Учет земель в субъекте РФ и в целом в Российской Федерации

Цель создания единой информационной базы ГКН. Состав и структура Единой базы кадастровых данных о земле и недвижимости. Земельный фонд Саратовской области.

В соответствии со сложившейся ситуацией земельные ресурсы рассматриваются не только как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность социума, но и как обособленные земельные участки — части­ территории субъекта РФ, муниципального района, города и т. д., имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном кадастре недвижимости.

Само по себе управление земельными ресурсами представляет собой систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на сферу земельных отношений, которое позволяет достигнуть наиболее эффективного использования земельных ресурсов страны. Эффективность использования земельных ресурсов определяется рядом критериев. Среди основных из них можно отметить социальный, экологический и экономический критерии. В зависимости от ступени развития, на которой находится общество, приобретает важность тот или иной критерий.

В настоящее время в условиях развития земельного рынка происходит ориентация на экономический критерий эффективности, который, как правило, выражается в денежном эквиваленте, а его экономический смысл сводится к получению действительного валового дохода от управленческой деятельности (земельный налог, плата за предоставление различных картографических материалов, доход от лицензированной деятельности, предоставление информации консультационного характера и т.д.)

Одним из важнейших факторов управления земельными ресурсами является система государственного земельного кадастра, которая служит информационной его основой. Информационная база данных государственного земельного кадастра базируется на учетной системе земельных участков и их основных характеристик. Из-за значительных объемов информации, с которыми приходится работать, система государственного земельного кадастра является автоматизированной и ведется по единым правилам, а данные заносятся в установленные законодательством формы.

На современном этапе развития экономики страны в целом и земельных отношений в частности, перед Россией и рядом других европейских стран стоят новые проблемы и задачи. Первый Конгресс Европейского Сообщества, посвященный проблемам земельного кадастра, проходивший с 15 по 17 апреля 2002 года в Гранаде выдвинул основную задачу, решить которую необходимо в ближайшем приближении. Это определение общих концептуальных позиций и стандартов, связанных с ведением кадастра, а так же создание единой системы информационных данных земельного кадастра, при помощи которой европейские страны смогли бы легко обмениваться опытом и хорошо понимать друг друга.

Но прежде чем приступить к решению данной задачи, необходимо создать Единую информационную базу данных земельного кадастра на территории самой России (далее БД ЗК), которая послужила бы основой Единой информационной базы данных Европейского Сообщества.

Предпосылкой для создания такой БД ЗК послужила ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)», дальнейшее развитие она получила в Подпрограмме (на 2007-2012 гг.), а Постановлением Правительства РФ от 10.10.2013 №903 «О федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета продлена на период до 2014-2019 гг.

Этими программами продекларирована необходимость создания единой БД ЗК, которая включала бы в себя сведения не только о земельных участках, но и об иных объектах недвижимости тесно связанных с ними. Результатом формирования данной информационной системы должна стать база данных экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствования системы управления недвижимостью. В основу данной ФЦП заложен принцип, определяющий, что одной из важнейших стратегически целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.

Основой для создания Единой базы кадастровых данных о земельных участках и иных объектах недвижимости тесно связанных с ними согласно рассматриваемой ФЦП, является система кадастра недвижимости. Это обусловлено рядом причин:

земельный участок является уникальной невоспроизводимой и неперемещаемой учетной единицей, покрывающим всю территорию РФ, что исключает возможность возникновения пробелов в учетной системе (наличие неучтенных земельных участков);

земельный участок является базисным объектом недвижимости, с которым связаны все остальное недвижимое имущество (здания, строения, сооружения, многолетние насаждения, замкнутые водные объекты и др.).

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляет федеральный орган исполнительной власти, имеющий строгую вертикаль вплоть до муниципального образования, что во многом облегчает движение информационных потоков в системе.

В настоящей момент АИС ГКН является единственной системой на территории РФ, которая функционирует в соответствии с федеральным законом и по единым правилам, а также содержит информацию об иных объектах недвижимости.

До 2000 г ведение ГЗК сводилось к составлению отчетов о наличии земель и их распределении по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям по состоянию на 1 января каждого года по форме № 22, утвержденной Госкомстатом России. Эти формы являются базовыми документами ГЗК.

Новые подходы к управлению земельными ресурсами требуют изменений в составе сведений и технологическом процессе ведения ГЗК.

Конституцией РФ (ст.ст.71,72) установлено, что государственная собственность в России выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов). Согласно ст.125 и ст.214 Гражданского Кодекса реализация права собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации возлагается на органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в рамках их компетенции. Поэтому кроме традиционных функций государственного управления земельными ресурсами на эти органы возлагаются функции по распоряжению земельной собственностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению иных имущественных прав и обязанностей. С целью реализации этих функций 17 июля 2001 года был принят Федеральный закон (№172-ФЗ) «О разграничении государственной собственности на землю». В связи с этим БД ЗК должна быть подразделена на три уровня:

уровень Российской Федерации, где содержатся сведения о земельных и участках иных объектах недвижимости, находящихся в собственности РФ;

уровень субъекта, где содержатся сведения о земельных и участках иных объектах недвижимости, находящихся в собственности субъекта РФ;

уровень муниципального образования, где в отдельном информационном сегменте содержатся сведения о земельных участках и иных объектах недвижимости, находящихся в собственности муниципального образования. В другом сегменте на этом же уровне содержатся сведения о земельных участках и иных объектах недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, не зависимо от форм собственности.

Формирование в рамках ГЗК информационной базы о федеральных землях, землях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с целью создания их реестров, осуществляется в следующей последовательности:

1. Состав сведений устанавливается в законодательном порядке для каждого уровня иерархии и является обязательным при его ведении. Эти сведения являются федеральной собственностью, процессы их формирования и актуализации финансируются из федерального бюджета. Законодательством субъекта РФ перечень может быть расширен. Дополнительные сведения являются собственностью субъекта РФ и финансируются из его бюджета.

2.Сведения о земельных участках направляются в ГЗК в обязательном порядке органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при их установлении или изменении.

3.Сведения о территориальных зонах предоставляются в ГЗК в обязательном порядке органами государственной власти или местного самоуправления, решениями которых они устанавливаются или изменяются.

4.Сведения об изменениях экономических характеристик земельных участков направляются для занесения в ГЗК органами оценки земель в порядке, определенном законодательством РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: