Держатели акций  
                 
    Оперативное планирование   Планы  
Общество           Критерии, стандарты  
        Общее направление      
               
        Процедура и правила      
                 
                 
    Рабочая сила Покупатели   Поставщики    
                 
                   

Рис. 4.4. - Процесс планирования

В каждой организации в зависимости от её структуры определяются виды планирования, которые зависят от направленности и характера задач предприятия, а именно стратегическая или перспективное планирование, среднесрочное, тактическое, или текущее, и оперативное (на самом низком уровне).

Планирование в организации делится на перспективное (стратегическое) и текущее. Для каждого подразделения плановые организации устанавливают определенные показатели. Они устанавливаются в количественном и стоимостном выражении такие как: номенклатура и объем производства продукции, исходные ресурсы, издержки производства, сметы расходов, зарплата и естественно прибыль.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений предпринятый руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. «Стратегия» - искусство, общий всесторонний план достижения целей. Стратегическое планирование является инструментом помогающим принять управленческое решение. Его задача обеспечить привлечение нововведений и на их основе внести изменения в организации в достаточной степени для производства более эффективного продукта пользующегося спросом. Стратегическое планирование предполагает распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов – имеется в виду распределение ограниченных ресурсов – таких как фонды, технологический опыт, управленческие таланты.

Адаптация к внешней среде – как к благоприятным возможностям, так и опасностям, использовать благоприятные возможности путем взаимодействия с правительством и с обществом в целом.

Внутренняя координация – определение слабых и сильных сторон и интеграции их во внутренние операции.

Осознание организационный стратегий – предусматривает систематическое развитие мышления менеджеров путем формирования организации на прошлых стратегических успехах и недостатках. Схематически стратегическое планирование выглядит так

 
 


Рис. 4.5. - Схема стратегического планирования


Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только остаются целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить модификацию. Обычно стратегический план рассматривают как программу длительной деятельности предприятия.

Тактическое планирование осуществляется менеджментом среднего уровня управления на среднесрочный период времени согласно промежуточным стратегическим целям. Тактические планы включают планы действий и методы реализации целей и стратегии, необходимые для формирования условий деятельности организаций и её элементов.

Процесс оперативного планирования состоит из трёх этапов:

  1. Этап установления целей включает:
    • определение тактических целей;
    • выбор средств их достижения.
  2. Этап разработки программ и планов. На этом этапе формируются тактические планы предприятия и его структурных подразделений.
  3. Этап контроля за результатами выполнения планов предприятия включает:

· контроль хода выполнения планов;

· оценку достигнутых результатов;

· регулирование процесса реализации планов (в случае необходимости), их корректировку.

Обычно предметами тактического планирования являются показатели, отражающие состояние внутренней среды организации: персонала, мощности, капитала, инвестиций, организационной структуры и культуры.

Оперативное планирование – или реактивное планирование, т.е. оперативное вмешательство в процесс, если внешние и внутренние условия непредвиденно изменились. После того как все этапы согласованы и утверждены, на основе этих соглашений доводятся задания отдельным производственным подразделениям, и начинается выполнение. Рассчитываются месячные и квартальные планы, спецификация продукции и ресурсы, график запуска-выпуска продукции, регулирование рабочей силы, финансового и материального обеспечения.

Так же при планировании различают следующие этапы планирования: прогнозирование → моделирование →программирование. Прогнозирование – это будущее состояние экономического процесса производства на предприятии. Моделирование – это описание ситуаций, целей и будущего состояния процесса производства. Программирование – это конкретное обоснование реализации решений прогнозов и моделей по временному и пространственному признаку.

Таким образом, планирование на предприятии должно быть так разработано, что бы оставаться не только целостными в течение периода времени, но быть достаточно гибким, чтобы при необходимости можно было осуществить модификацию плана предприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: