Введение. К разработке проблемы обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений системы московского образования

К разработке проблемы обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений системы московского образования, а также организации учебного процесса по подготовке новой категории педагогических работников – заместителей руководителей по безопасности в 2003 году была привлечена кафедра безопасности и правового обеспечения образовательной деятельности (в н.в. – кафедра БЖД) и учебно-методическая лаборатория (в н.в. – методическая лаборатория) ОБЖ Московского института открытого образования (МИОО) Департамента образования города Москвы. В разное время эти подразделения института возглавляли В.Ф. Пилипенко, С.В. Петров, а в настоящий период – М.И. Хабнер.

Конкретная работа кафедры и лаборатории по разработке Концепции[2] обеспечения комплексной безопасности объектов московского образования началась с момента выхода приказа Департамента образования города Москвы от 2 декабря 2003 г. № 1015 “О принятии к руководству методических рекомендаций для разработки документов по обеспечению безопасности и противодействию терроризму в образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы”.

Преподаватели и специалисты МИОО в этот период приняли непосредственное участие в разработке “ Методических рекомендаций по составлению комплекта документов Департамента образования города Москвы, 2003. – 10 с.”. Этот документ (после доработки и рассмотрения на заседании Антитеррористической комиссии Департамента) был размножен и направлен в окружные управления образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования Департамента образования города Москвы.

В период работы над Концепцией учитывались положения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 40-51-9/02 “ О мерах по развитию нормативной правовой базы в области защиты от чрезвычайных ситуаций, совершенствованию защиты работников и обучающихся образовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций ”.

В октябре 2004 года вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений выносились на обсуждение Коллегии Департамента образования города Москвы. Решение Коллегии от 7 октября 2004 г. № 18 “ О состоянии безопасности учащихся и мерах, принятых по ее обеспечению в образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы ” обобщало наработанную практику и способствовало формированию более широкого взгляда на проблему безопасности как на комплексную проблему, требующую системного подхода к ее обоснованию и реализации.

Разработка любой научной проблемы всегда начинается с определения понятийно-категориального аппарата. В этой связи на кафедре БЖД был составлен и в 2005 году издан словарь-справочник:

Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник. Автор - сост. профессор В.Ф. Пилипенко. - М.: ПЕР СЭ, 2005.- 160 с. Тир. 1000 экз.

В том же году справочник выдержал второе издание. В печати появилась та же книга тиражом в 3000 экземпляров:

Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник. Автор - сост. профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.- 192 с.

При разработке теоретических основ обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений в качестве методологической базы учитывались соответствующие положения:

Конституции Российской Федерации;

Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I “О безопасности”;

Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании";

Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ “О борьбе с терроризмом” (в н.в. утратил силу);

Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 “О Концепции национальной безопасности Российской Федерации” (в н.в. утратил силу);

Программы организации противодействия терроризму на объектах образования и науки на 2005-2010 годы», утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации 23 сентября 2005 г.;

а также ряда других законодательных и иных нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы национальной безопасности и правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

При разработке теоретических основ обеспечения безопасности образовательных учреждений в качестве нормативных правовых документов регионального уровня учитывались соответствующие положения:

Постановления Правительства Москвы от 22 августа 2000 г. № 654 “Об утверждении Концепции безопасности Москвы ” (в н.в. утратило силу);

Закона города Москвы от 28 марта 2001 г. N 9 "Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка";

Закона города Москвы от 19.05.2004 г. № 34 ”Об административной ответственности за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения своих законных представителей”;

Письма Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова А.П. от 29.09.2003 г. № 4-19-13087/ 3 “О внедрении “Методических рекомендаций структурным органам исполнительной власти г. Москвы по разработке документов планирования и обеспечения антитеррористических мероприятий и общественной безопасности на потенциально опасных, культурно-зрелищных объектах, учреждениях с большим сосредоточением людей”;

Постановления Правительства Москвы от 23 марта 2004 г. № 172-ПП “О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы”;

Приказа Департамента образования города Москвы от 10 июня 2004 г. № 294 “О введении в штатное расписание должности заместителя руководителя по обеспечению безопасности” и ряда других правовых нормативных документов в сфере обеспечения безопасности.

В результате проведенной работы к 2006 году в системе московского образования сформировалось консолидированное представление о понятии и структуре комплексной безопасности образовательного учреждения, была обоснована и описана ее модель, разработана система основных мер по ее практической реализации в условиях московского мегаполиса.

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, антропогенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

Система мер обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения – это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий администрации образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образования и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также формирования готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модель комплексной безопасности образовательного учреждения представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Модель комплексной безопасности образовательного


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: