Стратегический анализ финансово-экономической безопаскости предприятия

Анализ среды предполагает изучение двух его частей: внешней и внутренней среды.

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда является источником, поставляет организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Но ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие организации, находящиеся в том же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным последствиям.

Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которая бы позволили ей поддерживать ее потенциал на уровне, который необходим для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживания в долгосрочной перспективе.

Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макросреды и непосредственного среды, т.е. мезооточення.

Анализируя внешнюю и внутреннюю среду, необходимо выявить возможности и угрозы предприятия, его сильные и слабые стороны.

Макросреда – это совокупность факторов, формирующих долгосрочную прибыльность организации предприятия и на которые организация предприятия не может влиять вообще или имеет незначительное влияние.

Анализ макросреды включает изучение влияния таких компонентов среды, как состояние экономики; правовое регулирование; политические процессы; социальную составляющую общества, технологический развитие общества, демографические факторы.

Изучение экономической компоненты макросреды позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Она предусматривает изучение таких характеристик, как величина ВНП, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налога, платежный баланс, конъюнктура рынка и т.д..

При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы, тип и уровень развития конкурентных отношений.

Анализ правового регулирования предполагает изучение законов и других нормативных актов, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции и для совершенствования уже существующей, а также для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

Анализ макроокружения является важным при разработке и реализации стратегии, поскольку экономический и политический кризис, покупательная несостоятельность, уровень безработицы, уровень инфляции значительно влияют на спрос товара предприятия. Исходя из этого, предприятие должно разработать такую ​​стратегию, чтобы увеличить спрос на свой товар и защитить предприятие от опасностей и угроз внешней среды.

Мезооточення-это непосредственный прямой влияние факторов внешней среды на предприятие.

Непосредственное среда анализируется по следующим складовимих: поставщики; потребители; конкуренты.

Анализ каждого из данных субъектов конкуренции ведется учитывая конкурентную силу и конкурентные возможности. Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию разнообразной сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансовыми и т.д., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество продукции, которую она производит. Поставщики, если они обладают большой силой, способные поставить организацию в значительную зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и потенциал для того, чтобы построить с ними такие отношения, обеспечивающие организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.

Анализ потребителей как компоненты непосредственного среды организации прежде имеет целью составление профиля тех, кто покупает продукцию, которую реализует организация. Изучение потребителей позволяет организации лучше выявить то, на какой объем продаж может рассчитывать организация, насколько можно расширить круг потенциальных потребителей, ожидает продукцию в будущем и так далее.

Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурентов и на основе этого сформировать свою стратегию конкурентной борьбы. Субъектами конкурентной среды могут быть не только конкуренты, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке, а также и те фирмы, которые могут войти на рынок или изготавливают товары-заменители.

Анализ внутренней среды открывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет лучше уяснить цели организации, верно сформулировать миссию и выявить сильные и слабые стороны предприятия, возможные внутренние угрозы финансово-экономической безопасности. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает существование своим работникам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т.п..

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; научные исследования и разработки, производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики; финансы фирмы, маркетинг, организационная культура.

При разработке стратегии обеспечения финансово-экономической безопасности особое внимание при анализе внутренней среды следует обращать на финансовое состояние предприятия, а именно: рентабельность, финансовую устойчивость, проанализировать основные показатели финансовой безопасности.

Стратегический анализ с помощью SWOT-анализа - это определенное сочетание факторов (угроз и возможностей), что отрицательно и положительно влияют на деятельность предприятия и объективно существуют в его внешнем окружении и субъективно оценены руководителями, с относительно сильными и слабыми сторонами в функционировании предприятия. К тому же, самые большие угрозы возникают тогда, когда негативное развитие ситуации в среде накладывается на слабые стороны предприятия. Возможности - это ситуации во внешней среде, позитивный процесс или явление, при которых предприятие способно проявить свои сильные стороны. Нужно своевременно выявлять угрозы с целью предотвращения кризиса предприятия, а знания о потенциальных возможностях позволяет заранее подготовиться к эффективному их использованию.

Широкое применение и развитие SWOT-анализа объясняется следующими причинами: стратегическое управление связано с большими объемами информации, которую нужно собирать, обрабатывать, анализировать, использовать, а затем возникает потребность поиска, разработки и применения методов организации такой работы.

Матрица SWOT-анализа - это своеобразная форма. Такой анализ не содержит окончательной информации для принятия управленческих решений, но позволяет упорядочить процесс обдумывания всей имеющейся информации с использованием собственных мыслей и оценок. Для любого руководителя или управленческого работника, ориентированного на текущую работу, это полезное дело, которое требует от всех, кто применяет SWOT-анализ, задуматься над сложившейся ситуацией, и подумать над перспективой.

В этих условиях повышается роль руководителя-стратега, разрабатывает те или иные мероприятия по возведению стратегического баланса, поскольку можно разработать неадекватные меры, «гасят» возможности, принимая их за угрозы.

Кроме того, SWOT-анализ позволяет формировать общий перечень стратегий предприятия с учетом их особенностей: в соответствии с содержанием стратегии - адаптации к (или формирование влияния на) среды. SWOT-анализ выдержал проверку временем и до сих пор доказывает свою необходимость как важный элемент рационалистического подхода для разработки и реализации стратегии.

Нужно учитывать следующие особенности SWOT-анализа: субъективность характера отбора факторов, составляющих сильные / слабые стороны предприятия по степени их важности, а также специфику восприятия менеджерами влияния факторов внешней среды; вероятность и риск отнесения факторов к той или иной группе (прошлые преимущества могут в будущем стать недостатками и наоборот); быстро изменяясь, среда требует постоянного внимания к себе.

Существует достаточно много определений отдельных элементов SWOT-анализа, в частности:

– сильные стороны (strength) - внутренние возможности (навыки, потенциал) или ресурс, которые могут обусловить формирование конкурентного преимущества;

– слабые стороны (weaknesses) - виды деятельности, которые фирма осуществляет недостаточно хорошо, или ресурсы, подсистема потенциала, неправильно используются;

– возможности (opportunities) - альтернативы, которые может использовать предприятие для достижения стратегических целей (результатов);

– угрозы (threats) - любые процессы или явления, препятствующие движению предприятия или организации в направлении достижения своих миссии и целей.

Широкое применение и развитие SWOT-анализа объясняются следующими причинами: стратегическое управление связано с большими объемами информа-ции, которую отрибно собирать, обрабатывать, анализировать, использовать, а затем возникает потребность поиска, разработки и применения методов организации такой работы.

При проведении SWOT-анализа необходимо определить не только возможности и угрозы внешней среды организации, но и выявить вероятность использования и влияние выбранных возможностей и угроз на результаты деятельности организации. Сначала оценивают вероятность использования возможностей и их влияние на деятельность организации, строят матрицу возможностей.

Аналогично осуществляется анализ угроз и строится матрица угроз. Последствия, к которым может привести реализация угрозы, могут проявиться через разрушение организации, приведение ее к критическому состоянию, тяжелого состояния или легких повреждений. Выявление в процессе анализа факторов, которые классифицируются как угрозы внешней среды, записывают на полях матрицы. Следующим этапом SWOT-анализа является оценка факторов внутренней среды организации.

Для этого используют метод определения профиля внутренней среды. Для каждого фактора приводится экспертная оценка его значения.

Проведенный анализ факторов внутренней и внешней среды и ранжирование их по степени влияния на деятельность организации позволяет сформировать конкретный перечень слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей. Установление связей между наиболее влиятельными слабыми и сильными сторонами организации, угрозами и возможностями внешней среды - заключительный этап процесса SWOT-анализа.

Для установления взаимосвязей строится матрица SWOT-анализа.

Метод построения профиля внешней среды сводится к оценке каждого из выявленных факторов по следующей шкале:

а) важность фактора: высокая - 3 балла, средняя - 2 балла; низкая - 1 балл.

б) влияние на организацию: сильный - 3 балла умеренный - 2 балла, отсутствие влияния - 0 баллов.

в) направление воздействия: положительный - «+1»; отрицательный - «- 1».

По результатам оценки определяют интегральную оценку, как произведение трех критериев. После выбора соответствующей стратегии по обеспечению финансово-экономической безопасности необходимо провести оценку разработанной стратегии для того, чтобы проверить, что разработанная стратегия обеспечит достижение предприятием своих целей в условиях изменений внутренней и внешней среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: