— В лесу растут осины. Как называется такой лес? (ОСИНОВЫЙ.)
— Лес называется так же, как и деревья, которые в нем растут.
КЛЕНЫ — КЛЕНОВЫЙ ДУБЫ —ДУБОВЫЙ СОСНЫ — СОСНОВЫЙ БЕРЕЗЫ — БЕРЕЗОВЫЙ ЕЛИ — ЕЛОВЫЙ и т. д.
Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
— На участке детского сада дети посадили весной маленькие деревца. Они ухаживали за ними, поливали, ласково называли. Как?
БЕРЕЗА—БЕРЕЗКА ДУБ —ДУБОК СОСНА—СОСЕНКА ОСИНА —ОСИНКА
ЕЛЬ —ЕЛОЧКА РЯБИНА — РЯБИНКА ИВА —ИВУШКА ТОПОЛЬ — ТОПОЛЕК
КОРЕНЬ — КОРЕШОК ВЕТКА —ВЕТОЧКА СУК —СУЧОК ЛИСТ — ЛИСТОК — ЛИСТОЧЕК и т. д.
№ 2 Тема «Лес, деревья» Задачи:
— закреплять у детей знание деревьев, их названий, умение различать деревья по внешнему виду;
—учить дошкольников составлять описательный рассказ из нескольких предложений на основе предметно символического ряда;
— отрабатывать согласование слов во фразе и использование различных предлогов.
? Отгадывание загадок о деревьях
—Отгадайте мои загадки, найдите среди картинок отгадки. (Предлагаются картинки с изображениями различных деревьев.)
ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ДЕВИЦА: НИКТО ЕЕ НЕ ПУГАЕТ,
НЕ ШВЕЯ, НЕ МАСТЕРИЦА. А ОНА ВСЕГДА ДРОЖИТ.
НИЧЕГО САМА НЕ ШЬЕТ, {Осина.)
А В ИГОЛКАХ КРУГЛЫЙ ГОД? (.Ель.) ЕЕ УЗНАЕШЬ ПО ПРОСТОЙ ПРИМЕТЕ: НЕТ ДЕРЕВА БЕЛЕЙ ЕЕ НА СВЕТЕ.
(Береза.
Л Р Составление описательного рассказа о деревьях с опорой на картинки-символы (рис. 101)
— Будем играть в лото. У меня маленькие карточки, на которых изображены деревья. У вас — большие карты. Чтобы получить карточку от меня, нужно рассказать об изображенном на ней дереве. (СОСНА, РЯБИНА, БЕРЕЗА и др.)
1.КАКНАЗЫВАЕТСЯ ДЕРЕВО?
2. ВЫСОКОЕ ИЛИ НИЗКОЕ?
3. КАКОЙ СТВОЛ?
4. КАКИЕ ВЕТКИ?
5. КАКИЕ ЛИСТЬЯ?
6. ОПАДАЮТ ЛИ ЛИСТЬЯ ОСЕНЬЮ?
7. В КАКОМ ЛЕСУ РАСТЕТ?
8. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ ДЕРЕВЕ?
Образец рассказа:
ЭТО БЕРЕЗА. БЕРЕЗА ВЫСОКАЯ, СТРОЙНАЯ. У НЕЕ БЕЛЫЙ СТВОЛ С ЧЕРНЫМ ИПЯТНАМИ. У БЕРЕЗЫ ТОНКИЕ КОРИЧНЕВЫЕ ВЕТКИ. ЛИСТЬЯ НЕБОЛЬШИЕ, КРУГЛЫЕ, ПОХОЖИ НА СЕРДЕЧКИ. ЛИСТЬЯ ОСЕНЬЮ ЖЕЛТЕЮТ И ОПАДАЮТ. БЕРЕЗА РАСТЕТ В БЕРЕЗОВОМ ЛЕСУ БЕРЕЗА— ОЧЕНЬ КРАСИВОЕ ДЕРЕВО.
Г Изменение прилагательных и существительных по падежам
— Послушайте рассказ. Исправьте то, что я сказала неправильно.
МОЛОДОЙ ДУБОК
НА ПОЛЯНЕ РОС МОЛОДОЙ ДУБОК. ВЫКОПАЛ ТОЛЯ МОЛОДОЙ ДУБОК И ПОСАДИЛ ЕГО В САДУ ВЕСНОЙ У МОЛОДОЙ ДУБОК НЕ БЫЛО ЛИСТЬЕВ. КАЖДОЕ УТРО ТОЛЯ ПРИБЕГАЛ К МОЛОДОЙ ДУБОК. ТОЛЯ ЛЮБОВАЛСЯ МОЛОДОЙ ДУБОК. ОН ЗАБОТИЛСЯ О МОЛОДОЙ ДУБОК.
— Что выкопал Толя?
— На чем не было листьев?
— Куда прибегал Толя?
— О чем заботился Толя?
Г Р Составление предложений с предлогами НА, ЗА, ПОД, ВОЗЛЕ, ОКОЛО
— Вот деревья на фланелеграфе. Как они называются? (СОСНА, ЕЛЬ.)
— Следите внимательно, что появится на фланелеграфе, и скажите об этом, (Выставляются поочередно картинки «Муравейник», «Гнездо», «Дупло» и т. д.)
ПОД СОСНОЙ МУРАВЬИ СДЕЛАЛИ МУРАВЕЙНИК
ПОД ЕЛЬЮ БЫЛ МУРАВЕЙНИК
НА СОСНЕ ДУПЛО БЕЛКИ
НА ЕЛИ СИДЕЛИ ПТИЦЫ
ОКОЛО СОСНЫ РАСТЕТ ЕЛЬ
ВОЗЛЕ ЕЛИ ПОЯВИЛИСЬ ГРИБЫ и т. д.