Г Образование разнопрефиксальных глаголов

—По улице ехала красная машина. Смотрите на картинки и говорите, как она ехала.

ИЗ ГАРАЖА... (ВЫЕХАЛА) ОТ ДОМА... (ОТЪЕХАЛА) ПО УЛИЦЕ... (ЕХАЛА) ПОД МОСТ... (ВЪЕХАЛА) ПЕРЕКРЕСТОК... (ПЕРЕЕХАЛА) К ДЕТСКОМУ САДУ... (ПОДЪЕХАЛА) НА ОБОЧИНУ... (СЪЕХАЛА) К ПАРКУ... (ПРИЕХАЛА) Л Г Р Распространение предложений определениями и обстоя­тельствами. Согласование прилагательных с существи­тельными в роде, числе и падеже

— Закончите предложения, отвечая на вопросы:

ЕДУТ МАШИНЫ (Где едут? Какие машины?) — ПО УЛИЦЕ ЕДУТ БОЛЬШИЕ МАШИНЫ

ПЕШЕХОДЫ ПЕРЕХОДЯТ УЛИЦУ (Какие пешеходы? Как переходят?)—

МАШИНА ПОЛИВАЕТ УЛИЦУ (Какая машина? Чем поливает? Ка­кую улицу?) —...

НА СВЕТОФОРЕ ЗАЖЕГСЯ СВЕТ (На каком светофоре? Какой свет?)—... и т. д.


? Отгадываниезагадки ВОТ СТОИТ НА УЛИЦЕ В ДЛИННОМ САПОГЕ ЧУДИЩЕ ТРЕХГЛАЗОЕ НА ОДНОЙ НОГЕ.

ЗАПЫЛАЛ У ЧУД ИЩА ИЗУМРУДНЫЙ ГЛАЗ, ЗНАЧИТ, МОЖНО УЛИЦУ ПЕРЕЙТИ СЕЙЧАС.

(Светофор.) Словарная работа: ЧУДИЩЕ, ТРЕХГЛАЗОЕ, ЗАПЫЛАЛ, ИЗУМРУДНЫЙ.



ЗАНЯТИЕ «Транспорт»

№ 1 Тема «Транспорт» Задачи:

— формировать обобщающее понятие «транспорт», знакомить детей с на­званиями частей машины, дифференцировать городской транспорт, показать отличия различных видов транспорта;

— учить детей составлять описательный рассказ;

— упражнять в образовании формы множественного числа существи­тельных.

Л Формирование обобщающего понятия «транспорт» Наступило лето. Мои знакомые дети Саша и Маша собрались по­ехать к своим бабушкам в гости. У Саши бабушка живет в том же городе, а у Маши — в деревне. Давайте подскажем детям, на чем они могут поехать к своим
бабушкам. На чем поедет Саша? А Маша?

— Посмотрите на картинки и скажите, как можно все изображенное на них назвать одним словом. ТРАНСПОРТ

— Для чего нужен транспорт?

— Назовите, какие виды транспорта здесь нарисованы. (Детям пока­зываются картинки.)

МЕТРО ТАКСИ МОТОЦИКЛ АВТОБУС ПОЕЗД ВЕЛОСИПЕД ТРАМВАЙ САМОЛЕТ ТРОЛЛЕЙБУС ЛОДКА КОРАБЛЬ

— Какой транспорт перевозит людей и грузы только в городе?

— Какой транспорт может ездить на большие расстояния?

— Какой транспорт может перевозить одновременно много людей?

— Какой транспорт может везти только одного, двоих или троих человек?

— Часто ли вы ездите на транспорте и куда? Я ЕЗЖУ НА АВТОБУСЕ К БАБУШКЕ Я ЕДУ ТРАМВАЕМ В ДЕТСКИЙ САД П Закрепление названий различных видов транспорта —Я прочитаю короткий рассказ, а вы, если услышите в нем названия видов транспорта, хлопните в ладоши.

В ВОСКРЕСЕНЬЕ КОСТЯ И СВЕТА СОБРАЛИСЬ НА ДАЧУ. ОНИ СЕЛИ В ТРОЛЛЕЙБУС И ПОЕХАЛИ НА ВОКЗАЛ. СВЕТА И КОСТЯ УСТРОИЛИСЬ ОКОЛО ОКНА И С ИНТЕРЕСОМ СМОТРЕЛИ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ВОКРУГ. МИМО НИХ ПРОЕХАЛА МАШИНА. НА ОСТАНОВКЕ ИХ ОБОГНАЛ АВТОБУС. В ДЕТСКОМ ПАРКЕ МАЛЬЧИКИ КАТАЛИСЬ НА ВЕЛОСИПЕДАХ НА ВОКЗАЛЕ МАМА КУПИЛА БИЛЕТЫ. ВСКОРЕ ПОДОШЕЛ ЭЛЕКТРОПОЕЗД. И ВСЕ СЕЛИ В ВАГОН НА ДАЧЕ ИХ ВСТРЕТИЛА БАБУШКА.

Называние частей машины, автобуса, троллейбуса, трамвая

ОКНА

—Рассмотрим модель авто­буса и назовем ее части. (Рис. 89.)

—Где сидит шофер? (Шофер сидит в кабине.)

—Где сидят пассажиры? (Пас­сажиры сидят в салоне.)

- Как они заходят в автобус?

- Почему в автобусе светло?
- Сколько в автобусе окон?

— Пассажиры сидят в автобусе или стоят?

Сколько пассажиров одновре­менно может перевезти автобус? (Очень много.)

Какой вид транспорта очень похож на автобус? (Рис. 90.) ТРОЛЛЕЙБУС

— Чем он отличается от автобуса? (Есть штанги, провода.)

— Для чего нужны штанги и провода? (По проводам идет ток, через штан­гик троллейбусу. Без тока троллейбус не может ехать.)

— Кто водит троллейбус?

— Покажите у троллейбуса ОКНА, ДВЕРИ, ФАРЫ, КОЛЕСА, КАБИНУ, САЛОН, ШТАНГИ.

— Какой еще транспорт движется с помощью электрического тока? ТРАМВАЙ


— Чем трамвай отличается от троллейбуса? (Вместо штангидуга, ез­дит по рельсам) (Рис. 91.)

«РЕЛЬСЫ"

— У трамвая чаще всего бывает два вагона. Покажите на картинке вагоны трамвая, ДУГИ, РЕЛЬСЫ, САЛОН, КАБИНУ

Кого перевозят трамваи, автобусы, троллейбусы?

— Какой транспорт перевозит грузы?

—Эта машина перевозит грузы, она так и называется ГРУЗОВАЯМАШИНА.

— Назовем части грузовой машины. (Рис. 92.)

— Куда кладут или насыпа­ют грузы? (В кузов.)

— Где сидит шофер? (Шо­фер сидит в кабине.)

— Такая грузовая машина может перевезти очень тяжелый груз.

— Что можно погрузить в такую машину? (Песок, кирпичи.)

— Как называется эта машина? ЛЕГКОВАЯ МАШИНА

— Почему она так называется?

— У легковой машины есть кузов?

— Куда кладут вещи? (В багажник.)

— На наших улицах можно встретить транспорт для одного или двоих человек. Вы знаете такой транспорт?

МОТОЦИКЛ ВЕЛОСИПЕД Г Образование формы множественного числа существительных

Показывается картинка, на которой изображены различные виды транс­порта и пешеходы с детьми.

— Рассмотрите картинку и назовите транспорт, который вы видите.

ГРУЗОВЫЕ МАШИНЫ ЛЕГКОВЫЕ МАШИНЫ АВТОБУСЫ МОТОЦИКЛЫ

ТРОЛЛЕЙБУСЫ ВЕЛОСИПЕДЫ и т. д.

— Детская коляска, которую везет женщина, это транспорт? (Нет.)

— Много ли транспорта вы видите на картинке? Скажите об этом.

МНОГО МАШИН МНОГО АВТОБУСОВ МНОГО ТРАМВАЕВ и т. д.

Р? Составление описательного рассказа с опорой на схему (рис. 93)

—В коробке — подарок для вас. Это игрушка. Вы узнаете, какая, если
отгадаете загадку.

ДОМ ПО УЛИЦЕ ИДЕТ,

НА РАБОТУ ВСЕХ ВЕЗЕТ.

НЕ НА КУРЬИХ НОЖКАХ,

А В РЕЗИНОВЫХ САПОЖКАХ. (Автобус.)

—Правильно, это игрушечный автобус. Если его завести ключиком,
автобус поедет. Давайте расскажем, как он выглядит.

Рис. 93

1. ЧТО ЭТО?

2. КАКИЕ ЧАСТИ ЕСТЬ У АВ­ТОБУСА?

3. КАКОГО ЦВЕТА АВТОБУС?

4. КАКИЕ ОКНА? КАКИЕ ДВЕРИ? СКОЛЬКО ИХ?

5. ЧТО НАПИСАНО НА АВТОБУСЕ? (НОМЕР.)

6. ГДЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ?

7. ГДЕ МЕСТА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ?

8. ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН АВТОБУС?

9. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ХОЧЕШЬ РАССКАЗАТЬ ОБ АВТОБУСЕ?

№ 2 Тема «Транспорт» Задачи:

— формировать у детей знания и представления о транспорте, провести его элементарную классификацию;

— отрабатывать образование формы множественного числа существи­тельных и формы предложного падежа единственного и множественного числа с предлогом НА и конструкцией с условным наклонением глагола;

— учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Л Р Закрепление знаний и представлений о транспорте - Какие виды транспорта вы знаете? Назовите их. ТРАМВАЙ АВТОБУС ТРОЛЛЕЙБУС АВТОМОБИЛЬ и т. д.

— На автобусе, троллейбусе, трамвае, мотоцикле, велосипеде можно ез­дить в городе на небольшие расстояния. А если нужно ехать далеко, то каким транспортом можно воспользоваться? (Поездом, специальным автобусом.)

Поезд может ехать быстро и далеко. Но чтобы он мог ехать, нужны... РЕЛЬСЫ.

— Посмотрите на картинку. (Рис. 94.) Впереди — тепловоз, за ним — ва­гоны. Это ПОЕЗД.

Кто управляет поездом? (Машинист.)

— Сколько вагонов в этом поезде?

— Автобус, троллейбус, машина, трамвай, поезд, велосипед — этот транс­порт передвигается по земле, по воде или по воздуху? (По земле.)

— Весь этот транспорт — НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ.

—Какой транспорт передвигается по воздуху и тоже перевозит людей и грузы? САМОЛЕТ ВЕРТОЛЕТ

— Самолет и вертолет — это ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ.

— На каком транспорте можно плыть по морю или по реке? (На корабле, на лодке.)

—Если эти виды транспорта передвигаются по воде, как их можно назвать? ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

— Есть еще один вид транспорта, очень быстрый, который ездит под зем­лей. Это МЕТРО.

— К какому виду транспорта относится метро? ПОДЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ

— Повторите, какой бывает транспорт. НАЗЕМНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ВОДНЫЙ ПОДЗЕМНЫЙ Г Образование формы множественного чиста существительных

— Наша страна Беларусь очень большая. Нам нужно много транспорта,
чтобы перевозить людей и грузы. Скажите об этом.

НУЖНЫ АВТОБУСЫ НУЖНЫ ТРАМВАИ НУЖНЫ ТРОЛЛЕЙБУСЫ НУЖНЫ ВЕЛОСИПЕДЫ НУЖНЫ МОТОЦИКЛЫ НУЖНЫ КОРАБЛИ НУЖНЫ САМОЛЕТЫ НУЖНЫ ВЕРТОЛЕТЫ НУЖНЫ ПОЕЗДА и т. д.

Г Образование формы предложного падежа существительных единственного и множественного числа. Употребление в речи конст­рукции с условным наклонением глаголов

— К какой сказке нарисованы эти картинки? («Репка».) (Рис. 95.) Вы узна­ли героев этой сказки?

Рис. 95

— Кто везет репку и на чем?

ДЕДКА ВЕЗЕТ РЕПКУ НА МАШИНЕ БАБКА ВЕЗЕТ РЕПКУ НА ТРАКТОРЕ ВНУЧКА ВЕЗЕТ РЕПКУ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ЖУЧКА ВЕЗЕТ РЕПКУ НА... КОШКА... МЫШКА...

— Сказочная репка была одна. А если бы нам нужно было отвезти мно­го репок?

МЫ ПОВЕЗЛИ БЫ ГРУЗ НА МАШИНАХ (НА ВЕЛОСИПЕДАХ, НА МО­ТОЦИКЛАХ, НА ВЕРТОЛЕТАХ, НА САМОКАТАХ и т. д.)

Р Составление рассказа по серии сюжетных картинок с подробным предварительным анализом изображенного - Кто из вас ездил в метро?

— В нашем городе есть такой вид транспорта?

- Рассмотрите картинки. На них изображено, как мой знакомый мальчик Женя ездил со своей мамой в метро. (Рис. 96; анализ каждой картинки.)

 

а) вошли в метро; б) опустили в автомат жетон; в) спустились по лестнице (эскалатору); г) оказались на подземной станции; д) подошел поезд, двери сами открылись; е) двери сами закрылись, поезд тронулся

— Что Женя и мама сделали сначала? Что потом?

— Почему лестницу называют ЧУДЕСНИЦЕЙ?

— Почему ПОДЗЕМНАЯ СТАНЦИЯ так называется?

— Будем рассказывать о Женином путешествии в метро.

№ 3 Тема «Транспорт» Задачи:

— учить сравнивать два однородных предмета по внешнему виду и их назначению;

— учить детей составлять рассказ с опорой на предметные картинки;

— учить дошкольников образовывать названия профессий людей, управ­ляющих транспортом;

— уточнять названия машин специального назначения;

— расширять и обогащать глагольный словарь детей. Л Называние видов транспорта. Классификация транспорта

Используется пособие «Телевизор» с прокручивающейся лентой из картинок

—Давайте посмотрим по телевизору фильм. Тот, кто будет внимательным, увидит и назовет показанные в нем все виды транспорта.

АВТОБУС ВЕЛОСИПЕД ТРОЛЛЕЙБУС ПОЕЗД ТРАМВАЙ САМОЛЕТ МАШИНА ВЕРТОЛЕТ МЕТРО ЛОДКА МОТОЦИКЛ КОРАБЛЬ и т. д.

—Что из показанного относится к воздушному виду транспорта? Водно­му? Наземному? Подземному? Р Сравнение по внешнему виду: автобус — троллейбус, трамвай — поезд и т. д. (рис. 97)

—Посмотрите на картинки. Назовите транспорт. Сравните по внешнему виду,

1. Что это? (АВТОБУС — ТРОЛЛЕЙБУС.)

2. Для чего нужны?

3. Чем похожи?

4. Чем отличаются?

Можно пользоваться схемой (рис. 98). Аналогично сравниваются остальные пары. Л Образование названий профессий людей, управляющих транспортом

— Чтобы транспорт мог возить людей и грузы, им должен кто-то управ­лять. Как называют человека, который водит машину, автобус, троллейбус? ВОДИТЕЛЬ или ШОФЕР

— Кто управляет велосипедом? ВЕЛОСИПЕДИСТ

— Кто управляет самолетом? ЛЕТЧИК

— Кто управляет поездом? МАШИНИСТ

— Кто управляет мотоциклом? МОТОЦИКЛИСТ

— Кто управляет кораблем? КАПИТАН

— Кто управляет трактором? ТРАКТОРИСТ Л Называние машин специального назначения —На наших улицах встречается очень много специальных машин. Посмот­рите на картинки. Вы видели такие машины.

—Если заболел человек, на какой машине к нему приедет врач? На «СКОРОЙ ПОМОЩИ»

—Если пожар, какая машина мчится по улице? ПОЖАРНАЯ МАШИНА

— Какая машина возит в магазин молоко, рыбу? ЦИСТЕРНА

— Какая машина убирает и вывозит из города мусор?

— Какая машина называется ТАКСИ, и для чего она нужна?

— Какая машина привозит к нам в сад продукты? ФУРГОН

— Я хочу показать вам еще одну специальную машину. Она называется ВЕЗДЕХОД. Она может проехать там, где нет дороги — по снегу, песку, по болоту, кочкам. Как называется эта машина? Почему у нее такое название?

— Составьте предложение со словом ВЕЗДЕХОД. Л Подбор глаголов к существительным. Игра с мячом

Я буду бросать вам мяч и называть виды транспорта, а вы говорите, как движется

САМОЛЕТ — ЛЕТИТ МАШИНА — ЕДЕТ КОРАБЛЬ — ПЛЫВЕТ ВЕРТОЛЕТ —ЛЕТИТ ЛОДКА—.. МОТОЦИКЛ—.. ВЕЛОСИПЕД—... ПОЕЗД—... Л Р Исправление аграмматизма в предложениях — Найдите ошибки в моих предложениях и исправьте их.

В СИНЕМ МАШИНЕ ЕХАЛИ ДЕТИ. МАЛЬЧИК ВЫШЕЛ ЗА ПЕРЕД­НЮЮ ДВЕРЬ АВТОБУСА. ТРОЛЛЕЙБУС ОСТАНОВИЛСЯ ВОЗЛЕ ОСТА­НОВКИ. МОТОЦИКЛ ОБОГНАЛА ВЕЛОСИПЕД и т. д. Р Составление рассказа с опорой на предметные картинки Идут дети на прогулку. Вот стоит подъёмный кран. Строят новый дом. На углу висит светофор. Остановились дети. Смотрят как машины едут. Загорелся красный сигнал светофора. Регулировщик поднимает жезл. Останавливается автобус, троллейбус, большой грузовик, а пожарная машина проезжает. Зажёгся жёлтый, а потом зелёный свет. Идут пешеходы и возвратились дети. - Будем составлять рассказ. Заменяйте картинки словами. Расскажите, что вы запомнили. Придумайте название своего рассказа.

ЗАНЯТИЕ 48

№ 1 Тема «Лес, деревья» Задачи:

— знакомить дошкольников с названиями деревьев и их внешним ви­дом, закреплять названия частей дерева, активизировать знания о деревь­ях, об их сезонных изменениях;

— отрабатывать форму множественного числа существительных;

—учить образовывать относительные прилагательные от существительных;

—упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы су­ществительных.

Л Активизация знаний детей о деревьях

Учитель-дефектолог показывает детям куклу с корзинкой в руках.

— Наша знакомая кукла Маша куда-то собралась. Как вы думаете, куда она пойдет? (В лес.)

— Как вы догадались? (У нее в руках корзинка)

— Что такое ЛЕС? Что там растет?

— Что Маша будет делать в лесу? (Собирать ягоды, грибы.)

— Давайте пойдем вместе с ней.

ЛНазывание частей дерева, уточнение названий деревьев

— Это дерево. Какие части дерева вы знае­те? (Рис. 100.)

— Давайте рассмотрим деревья на картин­ках и назовем их. (Показываются картинки с изоб­ражениями деревьев. Дети называют их и суще­ственный признак, который помог определить, какое это дерево.)

ЕЛЬ ДУБ БЕРЕЗА СОСНА

КЛЕН ИВА ОСИНА и т. д.

ЭТО ДУБ. У ДУБА ЕСТЬ СТВОЛ И ТОЛСТЫЕ ВЕТКИ.

ЭТО ЕЛЬ. ЕЛЬ ВЫСОКАЯ. У НЕЕ ВЕТКИ РАСТУТ ДО ЗЕМЛИ.

ЭТО БЕРЕЗА. У БЕРЕЗЫ БЕЛЫЙ СТВОЛ.

ЭТО СОСНА. У СОСНЫ ВМЕСТО ЛИСТЬЕВ ИГОЛКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: