О педагогической рефлексии. Развить педагогическую рефлексию также важно и необходимо, как научиться конструировать педагогический процесс. Студенту трудно судить о том, развита ли и в какой степени у него педагогическая рефлексия (далеко не каждый студент может сказать с определенностью, развита ли у него рефлексия как общая способность). Тем не менее для проверки этой способности можно предложить конкретное задание: во время наблюдения за уроками (в первые же дни практики в школе) определить, проявляла ли учительница педагогическую рефлексию и по каким признакам это было установлено. К признакам проявления педагогической рефлексии можно отнести следующие:
1)учитель высказывает учащимся сомнение в том, что они его понимают («Я вижу, что не всем понятно задание..., Сережа, ты хочешь о чем-то спросить.....»);
2)учитель формулирует вопросы, положения, мысли и т.п. в нескольких вариантах, стремясь, чтобы его поняли все ученики;
3)учитель предлагает детям проконтролировать его записи на доске, словесные формулировки и др.;
|
|
4)учитель исправляет свои неверно построенные фразы, ошибочные записи, другие действия, понимая, что недопустимо демонстрировать их как примеры для подражания;
5)учитель просит извинения у ребенка за неудачно сказанные суждения о его работе или о нем, поняв, что обидел ребенка;
6)учитель выражает детям благодарность, признательность («Сегодня вы меня порадовали своей активностью, самостоятельностью......Вы мне очень помогли этим.......»);
7)учитель делится своими наблюдениями за учащимися («Что-то сегодня вы не настроены на мою волну...не все слушают меня «);
8)учитель во время монолога или беседы меняет интонацию, силу звука, тон голоса, реагируя на отклонения в дисциплине учащихся;
9)учитель меняет выражение лица, использует мимику и пантомимику (например, во время объяснения прикладывает палец к губам, призывая учащихся к прекращению мешающего разговора, укоризненно и молча покачивает головой, глядя на ребенка, и т.п.).
По результатам выполнения этого задания можно судить о том, известны ли студенту признаки проявления учителем педагогической рефлексии и может ли он на практике применить эти знания.
О развитии своей эмоциональной сферы студент судит по собственным чувствам, состояниям в различных учебных, жизненных ситуациях (если есть опыт педагогической деятельности, то по проявлениям чувств и управлению эмоциональными состояниями в профессиональных условиях).
Определение индивидуальных целей педагогической практики возможно только самим студентом (на основе данных диагностики и номенклатуры педагогических умений, профессионально значимых свойств и качеств). Это способствует также развитию целеполагания (как компонента деятельности по саморазвитию).
|
|
Примерная номенклатура целей:
сформировать у себя такие-то умения (даются конкретные названия умений);
развить такие-то умения;
научиться применять такие-то умения в реальной школьной практике;
проверить эффективность таких-то умений (уже сформированных у меня) в реальных педагогических ситуациях;
научиться рефлексировать в реальном педагогическом процессе (осознавать свое эмоциональное или физическое состояние, осознавать собственные побуждения, понимать реакцию учащихся на свои действия и слова и др.);
сформировать у себя такие-то качества педагогического мышления (например, гибкость, мобильность, системность и т.д.);
развить учебную и профессиональную мотивацию (например, определить цель своей профессиональной деятельности для стажерского периода - по окончании вуза, или проявить заинтересованность научной стороной деятельности педагога, опытом проведения нестандартных уроков, педагогического общения конкретного учителя и т.п.);
сформировать (развить) такие-то профессионально значимые качества личности (например, терпение, отзывчивость, доброту и др.);
научиться управлять собственными эмоциональными состояниями в процессе общения с детьми, с их родителями, с коллегами и др.;
научиться применять приемы аттракции и выбирать приемлемые для общения с конкретными детьми;
научиться видеть весь класс во время занятий;
научиться чувствовать время в ходе занятия;
научиться замечать положительные и отрицательные достижения (в работе учителя, в собственной деятельности, в деятельности детей).
В соответствии с поставленными перед собой целями каждый студент выбирает задания. Задания ориентируют на развитие педагогических умений и профессионально значимых свойств и качеств индивидуальности и личности. Каждый студент в соответствии с результатами самодиагностики и своими склонностями и интересами составляет свой набор заданий, за которые в конце практики будет отчитываться (примеры заданий представлены в Приложении 2).
Намеченные студентом цели и задания записываются в «Индивидуальной программе саморазвития»