Финансовая политика и ее значение в развитии корпорации

Корпоративные финансы находятся в системе финансовых отношений организаций, а корпоративная финансовая политика выступает одной из специфических разновидностей финансовой политики в рыночной экономике. К их числу, например, относятся: государственная финансовая политика, финансовая политика местных (муниципальных) органов власти и управления, финансовая политика организаций (предприятий).

Экономические законы предопределяют организацию финансов в хозяйстве. Однако практическая организация финансовых отношений может отличаться от тех отношений, которые диктуются законами. Объективная организация финансов модифицируется по формам своего практического проявления посредством проведения финансовой политики. Это обстоятельство фактически выступает непреложным экономическим законом.

Финансовая политика предприятий, фирм, компаний, корпораций, изучаемая как составная часть финансового менеджмента, оказалась выделенной из состава финансов организаций и представляет собой одну из составных частей финансовой науки. Эта наука исторически возникает и формируется из учения о деньгах и кредите.

Два других источника, составивших современную финансовую науку – учения о государственных финансах и финансах частных предприятий. Они возникают вместе с формированием и развитием товарно-денежных отношений и государства. Учение о финансах в государстве развивается на основе учений о деньгах, налогах, капитале, доходах, банках, бюджете.

(СЛАЙД 1) Корпоративная финансовая политика представляет собой политику в области денежно-финансовых отношений, направленную на сбалансирование финансово-экономических интересов сторон или участников ведения бизнеса. Корпоративная финансовая политика шире финансовой политики корпораций, поскольку корпоративность в финансовой политике находит свои проявления в практике не только в организационно сложных интегрированных структурах.

Финансовая политика корпорации входит в корпоративную финансовую политику и опирается на корпоративные экономические и финансовые отношения. Основывается же она на финансах организаций (предприятий) и государственных финансах. Обе финансовые политики сохраняют на корпоративном уровне все основные черты характерные для финансовой политики в целом.

Природа финансовой политики - экономическая и политическая. Финансовая политика - наука об использовании финансов для реализации финансово-политических целей и задач.

Финансовая политика всегда связана с распределением и перераспределением финансовых, бюджетных, кредитных ресурсов. В этом смысле, финансовая политика - есть искусство распределять и перераспределять денежную форму стоимости. Это предполагает ее направленность на создание условий для увеличения базы распределения.

(СЛАЙД 1) Финансовая политика - есть материализованная в финансовые решения и реализованная в практике,осознанная государством и обществом, предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями необходимость роста благосостояния общественного и частного капитала.

Финансовая политика представляет собой политическую форму практического проявления объективного содержания экономической категории финансы, выступающую на поверхности повседневной экономической жизни в превращенном субъективно-объективном виде и выражающуюся в верховенстве и императивности принятия решений по всему без исключения спектру вопросов связанных с управлением финансами.

Финансовая политика корпорации не тождественна его политике по управлению финансами. Управленческий аспект текущей и перспективной организации, функционирования и контроля за финансовыми отношениями составляет основу такой финансовой политики, но не исчерпывает ее содержания.

На самом деле финансовая политика любой организации выходит далеко за рамки чисто финансовых вопросов плана, мобилизации источников финансовых ресурсов и финансирования за счет них расходов.

Финансовая политика предстает как денежная, что шире собственно финансов. Через денежную форму выражения финансовая политика модифицируется в финансовую политику в области денежного оборота, производства, инвестиций, техники и технологии, снабжения и сбыта.

Объективная трансформация финансовой политики корпорации в расширенный спектр денежных отношений проявляется также в закономерном наличии диверсифицированного распределения, внутрисистемного перераспределения денежных средств и финансовых ресурсов, специальной политики в области социальных программ, оплаты труда и поощрений, денежнофинансового планирования, инновационной деятельности. Финансовая политика корпорации, проявляется как учетно-финансовая, требует особой организации учета, отчетности и внутреннего финансового контроля.

Таким образом, финансовую политику корпораций и других организаций нельзя рассматривать только в аспекте «чистых» финансов. Предмет ее гораздо шире совокупности финансовых отношений. Финансовая политика затрагивает и определяет глубинные вопросы поиска, возникновения, формирования, распределения, перераспределения, использования источника. При этом финансовая политика включает комплекс вопросов учетной, отчетной, налоговой, бюджетной, рублевой и валютной интерпретации такого источника.

Будучи денежной политикой, финансовая политика корпорации в своей основе направлена на улучшение финансовых показателей деятельности. Однако спектр решения задач финансовой политики гораздо шире собственно денежных аспектов работы корпорации. Он затрагивает и организационную стадию многих экономических процессов, вопросы структурных сдвигов и развития экономики в целом.

Финансовая политика государства и корпорации разновидность политики, как общественной категории. Финансовая политика государства и корпорации представляет собой политику использования политической формы совокупной экономической категории, выражающей всеобщность существования денег, бюджета, налогов, кредита. Эта политическая форма – форма объективного существования и организации финансов. По поводу объективной природы и самого существования финансов финансовая политика не активна. Она лишь по своему и в своих политических целях использует объективно данное. По поводу организации финансов, управления ими и результатов такого управления – финансовая политика активна.

Финансовая политика корпорации выступает как превращенная стратегией и тактикой денежная форма объективного существования таких экономических категорий как деньги, финансы, кредит, налоги, бюджет, цена, заработная плата. Практически реализуется через процесс управления денежным оборотом и финансами.

Финансовая политика корпорации может быть представлена как политика управления ее финансовой деятельностью. Политика управления финансовой деятельностью корпорации представляет собой не просто проводимую финансовую политику, а систему принятых политических и финансовых решений по трансформации существующего состояния бизнеса, которые могут быть очевидны, а нередко скрыты от поверхностного понимания.

Общие и глубинные основы проведения финансовой политики фиксируются и всецело предопределяются выдвигаемыми стратегическими целями и задачами для достижения этих целей. Под них неизбежно подстраивается практика управления денежно-финансовыми процессами, которая учитывает требуемые для реализации стратегии существенные по объему затраты денежных и финансовых ресурсов. Это позволяет определить финансовую политику как процесс реализации стратегических установок в области денежного оборота и финансов, осуществляемый в ходе управления денежнофинансовыми процессами. В этой связи финансовая политика может быть представлена как охватывающая стадии формирования и практической реализации система управленческих принципов и методов достижения стратегических и тактических финансовых целей и задач.

Финансовая политика, будь она долгосрочная, или краткосрочная всегда проистекает из своей экономической и политической природы. Соотношение первого и второго постоянно меняется, но непременно учитывается и сохраняется в ходе выработки и проведения финансовой политики. (СЛАЙД 2) По своему содержанию финансовая политика корпорации и других организаций проводится в рамках следующих основных направлений, отражающих ее сущность: реформирования финансовых отношений; стабилизации финансовых отношений; финансового оздоровления.

Первая – предусматривает достаточно широкий спектр изменений в организации финансов внутри корпорации, а также принятие мер по изменению внешних взаимоотношений в области финансов, денежного обращения и кредита. Политика реформирования проистекает из понимания необходимости кардинальных изменений не только в практической организации финансов, но в их общем строе, результатах финансово-хозяйственной деятельности, эффективности денежного оборота и финансов. Политика реформирования нередко предполагает проведение принципиально важных и крупных мероприятий подпадающих под понятие финансового строительства. Поэтому финансовая политика реформирования может быть представлена как политика в известной мере в области финансового строительства.

Стабилизация финансовых отношений предполагает не существенные изменения в составе и характере протекания финансовых отношений и процессов, а поправление их с целью недопущения ухудшения количественных параметров производственной и финансовой деятельности. Это взвешенная, без резких изменений в организации финансов предприятия и его финансовых взаимоотношениях с внешним миром, реалистическая политика консервативного толка.

Политика финансового оздоровления – политика управления финансовой деятельностью предприятия в условиях плохого финансового состояния, включая особые, чрезвычайные ситуации типа резкого подрыва финансовой устойчивости и перспективы банкротства. Политика финансового оздоровления выступает вынужденной мерой и может проводиться на базе существующей системы финансовых отношений, т.е. без глубоких преобразований экономики и финансов.

Другой вариант такой политики – сочетание принимаемых мер финансового оздоровления на новой организационной и финансово-экономической базе, т.е. финансовое оздоровление на базе ломки старых финансовоэкономических отношений организации. Такая политика предполагает не просто стабилизацию финансов, а стабилизацию и улучшение финансовой ситуации, в которой оказалось предприятие. Для этого часто меняется состав и характер протекания многих денежно-финансовых процессов и отношений.

Сущность финансовой политики также может проявляться через политику например, финансового развития, политику обеспечения устойчивого финансового роста. Финансовые политики развития, а также обеспечения устойчивого финансового роста могут иметь самостоятельное значение. Однако нередко они выступают закономерными модификациями практического проявления политик реформирования, стабилизации, финансового оздоровления. Выступают следующим шагом после получения успешного результата в реализации этих политик.

(СЛАЙД 3) По своему элементному составу финансовая политика корпорации и других организаций может быть подразделена на:

Ø бюджетную, включая налоговую, таможенную, политику получения гарантий и бюджетных ассигнований от различных звеньев бюджетной системы;

Ø внебюджетную политику, проводимую в отношении организаций

по уплате обязательных платежей, а также привлечения (получения) и расходования денежных средств на другие внебюджетные цели;

Ø политику в области контрактных расчетов и других платежей, предоставления коммерческих займов, получения банковских кредитов и других заемных средств;

Ø политику финансирования текущих расходов для обеспечения непрерывности финансово-хозяйственной деятельности, а также единовременных расходов, включая инвестиционные и инновационные;

Ø учетно-финансовую политику отражения финансовой деятельности по учету и в отчетности.

(СЛАЙД 4) По периоду охвата в планировании и сроку проведения политика управления финансовой деятельностью корпорации подразделяется на: оперативную, текущую и долгосрочную. Оперативное управление финансовой деятельностью охватывает такие периоды как дни, недели, месяц.

Текущая финансовая политика корпорации выступает как краткосрочная финансовая политика, проводимая поквартально в пределах года. Она предполагает практическую реализацию финансовой тактики. Последнюю, не следует отождествлять с самой краткосрочной финансовой политикой. Тактика разрабатывается и принимается на вооружение. Практически реализуется она через проведение текущей и оперативной финансовой политики.

Тактика не есть единственный компонент краткосрочной финансовой политики корпорации. В ее составе всегда есть внетактический элемент, связанный с новым для предприятия способом зарабатывания, или экономии в денежных расходах. Кроме того, тактика почти всегда переплетается со стратегией, реализуемой через проведение долгосрочной финансовой политики. Таким образом, тактика и стратегия первичны, проведение текущей и долгосрочной политик управления финансовой деятельностью вторичны.

Долгосрочная финансовая политика находит прямое воплощение не только в текущей, но даже в оперативной финансовой деятельности. Например, по определенным причинам принята жесткая установка, что организации корпорации в принципе не производят какие-либо финансовые операции, или не рассчитываются в каком либо отдельно взятом порядке, не платят комиссионные вознаграждения посредникам и т.п. Так долгосрочная политика управления финансовой деятельностью непосредственно входит в оперативную финансовую работу, в ходе которой принятые стратегические установки выполняются неукоснительно.

(СЛАЙД 5) По стадиям процесса воспроизводства политика управления финансовой деятельностью делится на политику в области: производства, распределения, обмена и потребления.

(СЛАЙД 6) По отраслевому признаку и видам деятельности политика управления финансовой деятельностью выступает как: промышленная, строительная, торговая, сельскохозяйственная, инвестиционная, транспортная, в области потребительского рынка, включая бытовое обслуживание, предоставление населению жилищных, коммунальных услуг и т.п.

(СЛАЙД 7) В ходе разработки и проведения финансовой политики корпорация неизбежно решает следующие крупные и принципиально важные

задачи:

- достоверное определение финансового состояния корпорации и систематический контроль за его изменением;

- выбор типа финансовой политики и соответствующей ему финансовой стратегии и финансовой тактики;

- выбор способа финансирования корпорации.

Достоверное определение финансового состояния корпорации и контроль за его изменением достигается на основе систематического проведения анализа финансово-экономической компоненты деятельности корпорации. В ходе такого анализа определяются параметры состояния финансов, их изменения и отклонения от запланированных. Финансовое состояние корпорации выступает базовой основой для избираемой, или применяемой модели эффективного управления финансами корпорации.

(СЛАЙД 8) Принято выделять три типа финансовой политики: консервативную, умеренную и агрессивную. Каждая из этих политик призвана обеспечить свой темп финансово-экономического роста и основывается на определении рационального для корпорации сочетания уровня доходности (рентабельности) с уровнем риска. Типы политик даны в порядке обеспечивающим нарастание темпов роста финансовых показателей, уровней доходностей, которым соответствуют нарастающие риски.

В основе выбора способа финансирования корпорации лежит решение вопросов о том, как именно, в каком порядке, каким методом мобилизовать и потратить имеющийся источник финансовых ресурсов и денежных средств. Финансирование расходов корпорации есть, прежде всего, коммерческое финансирование за счет собственных, заемных и привлеченных источников. Проявляется как внутреннее финансирование, а также как внешнее финансирование за счет средств бюджетной системы и сторонних организаций, физических лиц.

Для предприятий и организаций, входящих в состав корпорации, в качестве внешнего финансирования может выступать также финансирование их расходов в порядке перераспределения за счет и в пределах, имеющихся внутри корпорации источников в целом.

Часто способ финансирования расходов корпорации носит смешанный характер, т.е. осуществляется через сочетание внутренних и внешних источников, традиционных и специфических способов организации процессов мобилизации и расходования источников. При этом особые способы финансирования расходов корпораций связаны, например, со схемным финансированием в порядке лизинга и толлинга, вексельным, зачетным, залоговым, проектным, венчурным финансированием расходов.

Место финансовой политики корпорации обусловлено соподчинением ее экономической политике организации. При этом корпоративная финансовая политика выступает весомой частью финансовой политики проводимой в хозяйстве. Корпоративная финансовая политика в составе финансовой политики в целом выступает одной из составных частей финансовой науки.

Значение финансовой политики в развитии корпорации определено значимостью финансово-кредитного ресурса для реализации финансовоэкономических задач и достижения поставленных корпорацией политических, экономических, социальных целей.

Роль финансовой политики корпорации состоит в возможности влиять через систему денежных, распределительных отношений практически на все стороны и результаты, темпы и пропорции финансово-экономической деятельности. При этом важную роль в таком влиянии играют формируемые и используемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности денежные фонды и резервы стабилизирующего, накопительного, поощрительного, инновационного характера, а также собственно эффективность производимых затрат, вложений, расходов денежных средств и финансовых ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: