Мотивация как функция менеджмента. Содержательные теории мотивации

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Традиционный подход к мотивации: сотрудники – это ресурсы, активы, которые мы должны заставить эффективно работать. Или ее еще называют политикой кнута и пряника.

Руководитель всегда должен понимать, что даже прекрасно составленный план и самая совершенная структура организации не имеет никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации и задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации и выполняли работу в соответствии с делегированными обязанностями и сообразуясь с планом. Поэтому руководители всегда должны осуществлять мотивацию, т.е. процесс стимулирования. В древнее время для этого служил хлыст, меч, награда. ХIХ-ХХ века подтвердили, что человек будет работать больше, если у него имеется возможность заработать больше. За больший труд большее вознаграждение – это подход и мотивация школы научного управления. В настоящее время руководитель должен выяснить, какие потребности у исполнителей мешают ему нормально работать (материальные, социальные) обеспечить их удовлетворение.

В процессе мотивации кадров и их индивидов выделяют содержательные теории и типы работников. Наиболее характерными из них являются:

  • 1 тип – работники ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость их труда.
  • 2 тип – преимущественно ориентирован на оплату труда и другие нетрудовые ценности.
  • 3 тип – работники, у которых значимость разных ценностей сбалансированы.

Наука подтверждает, что основная масса работников в настоящее время (более 80%) относится ко 2 типу мотивации.

В качестве стимулов мотивации на предприятиях применяют: систему нормативов и льгот; уровень зарплаты и справедливость распределения доходов; условия и содержательность труда; отношение к семье и коллективу; признание со стороны окружающих и карьерные соображения; творческие порывы и интересная работа; желание самоутвердиться; внутренняя культура. Но основной формой мотивации является заработная плата и решение социальных вопросов работника.

Для оценки эффективности мотивации труда на первый план выносится заработная плата, которая была и остается основным источником воспроизводства кадровой политики предприятий и государства.

Помимо основной (тарифной части) заработной платы, которая регулируется в зависимости от минимальной заработной платы, определяется базовой величиной. В структуру зарплаты также входят премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, а также выплаты несвязанные непосредственно с результатами труда и трудовым вкладом. Их размер оказывает влияние на величину мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: