Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль включает контроль за испол­нением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финан­совых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный финансовый контроль возложен на Счет­ную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финан­сов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государствен­ный таможенный комитет РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходо­ванием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Основные направления государственного финансового кон­троля:

1) контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в феде­ральные внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федераль­ного бюджета;

2) контроль за своевременным финансированием расходов по объемам, структуре и целевому назначению.

Государственный финансовый контроль предусматривает необходимость проведения не реже одного раза в год соответст­вующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной вла­сти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, исполь­зующих средства федерального бюджета.

Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих орга­нов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления таких нарушений.

В ходе государственного финансового контроля особое зна­чение имеет порядок взаимодействия территориальных органов Федерального казначейства, налоговых и финансовых органов при исполнении доходной части бюджетной системы РФ на регио­нальном уровне.

Министерство финансов РФ и Министерство РФ по налогам и сборам для координации и проведения совместной работы по обеспечению полного поступления налогов и платежей в феде­ральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, осуществлению дос­товерного и сопоставимого учета, а также правильного регули­рования их между бюджетами различных уровней установили порядок документооборота и обмена информацией в процессе учета доходов бюджетов всех уровней.

Взаимодействие органов Федерального казначейства, налого­вых и финансовых органов направлено на решение следующих задач:

• обеспечение достоверности данных по учету и отчетности доходов, поступающих в бюджетную систему;

• устранение диспропорций зачисления доходов в различ­ные уровни бюджетов, связанных с применением всех форм расчетов, с учетом льгот и отсрочек, предоставлен­ных отдельным налогоплательщикам;

• правильное распределение федеральных регулирующих налогов по различным уровням бюджетов;

• устранение расхождений отчетных данных и приведение в сопоставимый вид учета и отчетности налогов и обяза­тельных платежей, зачисляемых в бюджетную систему;

• усиление контрольных функций в целях увеличения со­бираемости налогов и других обязательных платежей;

• совершенствование систем информационных форм и средств связи для обмена информацией, сверки баз данных;

• использование оперативной и текущей информации для проработки и прогнозной оценки исполнения доходной части федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в целях более полного финансирования расходов бюджетов;

• совместное решение организационных и методических вопросов при исполнении доходной части бюджетной системы РФ.

Для реализации взаимодействия региональные финансовые ор­ганы представляют в органы Федерального казначейства и на­логовые органы следующую информацию:

• постановления, распоряжения, решения и другие норма­тивные акты, принятые соответствующими законодатель­ными и исполнительными органами субъектов РФ по во­просам утверждения, изменения и исполнения бюджета, налогообложения, форм зачетов и расчетов, предоставле­ния льгот и отсрочек по платежам в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ;

• нормативы отчислений от федеральных регулирующих налогов и других обязательных платежей по уровням бюджетов, реквизиты счетов по доходам местных бюдже­тов, на которые должно производиться зачисление при­читающейся им доли регулирующих налогов;

• решения о предоставленных льготах по уплате налогов и платежей в местный бюджет с данными о налогопла­тельщиках, пользующихся льготами, их реквизитами, ука­занием суммы льготы по каждому виду налога;

• решение о предоставлении налогоплательщику отсрочки по уплате налогов и платежей по уровням бюджетов с указанием суммы по каждому виду налогов, а также об отмене отсрочки;

отчет об исполнении бюджета субъекта РФ и местных бюджетов по видам налогов на 1 и 15 числа каждого ме­сяца для проведения сверки отчетных данных;

• сводный реестр о поступлении доходов с приложением справок по видам доходов и копий платежных докумен­тов по балансовым счетам, содержащим информацию о средствах местных бюджетов;

• справку о неисполненных заключениях, выписанных на­логовыми инспекциями о зачете переплат по налогам одного вида бюджета в погашение недоимки в другом бюд­жете, а также о возврате переплат налогоплательщикам из бюджета с указанием причин;

• сверку по доходам — всего, в том числе регулирующих налогов, с указанием в протоколе согласования причин расхождений по видам налогов;

• отчеты об исполнении бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов по доходам и расходам для составления баланса финансовых ресурсов по территории.

Территориальные органы Федерального казначейства представ­ляют:

1) в финансовые органы информацию о

• счетах по учету доходов федерального бюджета и последую­щем их изменении с указанием реквизитов — на следующий день после их открытия или внесенных изменениях;

• поступивших и распределенных между бюджетами раз­личных уровней налогах в разрезе налогоплательщиков и по видам налогов вместе с копиями платежных поруче­ний на зачисление средств в доход соответствующего бюджета;

• поступивших и распределенных между бюджетами раз­личных уровней доходах;

• суммах зачетов по их видам, проведенных в соответствии с действующим порядком, по налогоплательщикам и ви­дам налогов в местный бюджет на 1 и 15 числа каждого месяца;

2) в налоговые органы

• информацию о счетах по учету доходов федерального бюджета и их последующих изменениях с указанием рек­визитов — на следующий день после их открытия или внесения изменения;

• сводный реестр о поступлении доходов с приложением справок по видам доходов и копий платежных документов по балансовому счету «Доходы федерального бюджета»;

• сводный реестр о поступлении доходов, ведомость рас­пределения регулирующих налогов по уровням бюджетов в разрезе каждого налогоплательщика по балансовому счету «Налоги, распределяемые по уровням бюджетов» и копии платежных документов;

• сводный реестр, справки по налогам и ведомость распре­деления налогов;

• сведения об исполнении федерального бюджета по дохо­дам по данным оперативной отчетности и отчет об ис­полнении доходов федерального бюджета, оперативную информацию об исполнении федерального бюджета по доходным источникам и суммах остатков регулирующих налогов по уровням бюджетов и видам налогов о суммах денежного и других видов зачетов, предусмотренных дей­ствующим законодательством и проведенных управлени­ем Федерального казначейства в разрезе налогоплатель­щиков с указанием ИНН, видов доходов и приложением копий выписок банков и копий платежных документов на следующий день после получения реестра по проведе­нию зачета.

Налоговые органы представляют в территориальные органы Федерального казначейства:

• список налогоплательщиков на магнитных носителях с указанием по каждому налогоплательщику его наименова­ния, ИНН, юридического адреса;

• сведения о погашении задолженности налогоплательщи­ками федеральному и территориальным бюджетам всеми законодательно установленными формами внебанковских расчетов путем проведения взаимозачетов с использовани­ем вексельной формы расчетов, товарным покрытием, де­нежным зачетом в разрезе налогоплательщиков с указани­ем их реквизитов, ИНН и сумм по видам федеральных регулирующих налогов и других обязательных платежей; сведения о размере предоставленных льгот по налогопла­тельщикам, видам налогов к срокам в каждый уровень бюджета;

• перечень структурных подразделений и головных органи­заций, уплачивающих налог на прибыль;

• сведения о суммах недоимки и переплат в бюджеты по видам налогов и в разрезе налогоплательщиков, имеющих зачеты в доле федерального, субъектов РФ и местных бюджетов;

• сведения о предоставленных отсрочках по уп­лате пени и штрафных санкций в разрезе налогоплатель­щиков по видам налогов, уровням бюджетов в соответст­вии с принятым решением; сведения о суммах переплат, возвращенных или зачтенных в счет недоимки платежей по уровням бюджетов по налогоплательщикам и видам налогов ежемесячно на следующий день после представ­ления месячного отчета в вышестоящую организацию;

• заключения на возврат переплаты по федеральному налогу налогоплательщику или на зачет переплаты по федераль­ному налогу в уплату других платежей с указанием наиме­нования налогоплательщика и его ИНН с расшифровкой основных причин возврата.

Налоговые органы представляют в органы Федерального казначейства и финансовые органы сводные отчеты о поступлении налоговых платежей в федеральный бюджет РФ, о поступлении налоговых платежей и других доходов, о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ и уплате штрафных санкций.

Органы Федерального казначейства, налоговые и финансовые органы проводят сверку.

• данных оперативной отчетности по видам налогов и по всем формам расчетов. При этом налоговые органы в ра­бочем порядке производят сверку с органами Федераль­ного казначейства на 1, 5, 10, 15, 20, 25 числа каждого ме­сяца, а с финансовыми органами — два раза в месяц. В случае выявления расхождений устанавливают причины, устраняют расхождения и намечают пути их недопущения;

• по доходам, зачисленным в федеральный бюджет;

• данных о перечислении регулирующих налогов по уров­ням бюджетов в целом и по предприятиям в денежной форме, внебанковскими формами уплаты налогов и денежными зачетами по федеральному бюджету и бюдже­там территорий;

• общего контингента налогов по всем видам, в том числе регулирующих налогов, уплаченных всеми формами рас­четов;

• данных о погашении задолженности налогоплательщиков в федеральный бюджет и бюджеты территорий в разрезе всех форм внебанковских расчетов с бюджетами, а также де­нежным зачетам в разрезе налогов и налогоплательщиков;

• расчетов сумм земельного налога, подлежащих централи­зации в федеральный бюджет в соответствии с законода­тельством.

Возврат ошибочно или излишне зачисленных сумм регули­рующих налогов в бюджеты территорий производится органами Федерального казначейства путем переброски выявленных сумм с доли территориального бюджета, а при недостаточности на данном счете средств — путем уменьшения причитающейся суммы территориальным бюджетам при регулировке.

Финансовые органы производят возврат на счета органов Ка­значейства федеральных налогов, ошибочно зачисленных на до­ходные счета местных бюджетов.

Органы Федерального казначейства производят возврат на счета местных бюджетов территориальных налогов и платежей, ошибочно зачисленных на доходные счета «Доходы федерального бюджета» и «Налоги, распределяемые по уровням бюджетов».

При совместной контрольно-экономической работе:

• устанавливается правильность предоставления льгот по налогам, оценивается целевое использование льготируе­мых средств; разрабатываются и направляются предложе­ния в законодательные органы по вопросам целесообраз­ности применения установленных льгот и увеличения до­ходной части базы бюджетной системы;

• вырабатываются рекомендации по применению тех или иных мер по взысканию неплатежей, финансовому оздо­ровлению предприятий;

• по согласованию проводятся проверки налогоплательщи­ков по вопросам обоснованности представляемых ими расчетов к возмещению (возврату) средств из бюджетов;

• определяется правильность проводимых внебанковских, товарных и денежных зачетов, имея в виду правильное оп­ределение недоимки в соответствующие уровни бюджетов;

• проводятся проверки коммерческих банков по своевре­менности исполнения платежных документов;

• дается прогнозная оценка ожидаемого поступления на­логов и других обязательных платежей в бюджетную сис­тему РФ.

Проверки проводятся по планам соответствующих органов и планам проведения совместных проверок, утверждаемых руково­дителями территориальных органов. В ходе совместных проверок

1) органы налоговой службы, Федерального казначейства и финансовые органы проводят совместно и индивидуально по согласованному плану проверки соблюдения платежной дисцип­лины кредитными организациями и другие проверки по моби­лизации доходов в бюджетную систему РФ, правильности воз­мещения из соответствующих бюджетов уплаченных налогов;

2) по материалам проверки органы Федерального казначей­ства направляют предписания в налоговые органы на взыскание с предприятий, организаций и учреждений в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направленных в целевые федеральные бюджетные фонды, используемых не по целевому назначению, и штрафов за такие нарушения; штрафов, налагаемых на финансово-кредитные организации за несвоевременное исполнение ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в целевые федеральные бюджет­ные фонды либо средств из федерального бюджета и этих фон­дов на счета получателей.

Налоговые органы представляют в органы Федерального ка­значейства информацию об исполнении их предписаний с ука­занием номера и даты инкассового поручения, осуществляют учет и контроль за исполнением инкассовых поручений.

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается понятие бюджетных полномочий?
  2. Что должно произойти в том случае, если Государственная Дума не утвердит отчет Правительства Российской Федерации об исполнении бюджета за прошедший финансовый год?
  3. Структурным подразделением какого министерства или ведомства Российской Федерации являются органы федерального казначейства?
  4. Перечислите бюджетные полномочия Банка России.
  5. В каком случае коммерческий банк может вести бюджетные счета бюджетополучателей?
  6. Какому государственному органу подотчетна Счетная палата Российской Федерации?
  7. Какие органы осуществляют финансовый контроль за исполнением местного бюджета?

Тема 7: Финансы государственных и муниципальных социальных услуг.

  1. Социальная политика. Финансирование социального обеспечения и социальной помощи.
  2. Финансирование социальных услуг и их норматива.
  3. Государственный материальный резерв. Федеральные государственные нужды.

1. Социальная политика. Финансирование социального обеспечения и социальной помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: