Л Формирование обобщающего понятия «семья»

— С кем вы живете дома? (С мамой, папой, братом, сестрой, бабушкой, дедушкой.)

— Почему дети всегда живут с взрослыми?

ПАПА, МАМА, ВАШИ СЕСТРЫ И БРАТЬЯ — ЭТО ВАША СЕМЬЯ

— Вы все вместе живете в одной квартире, вместе кушаете, вместе гуля­ете — ЭТО ВАША СЕМЬЯ.

— В семье бывают взрослые и дети. Кто в семье взрослый? (Мама и папа.)
—Иногда в семье живут еще БАБУШКА и ДЕДУШКА. Они тоже взрослые.

— Семьи могут быть большими и маленькими. (Объяснить.)

—В семье может быть один, два, три и больше детей. Сколько детей в ва­шей семье?

— Посмотрите на картинку и скажите, сколько человек в этой семье. По­кажите маму и папу. (Рис. 9.)

Что делает мама?

Что делает папа?

Сколько в этой семье детей?
Как мама называет этого мальчика? (Сын, сы­нок.)
Как называет папа этого мальчика? (Тоже сын, сынок.)
Как мама и папа на­зывают маленькую девочку? (Дочка, доченька.)
—Поиграем.
Учитель-дефектолог распределяет роли (мама, папа, маленькая девочка, маленький мальчик) в соответствии с изображением на картинке. Каждый персонаж отвечает на вопрос: КТО У ТЕБЯ ЕСТЬ? Я — ДЕВОЧКА. У МЕНЯ ЕСТЬ ПАПА, МАМА, СЕСТРА И ДВА БРАТА

Я — МАЛЬЧИК. У МЕНЯ ЕСТЬ МАМА, ПАПА, ДВЕ СЕСТРЫ И БРАТ

Я — МАМА. У МЕНЯ ЕСТЬ ДВЕ ДОЧКИ, ДВА СЫНА И МУЖ

Я —ПАПА. У МЕНЯ ЕСТЬ...

Рис. 10

Г Образование формы творительного падежа единственного числа. Дидактическое упражнение «С кем разговаривает Вова?» (рис. 10) — Это мальчик Вова, а это — его семья. Скажите, с кем он разговаривает. ВОВА РАЗГОВАРИВАЕТ С МАМОЙ ВОВА РАЗГОВАРИВАЕТ С СЕСТРОЙ и т. д.

Г Образование уменьшительно-ласкагельной формы существитель­ных единственного числа от слов, обозначающих родственные отношения

— Вы любите свою маму? Как вы ее ласково называете?

МАМОЧКА

— Как можно ласково назвать папу? Сестру? Брата? Сына? Дочку?

— Попросите что-нибудь у своей мамы, только не забывайте, что просить нужно ласково.

МАМОЧКА, ПОЧИТАЙ, ПОЖАЛУЙСТА, КНИЖКУ! МАМОЧКА, НАРИСУЙ, ПОЖАЛУЙСТА, КАРТИНКУ! и т. д.

— Попросите у брата или у сестры карандаш, ручку, игрушку.

Г Образование уменьшительно-ласкательной формы от имен соб­ственных. Игра «Ласковые имена»

— Как ваша мама вас ласково называет?

СЕРЕЖЕНЬКА ЛЮДОЧКА

ВЕРОЧКА ПАВЛИК

— У меня флажок. Будем называть детей ласковыми именами. Тот, кому дадим флажок и кого назовем ласковым именем, выйдет в круг и потанцует.

ХОРОВОД ВОДИЛИ,

ЛАСКОВЫМИ БЫЛИ,

В КРУГ ВЫЗЫВАЛИ,

ИМЯ НАЗЫВАЛИ.

ВЫЙДИ, ЛЕНОЧКА, В КРУЖОК,

ВОЗЬМИ, ЛЕНОЧКА, ФЛАЖОК,

ПОПЛЯШИ! Ребенок танцует с флажком и передает его другому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: