Ключевые факторы успеха есть общие для всех предприятий отрасли факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции. Дело не в том, может или не может конкретная фирма в настоящее время реализовать эти факторы. Задача заключается в определении факторов, дающих в данной отрасли ключ к успеху в конкуренции. Выделение КФУ для конкретной отрасли есть первый шаг, за которым должна последовать разработка мероприятий по овладению КФУ, характерных для отрасли. Эта работа представляет собой существенную часть разработки стратегического плана предприятия с учетом характера целей и задач развития, как их представляет себе руководство предприятия. КФУ должны рассматриваться как фундамент разрабатываемой стратегии. КФУ не одинаковы для разных отраслей, а для конкретной отрасли могут меняться во времени. Тем не менее, можно попробовать выделить базовые КФУ, некоторые из которых приведены ниже. Задача аналитиков заключается в том, чтобы выделить 3-5 наиболее важных на ближайшую перспективу КФУ, например путем ранжирования всех выделенных факторов, имеющих значение для данной отрасли. Именно они должны потом лечь в основу стратегии предприятия.
|
|
1. КФУ, основанные на научно-техническом превосходстве:
· опыт организации научных исследований (важен в отраслях высокой технологии);
· способность быстрого осуществления технологических и (или) организационных нововведений;
· наличие опыта работы с передовыми технологиями.
2. КФУ, связанные с организацией производства:
· низкие издержки производства;
· высокое качество производимых товаров;
· высокая фондоотдача (для фондоемких отраслей);
· выгоды, связанные с местоположением предприятия;
· наличие доступа к квалифицированной рабочей силе;
· отлаженное партнерство с хорошими поставщиками;
· высокая производительность труда (для трудоемких отраслей);
· низкие издержки на НИОКР и технологическую подготовку производства;
· гибкость в производстве различных моделей и типоразмеров, возможность учета индивидуальных запросов покупателей.
3. КФУ, основанные на маркетинге:
· хорошо организованная собственная распределительная сеть или наличие твердых партнерских отношений с независимой распределительной сетью;
· низкие издержки распределения;
· быстрая доставка;
· хорошо подготовленный персонал, занятый сбытом;
· доступный и хорошо организованный сервис;
· аккуратное выполнение заказов;
· широта ассортимента и возможность выбора товаров;
· привлекательная, надежная и удобная упаковка;
· наличие гарантий на товары и гарантий выполнения обязательств.
|
|
4. КФУ, основанные на обладании знаниями и опытом:
· профессиональное превосходство, признанный талант (фактор имеет огромное значение в сфере профессиональных услуг);
· обладание секретами производства;
· умение создавать оригинальный и привлекательный дизайн товаров;
· наличие опыта в определенной технологии;
· использование умной, захватывающей рекламы;
· умение быстро разрабатывать и продвигать новую продукцию.
5. КФУ, связанные с организацией и управлением:
· наличие эффективных и надежных информационных систем;
· способность руководства быстро реагировать на изменение рыночных условий;
· опытная в данной сфере деятельности и хорошо сбалансированная управленческая команда.
6. Возможно выделение и других КФУ, например:
· наличие хорошей репутации у потребителей;
· доступ к финансовому капиталу;
· признание фирмы как безусловного лидера отрасли и др.