Явная цель покупки товаров потребления — это, конечно, удовлетворение потребностей, для которых эти товары непосредственно предназначены. Так, автомобили явно предназначены для определенного вида перевозок; свечи — для освещения; деликатесы — для питания; раритетные произведения искусства — для эстетического удовольствия. Поскольку эти товары на самом деле имеют такое применение, в основном считали, что оно охватывает весь диапазон социально важных функций. Веблен действительно полагает, что таковым было обычно преобладающее мнение (до эпохи Веблена, естественно): «Целью приобретения и накопления обычно считают потребление накопленных товаров... Это по крайней мере осознают как экономически оправданную цель приобретения, учитывать которую как единственную и вменяется в обязанности теории»™.
Хотя, в сущности, говорит Веблен, как социологи мы должны идти дальше и рассматривать латентные функции приобретения, накопления и потребления, а они весьма далеки от явных. «Но лишь когда потребление товаров рассматривается в смысле, весьма далеком от его наивного значения [т.е. явной функции], можно сказать, что оно дает побудительную причину, которой неизменно обусловлено накопление». И среди этих латентных функций, помогающих объяснить устойчивость и социальную локализацию модели престижного потребления, приводится та, которая символизирует «финансовую мощь и вследствие этого приобретение или сохранение репутации». Проявление «щепетильного умения разбираться» в преимуществах «пищи, напитков, жилья, услуг, украшений, одежды, развлечений» вызывает не только непосредственное удовольствие от потребления «лучших» в отличие от «худших» товаров, но также приводит, что, как считает Веблен, гораздо важнее, кповышению или подтверждению социального статуса.
Парадокс Веблена заключается в том, что люди покупают дорогие товары не столько потому, что они лучше, а потому, что они дорогие. Ибо в своем функциональном анализе он выделяет именно ла-
88 Veblen, Theory of Leisure Class, op. tit., стр. 25. — Примеч. автора.
тентную функцию («дорогая цена = знак более высокого общественного положения»), а не явное тождество («дорогая цена = превосходство товаров»). Это не значит, что он вообще отказывает явным функциям в какой-либо роли в укреплении модели престижного потребления. Они тоже срабатывают. «Только что сказанное нельзя воспринимать так, будто нет других стимулов к приобретению и накоплению, кроме этого желания превзойти в финансовой мощи и тем самым завоевать уважение своих знакомых и вызвать у них зависть. Желание большего комфорта и стремление защитить себя от нужды присутствуют в качестве мотива на каждой стадии...» Или еще: «Было бы рискованно утверждать, что всегда в использовании любого товара или любых услуг отсутствует полезная цель, насколько бы ни была очевидной его первая задача и главный элемент — престижное расточительство» и вызванное им социальное уважение89. Просто дело в том, что эти прямые, явные функции не объясняют в полной мере преобладающие модели потребления. Выражаясь иначе, если удалить латентные функции укрепления или подтверждения статуса из моделей престижного потребления, то эти модели подверглись бы таким серьезным изменениям, которые «обыкновенный» экономист не мог бы предвидеть. В этом отношении анализ латентных функций, осуществленный Вебленом, значительно отличается от представления, продиктованного здравым смыслом, что конечная цель потребления — это, «конечно, непосредственное удовлетворение, которое оно дает»: «Люди едят икру потому, что хотят есть; покупают «кадиллак» потому, что хотят лучшую из возможных машин; обедают при свечах потому, что им нравится спокойная обстановка». Интерпретация, продиктованная здравым смыслом и основанная на выделеннии явных мотивов, уступает место в анализе Веблена дополнительным латентным функциям, которые тоже и, возможно, даже более значимо выполняют эти обычаи. Безусловно, за последние десятилетия анализ Веблена настолько внедрился в общественное сознание, что теперь эти латент-
89 Ibid., 32, 101. В дальнейшем повсюду будет отмечаться, что Веблен не любит строгой терминологии. В отмеченных отрывках (и периодически в других местах) он использует термины «стимул», «желание», «цель» и «функция» как взаимозаменяемые. Поскольку контекст обычно проясняет предметную отнесенность этих терминов, большого вреда в этом нет. Но ясно, что явно выраженные цели конформности культурной модели никоим образом не идентичны латентным функциям этой конформности. Веблен периодически признает это. Например, «строго говоря, в рязряд престижных трат нельзя включать ничего, кроме таких расходов, которые при сравнении представляются возмутительной тратой денег. Но чтобы включить любой данный элемент в этот разряд, не обязательно, чтобы его признавал как излишнюю трату в этом смысле тот человек, который несет расходы» (Ibid, 99; курсив мой). Ср. А.К. Davis, «Veblen on the decline of the Protestant Ethic», op. cil. — Примеч. автора.
ные функции являются общепризнанными. [В связи с этим возникает интересная проблема изменений, происходящих в преобладающей модели поведения, когда еелатентные функции получают общее признание (и таким образом перестают быть латентными). У нас не будет возможности обсудить эту интересную проблему в данной книге.]
Открытие латентных функций не только уточняет понятие функций, выполняемых определенными социальными моделями (что происходит и при изучении явных функций), но и знаменует качественно иной этап познания.
Оно препятствует подмене социологического анализа наивными моральными суждениями. Поскольку нравственные оценки в обществе обычно основаны на явных последствиях сложившихся обычаев или моральных норм, мы должны быть готовы к тому, что анализ, построенный на латентных функциях, иногда может идти вразрез с преобладающими нравственными оценками. Ибо ниоткуда не следует, что латентные функции будут проявляться таким же образом, как явные последствия, обычно лежащие в основе таких суждений. Так, во многих слоях американского общества политическую машину или «политические махинации» недвусмысленно оценивают как «плохие» или «нежелательные». Основания для такого нравственного суждения бывают разными, но в основном при этом подчеркивают, что политические машины нарушают законы морали: политический патронаж нарушает принципы подбора персонала, основанный на беспристрастной оценке квалификации, а не на преданности какой-то партии или взносах в партийную казну; институт местной политической власти нарушает ту норму, по которой голосование должно быть основано на индивидуальной оценке достоинств кандидатов и политических программ, а не на постоянной преданности феодальному лидеру; взяточничество и «честный подкуп» — явно недостойное приобретение собственности; «покровительство» преступности безусловно нарушает закон и противоречит нравственным устоям и т.д.
В связи с тем, что деятельность политических организаций во многом, хотя и в разной степени, идет вразрез с нормами морали и иногда с законом, уместен вопрос, как им удается продолжать функционировать. Знакомые «объяснения» сохранения политической машины здесь нам не важны. Безусловно, вполне возможно, что если бы «уважаемые граждане» жили согласно своим политическим обязательствам; если бы электорат был бдительным и просвещенным; если бы число кандидатов было сокращено по сравнению с десятками и даже сотнями, которых приходится оценивать среднему избирателю в ходе городских, окружных выборов и выборов в штате и во всей стране; если бы избиратели прислушивались к мнению «богатых и обра-
зованных, без участия которых», как выражается не всегда демократически настроенный Брайс, «наилучшим образом сформированное правительство должно быстро деградировать», — если бы в политическую структуру были внесены эти и множество других сходных изменений, то, возможно, «злые духи» и были бы изгнаны из политической машины90. Но нужно отметить, что зачастую такие изменения не вносятся, что политические машины обладают способностью, подобно фениксу, возрождаться из пепла целыми и невредимыми, — короче говоря, эта структура проявляет замечательную жизнеспособность во многих областях американской политической жизни.
Поэтому, если исходить из функциональной точки зрения, согласно которой нам следует обычно (но не всегда) ожидать появления устойчивых социальных моделей и социальных структур, выполняющих позитивные функции, которые в данное время неадекватно выполняют другие существующие модели и структуры, то возникает мысль, что, возможно, эта поносимая всеми организация удовлетворяет при данных условиях основным латентным функциям91. Краткий обзор современного анализа структуры этого типа может также послужить примером дополнительных проблем функционального анализа.
Некоторые функции политической машины
Не вдаваясь в детали различий между видами политических машин — ведь некие Твид, Вэер, Крамп, Флинн, Хэйг далеко не одинаковые типы начальников, — мы можем вкратце рассмотреть функ-
90 Эти «объяснения» — «причинные» по своему замыслу. Они претендуют на то, что
бы определить, при каких социальных условиях появляются политические машины. В
той мере, в какой они подтверждены эмпирически, эти объяснения, конечно, увеличи
вают наши знания о том, как получается, что политические машины действуют в одних
областях, а не в других? Как им удается сохраниться? Но этих причинных объяснений недо
статочно. Осмысление функционально-результативного значения машины, как мы уви
дим, успешно дополняет причинную интерпретацию. — Примеч. автора.
91 Я думаю, излишне добавлять, что эта гипотеза выдвинута отнюдь не «в поддер
жку политической машины». В свое время еще предстоит рассмотреть, не перевеши
вают ли дисфункции машины ее функции и не отсутствуют ли альтернативные струк
туры, которые могут выполнять ее функции, без того, чтобы обязательно приводить
к социальным дисфункциям в пей. Нам здесь важно подтвердить документально, что
моральные суждения, основанные целиком на оценке явных функций социальной
структуры, «нереалистичны» в строгом смысле этого слова, т.е. не учитывают других
действительных последствий этой структуры — последствий, которые могут оказы
вать основную социальную поддержку этой структуре. Как будет указано позднее,
если «социальные реформы» или «социальная инженерия» игнорируют латентные
Функции, то в результате им грозят жестокие разочарования и эффект бумеранга. —
Примеч. автора.
ции, являющиеся более-менее общими для политической машины как определенного рода социальной организации. Мы не собираемся ни перечислять все ее разнообразные функции, ни утверждать, что каждая из них одинаково выполняет все эти функции.
Ключевая структурная функция местного партийного босса — это организовать, централизовать и поддерживать в хорошем рабочем состоянии «разрозненные ветви власти», которые наданный момент рассредоточены по нашей политической организации. С помощью этой централизованной организации политической власти руководитель и его аппарат могут удовлетворить потребности разнообразных подгрупп большого района, которые в полной мере не удовлетворяются предусмотренными законами или культурно одобренными социальными структурами.
Таким образом, чтобы понять роль института местного партийного босса и самой машины, нам надо рассмотреть два типа социологических переменных: (1) структурный контекст, который затрудняет, а то и делает невозможным выполнение важных социальных функций морально одобренными структурами и предоставляет тем самым возможность выполнять эти функции политическим машинам (или их структурным эквивалентам), и (2) подгруппы, чьи особые потребности остаются неудовлетворенными, за исключением латентных функций, которые политическая машина фактически и осуществляет92.
Структурный контекст: весь конституционный строй американской политической системы целенаправленно пресекает любую легальную возможность чрезмерной централизации власти и, как отмечалось, тем самым «препятствует эффективному и ответственному руководству лидера. Творцы конституции, как отметил Вудро Вильсон, установили систему сдержек и противовесов, чтобы удерживать правительство в неком механическом равновесии посредством постоянного дружеского соревнования между ее несколькими органическими частями. Они не доверяли власти, считая ее опасной для свободы, и поэтому размазали ее тонким слоем и воздвигли препятствия на пути ее концентрации». Эта рассредоточенность власти обнаруживается не только на общенациональном уровне, но и на местах. «В результате, — как далее замечает Сайт, — котпалюди или отдельные группы требуют позитивных действий, никто не обладает достаточной властью, чтобы действовать. Машина предоставила противоядие»93.
92 Опять, как и в предыдущих случаях, мы не будем рассматривать возможные
дисфункции политической машины. — Примеч. автора.
93 Edward M. Sait, «Machine, Political», Encyclopedia of the Social Sciences, IX, 658 b
[курсив мой]; cf. A.F. Bentley, The Process of Government (Chicago, 1908), Chap. 2. —
Примеч. автора.
я конституции децентрализация власти не только
Заложенная в эффективных решений и действий, но когда
издает трУД«0С™^ приНимаются, их определяют и окружают
^кИе-то мерЬ,Ла1СОнности. В результате появилась «гораздо более
;o06pa*cHi** "Lew система партизанского правления, главной
я0йс^веннаЯ „pvooe стал обман правительства с помощью закона.
^ьЮ которого в ' J ь демократии было лишь противовесом
" ззаконие н?°* ой демократии. Поскольку юристу было по-
законности офии тию 3акону, пришлось призвать местно-
!яолеНО подчинить д чтобы вызвОЛИТЬ жертву> что он некоторым об- % партийно^ ще и за ВОЗНаграждение»^
L3oM и сделал, да ческаявласть рассредоточена. Радидостиже-
V официально и были разработаны хорошо известные приемы,
этой явной Ц знакомое нам разделение власти между не-
Г^еДй них не тальк у r нек0торой степени было ограничено
сколами ветвям, ости и одобрена ротация кадров. И еще
Пребывание ***** рамки полномочий для каждой должности,
были строго опР^ функциональном плане отмечает Сайт, «руко-
\ рСе же, как в стр б мо; а поскольку оно не так легко развивается
родство лидера не ^ <<Босс>> осущеСтвляет его в грубой и бе-
„ конституции ^ ю пределами>>9>.
зответственнои Ф Р ^ это звучит так: ^нкцм0„аль«Ые «ейо-
В более обоош, ы пороЖдают альтернативную (неофи-
апагпки офи^аль ^ эффективного удовлетворения существу-
шальную) для неск ^ ^ ^ Шт ее конкретНые исторические
рения неутоленны ь ^ нескольким таким подфуппам и их ха- [руппнаселения^Р^^^ ^ ^ ж& првдем к широкому кругу ла_ рактерньгмпор еской машины. Рентных ФУнК""" етшж»<б/ йля/иши™"* лодэдулл. Известно, фу„к^«"^ СИлы политической машины - это ее корни чТо один из источи стностях. политическая машина не счи- в местной обш""^п(Ьной и недифференцированной массой избира ет электорат амо^м СОЦИОЛОгическим чутьем, машина признает, телей. Обладая осу человек> ЖИвуший в определенной округе, чт0 избиратель личные проблемы и личные потребности, имеюший опреде абстрактны и далеки; частные проблемы Государственные и насущны. Машина функционирует не чрезвычайно конкр Z—------------ ". Progressive Democracy (New York, 1914), p. 254, процитировано: " Не,ЬеГ«b - Примеч. автора. Salt, <>/>• «'•• 658 J" 659a [курсив мой]. - Л/ИМ.М- ^opa.» Sait, op. «'■• °-" ' |
ющих»°тРебНОы^сы* машик- ~—™ ™к аппаоатдля удовлетво-
через обобщенное обращение к большим государственным вопросам, а через прямые квазифеодальные связи между местными представителями машины и избирателями в их округе. Победу на выборах обеспечивает избирательный участок.
Политическая организация упрочивает свою связь с обычными людьми через искусно сотканную сеть личных отношений. Политика превращается в личные связи. Начальник избирательного участка «должен быть другом каждому, притворяясь, что сочувствует бедолагам, и используя в своих добрых деяниях все средства, которые руководитель предоставил в его распоряжение»96. Начальник участка постоянно выступает как друг, который познается в беде. В нашем по большей части обезличенном обществе такая машина через своих местных агентов выполняет важную социальную функцию, внося личный оттенок в разного рода помощь нуждающимся и облагораживая ее. Корзины с продовольствием и рабочие места, юридические консультации и советы, как обойти закон, урегулирование случаев легких нарушений закона, предоставление политической стипендии для учебы в местном колледже смышленому бедняку, помощь понесшим утрату — это тот ряд кризисных ситуаций, когда тебе нужен друг, а больше всего — такой друг, который знает что кчему и может что-то придумать, — и всем этим занимается всегда готовый прийти на помощь начальник избирательного участка.
Чтобы адекватно оценить эту функцию политической машины, важно отметить не только то, что помощь оказывают, но и то, как ее оказывают. В конце концов, для оказания такой помощи существуют другие организации. Благотворительные организации, отделы социальных услуг для обитателей трущоб, курсы юридической помощи, медицинская помощь в бесплатных больницах, департаменты помощи населению, иммиграционные власти — эти и многие другие организации для того и существуют, чтобы оказать самую разную помощь. Но в отличие от профессиональных методов работника сферы социальной защиты, которые обычно в сознании получателя могут быть связаны с холодным, бюрократическим оказанием ограниченной помощи после подробного изучения законных оснований на получение помощи «клиентом», существуют непрофессиональные методы начальника избирательного участка, который не задает вопросов, не требует соблюдения юридических правил, определяющих право на помощь, и не «сует нос» в частную жизнь97.
% Ibid., 659. — Примеч. автора.
57 Во многом такой же контраст с официальной политикой благотворительности обнаруживается в щедром и неполитическом распределении пособий по безработице Гарри Хопкинсом в штате Нью-Йорк под руководством Франклина Делано Рузвель-
Для многих потеря «самоуважения» — слишком высокая плата за положенную по закону помощь. В отличие от работников, профессионально занятых улучшением культурно-бытовых условий населения, которые глубокой пропастью отделены от жителей трущоб — ведь эти работники часто принадлежат к другому общественному классу, этнической группе, имеют другое образование, — работник избирательного участка — «свой человек», который понимает что к чему. Снисходительная щедрая дама едва ли может соревноваться с проверенным и понимающим тебя другом. В этой борьбе между альтернативными структурами за выполнение номинально той же функции оказания помощи и поддержки нуждающимся именно политик явно лучше вписывается в группы, которые он обслуживает, чем обезличенный, профессиональный, социально далекий и зажатый в тиски юридических правил работник сферы социального обслуживания. А поскольку политик иногда может влиять на официальные организации по оказанию помощи и манипулировать ими, тогда как работник сферы социального обслуживания практически не имеет влияния на политическую машину, это лишь способствует большей эффективности его усилий. Наверное, наиболее доступно и проницательно эту функцию описал заинтересовавшемуся этим Линкольну Стеффенсу руководитель административного района в Бостоне Мартин Ломас-ни. «Я считаю, — сказал Ломасни, — что в каждом районе должен быть кто-то, к кому любой может прийти — что бы он ни натворил — и получить помощь. Помощь, понимаете? Не эти ваши законы и правосудие, а помощь»94.
«Обделенные классы», таким образом, представляют собой одну из подгрупп, для которых политическая машина удовлетворяет потребности, неадекватно удовлетворяемые официальной социальной структурой.
Для второй подгруппы, подгруппы бизнеса (прежде всего «большого», но также и «малого»), политический босс выполняет функцию предоставления тех политических привилегий, которые ведут к
та. Как сообщает Шервуд: «Официальные благотворительные организации резко критиковали Хопкинса за эту неположенную деятельность, утверждая, что «это непрофессиональное поведение», когда раздают такие пособия, не изучив тщательно каждого кандидата, его собственные финансовые ресурсы или ресурсы его семьи и, возможно, его религиозные взгляды. «Гарри послал эту организацию к черту», — говорит [соратник Хопкинса д-р Джекоб А.] Гольдберг» Robert E. Sherwood, Roosevelt and Hopkins, An Intimate History (New York Harper, 1948), 30. — Примеч. автора.
щ The Autobiography of Lincoln Steffens (Chautauqua, New York: Chautauqua Press, '931), 618. Опираясь, по его собственным словам, в основном на Стеффенса, Ф. Стю-аРт Чэпин очень четко формулирует эти функции политической машины. См. его Contemporary American Institutions (New York: Harper, 1934), 40—54. — Примеч. автора.
непосредственным экономическим выгодам. Корпорации, среди которых коммунальные предприятия (железные дороги, местные транспортные компании и компании по электроснабжению, корпорации средств связи) являются просто самыми заметными в этом отношении, ищут особой политической поддержки, которая позволит им стабилизировать свое положение и приблизить цель извлечения максимальных доходов. Довольно любопытно, что корпорации часто хотят избежать хаоса бесконтрольной конкуренции. Им хочется большей надежности, исходящей от экономического царька, который контролирует, регулирует и организует конкуренцию, при условии, что этот царек не является государственным чиновником, чьи решения подлежат публичному рассмотрению и контролю. (Последнее было бы «правительственным контролем», а следовательно, запрещающим.) Местный политический босс на месте превосходно отвечает этим требованиям.
Если на минуту отвлечься от любых моральных соображений, политический аппарат, управляемый Боссом, идеально предназначен для выполнения этих функций с минимальными потерями в эффективности. Умело манипулируя различными правительственными решениями, комитетами и органами, Босс рационализирует взаимоотношения между государственным и частным бизнесом. Он выступает как посол деловых кругов в чуждом (и зачастую недружелюбном) царстве правительства. И четко, по-деловому его экономические услуги респектабельным деловым клиентам хорошо оплачиваются. В статье, озаглавленной «Оправдание взятки», Линкольн Стеффенс высказал мнение, что во взятках виновна «наша экономическая система, которая выставляет богатство, власть и уважение как награду людям, достаточно смелым и достаточно способным, чтобы за взятку скупать лес, шахты, нефтяные залежи и оставаться безнаказанными»99. И на встрече с сотней ведущих бизнесменов Лос-Анджелеса он привел всем им хорошо известный факт: местный партийный Босс и его аппарат являются неотъемлемой частью организации экономики. «Нельзя построить ни одной железной дороги, трамвайной линии, компании по снабжению газом, водой или электричеством или управлять их работой, разрабатывать рудники, выращивать и вырубать леса, руководить привилегированным бизнесом, не подкупая власти или не участвуя в коррупции. Вы говорите мне в частной беседе, что вынуждены делать это, и я вам сейчас говорю почти публично то же самое. И так по всей стране. А это значит, что наше общество организовано так, что по какой-то причине вы и вам подобные, самые способные, самые умные, самые сообразительные, смелые и изобретательные столпы общества,
99 Autobiography of Lincoln Steffens, 570. — Примеч. автора.
противостоите и вынуждены противостоять обществу, его законам и его всестороннему развитию»100.
Поскольку потребность в услугах по предоставлению особых привилегий встроена в структуру общества, Босс выполняет разнообразные функции для этой второй подгруппы, домогающейся привилегий для бизнеса. Эти «потребности» бизнеса в том виде, в каком они сложились на данный момент, не удовлетворяются адекватным образом обычными и одобренными культурой социальными структурами. В результате эти услуги оказывает неузаконенная, но более или менее эффективная организация — политическая машина. Занятьис- ключительно нравственную позицию в отношении «коррумпированной политической машины» — значит потерять из виду сами структурные условия, порождающие то «зло», которое так резко критикуют. Принятие функциональной точки зрения ведет не к апологии политической машины, а к созданию более прочной основы для модификации или ликвидации этой машины при условии внесения особых структурных преобразований, имеющих своей целью либо «снятие» этих реальных требований деловых кругов, либо, если цель заключается именно в этом, их удовлетворение альтернативными средствами.
Третий комплекс типичных функций, выполняемых политической машиной для особой подгруппы, — это предоставление альтернативных источников социальной мобильности тем, кому в противном случае становятся недоступными более обычные пути личного «продвижения». Как причины этой особой «потребности» (в социальной мобильности), так и то, в каком отношении политическая машина приходит на помощь, чтобы удовлетворить эту потребность, — все это можно понять, рассматривая структура культуры и общества в целом. Как известно, американская культура придает огромное значение деньгам и власти как цели «преуспевания», которую имеет право ставить перед собой любой член общества. Не являясь никоим образом единственной в нашем списке культурных целей, она тем не менее остается одной из самых значительных по положительному воздействию и ценности. Однако у определенных подгрупп и в определенных экологических районах возможность достижения этих (денежных и властных) видов преуспевания значительно меньше. Они представляют собой, короче говоря, такие подгруппы, в которых «куль-
т Ibid., 572—573 [курсив мой]. Это помогает объяснить, как заметил Стеффенс вслед за комиссаром полиции Теодором Рузвельтом, «выдающееся положение и респектабельность тех мужчин и женщин, которые вступаются за жуликов», замеченных в неоднократных попытках «подмазать политическую машину». Cf. Steffens, 371, и passim. — Примеч. автора.
турный акцент на финансовый успех был воспринят, но у которых почти нет доступа к традиционным и законным средствам достижения такого успеха. Обычные возможности занятости людей (в таких районах) почти полностью ограничены физическим трудом. Так как в нашей культуре физический труд не в почете101, а его коррелятом является престижная работа «белых вопротничков», то в результате появляется стремление достичь этих одобренных культурой целей какими угодно средствами. С одной стороны, от этих людей «требуют ориентировать свое поведение на перспективу приобретения богатства [и власти], а с другой — они, как правило, лишены реальной возможности достичь этого в рамках существующих общественных институтов».
В этом контексте даже коррумпированная политическая машина и рэкет «представляют собой торжество аморального разума над предписанной моралью «неудачей», когда закрыты и сужены пути вертикальной мобильности в том обществе, которое поощряет экономическое изобилие, [власть] и социальное продвижение для всех своих членов»т. Как заметил один ученый на основе многолетнего наблюдения в трущобах,
Социолог, отбрасывающий рэкет и политические организации как отклонения от желаемых стандартов, тем самым игнорирует некоторые из главных элементов жизни в трущобах... Он не раскрывает функции, которые они выполняют для обитателей трущоб [или существующих там
101 См. обследование Исследовательского центра общественного мнения, касаю
щееся оценки рода деятельности, которое документально подтверждает общее впечат
ление, что рабочие профессии очень низко котируются по социальной шкале ценнос
тей даже среди тех, кто сам занят физическим трудом. Рассмотрим этот последний
вопрос во всей его значимости. Фактически культурная и социальная структура требу
ет признать ценности финансового и властного успеха даже теми, кто вынужден зани
маться унизительным физическим трудом. На этом фоне рассмотрим сильную мотива
цию для достижения этого вида «успеха» любыми средствами. Мусорщик, присоеди
няющийся к другим американцам в их мнении, что у него — «самая грубая из всех гру
бых» профессий, явно о себе невысокого мнения; по роду деятельности он пария в том
самом обществе, где его заверяют, что «все достойные могут преуспеть». Добавьте к
этому, что он периодически признает, что «у него не было таких возможностей, как у
других, что бы там ни говорили», и становится ясно, под каким огромным психологи
ческим давлением он находится, чтобы стремиться «сравнять счет», найдя какие-то
способы, законные или не совсем, для своего продвижения вперед. Все это служит струк
турным, а затем и психологическим фоном для «социально индуцированной потреб
ности» некоторых групп найти какие-то доступные пути к социальной мобильности.
Именно в этом контексте социальной структуры политическая машина выполняет ба
зисную функцию предоставления каналов социальной мобильности для тех, кто без
нее не имеет никаких шансов продвинуться. — Примеч. автора.
102 Merton, Socialstucture and anomie. Chapter VI данной книги. — Примеч. автора.
группировок]. Ирландцы и другие иммигранты испытывали огромные затруднения, пытаясь найти свое место в нашей городской социальной и экономической структуре. Неужели кто-то думает, что иммигранты и их дети могли бы достичь нынешней степени социальной мобильности, не взяв под контроль политические организации в некоторых из наших крупнейших городов? То же самое верно и в отношении рэкета. Политика и рэкет предоставляют важнейшее средство социальной мобильности тем, кто в силу этнического происхождения и принадлежности к низшим классам лишен возможности продвинуться «респектабельным» путем1113.
Таким образом, здесь мы имеем третий тип функции, выполняемой для особой подгруппы. Эта функция, отметим мимоходом, выполняется самим существованием и действием политической машины, поскольку именно в самой машине эти индивиды и подгруппы находят большее или меньшее удовлетворение своих индуцированных потребностей. Это относится к услугам, которые политическая машина оказывает своим собственным сотрудникам. Но при рассмотрении ее в более широком социальном контексте, выдвинутом нами, она уже не представляется просто средством самовозвеличивания для жаждущих выгоды и власти индивидов, а выступает как организованное оказание помощи подгруппам, исключенным из гонки за «продвижением» или находящимся при этом в невыгодном положении.
Точно так же, как политическая машина оказывает услуги «законному» бизнесу, она действует и для оказания аналогичных услуг «незаконному» бизнесу: проституции, преступности и рэкету. И, повторяю снова, мы можем с достаточной полнотой оценить фундаментальную социологическую роль этой машины в данном отношении
105 William F. Whyte, «Social organization in the slums», American Sociological Review, Feb. 1943, 8, 34—39 [курсив мой]. Таким образом, политическая машина и рэкет представляют собой один из способов организационного приспособления к условиям, описанный в главе VI. Они представляют собой, заметьте, организационное приспособление: здесь возникают и действуют определенные структуры, с тем чтобы несколько ослабить сильное напряжение и проблемы индивидов, попавших в описанную ситуацию конфликта между «культурным акцентом на успех для всех» и «социально структурированным фактом неравных возможностей для успеха». Как указано в главе VI, возможны и другие виды индивидуального «приспособления»: преступления одинокого волка, психопатологические состояния, бунт, уход в себя при отказе от культурно одобренных целей и т.д. Точно так же бывают и другие виды организационного приспособления; рэкет или политическая машина не одни предлагают себя в качестве организационных средств для решения этой социально индуцированной проблемы. Например, в этом контексте участие в революционных организациях можно рассматривать как альтернативный способ организационного приспособления. Все это представляет теоретический интерес, иначе мы можем не разглядеть основные функциональные понятия — функциональных заместителей и функциональных эквивалентов, которые предстоит обсудить подробно в следующих главах. — Примеч. автора.
лишь в том случае, если временно откажемся от выражения морального негодования, чтобы изучить с нравственной беспристрастностью фактическую деятельность этой организации. В таком разрезе сразу же становится очевидным, что у подгруппы профессионального преступника, рэкетира или азартного игрока есть сходство в организации, требованиях и функционировании с подгруппой промышленника, бизнесмена или биржевика. Если есть король древесины или нефтяной король, то есть также и король проституции или король рэкета. Если растущий законный бизнес организует административные и финансовые синдикаты, чтобы «рационализировать» и «интегрировать» разнообразные сферы производства и делового предпринимательства, то и растущий рэкет и преступность организуют синдикаты для упорядочения сферы производства незаконных товаров и услуг, которая в противном случае осталась бы хаотической. Как законный бизнес считает увеличение предприятий малого бизнеса расточительным и неэффективным, заменяя, например, огромными универсальными магазинами сотни бакалейных лавок, так и незаконный бизнес занимает такую же деловую позицию и создает синдикаты в сферах преступности и проституции.
И наконец, очень важным является глубинное сходство, если не полное тождество", экономической роли «законного» и «незаконного» бизнеса. Оба в некоторой степени обеспечивают товарами и услугами, на которые есть экономический fnpoc. Если отбросить в сторону мораль, оба являются бизнесом: промышленными и профессиональными предприятиями, предоставляющими товары и услуги, нужные некоторым людям, и имеющие рынок, где товары и услуги превращаются в предметы потребления. А в преимущественно рыночном обществе нам следует ожидать появления соответствующих предприятий каждый раз, когда возникает рыночный спрос на определенные товары или услуги.
Как известно, проституция, преступность и разного рода рэкет являются «большим бизнесом». Стоит лишь сказать, что, по имеющимся данным, количество профессиональных проституток в Соединенных Штатах в 1950 году составляло 500 000, а теперь сравним это с примерно 200 000 врачей и 350 000 профессиональных медицинских сестер. Трудно подсчитать, у кого больше клиентура: у профессионалов от медицины или у профессионалов от порока. Конечно, трудно подсчитать экономические активы, доход, прибыль и дивиденды незаконного игорного бизнеса в нашей стране и сравнить его с экономическими активами, доходом, прибылью и дивидендами, скажем, обувной промышленности, но вполне возможно, что обе индустрии примерно на одном уровне. Нет точных данных о ежегодных расхо-
дах на запрещенные наркотики, и вполне вероятно, что они меньше, чем расходы на сладости, но не менее вероятно, что они выше, чем расходы на книги.
Не требуется долгих размышлений, чтобы признать, что с чисто экономической точки зрения нет существенной разницы между обеспечением законными и незаконными товарами и услугами. Торговля спиртным прекрасный тому пример. Было бы нелепо утверждать, что до 1920 года (когда вступила в силу 18-я поправка) поставка алкоголя являлась собой экономической услугой, с 1920-го по 1933-й его производство и продажа уже не представляли собой экономическую услугу, осуществляемую рынком, а с 1934 года по настоящее время это вновь стало услугой. Или было бы абсурдом с экономической (не моральной) точки зрения полагать, что продажа самогона в штате Канзас с его сухим законом является в меньшей степени ответом на рыночный спрос, чем продажа произведенного официально алкоголя в соседнем штате Миссури, где нет сухого закона. Примеров такого рода можно было бы привести, разумеется, несметное количество. Можно ли считать, что в странах Европы с зарегистрированной и узаконенной проституцией проститутка оказывает экономическую услугу, тогда как в нашей стране, где она законом не разрешена, проститутка такой услуги не оказывает? Или что профессиональный акушер, делающий аборты, является участником такого экономического рынка, где у него легальное положение, и не занят на том экономическом рынке, где аборты официально запрещены? Или что игорный бизнес удовлетворяет определенный спрос на развлечения в Неваде, где он представляет собой самый крупный бизнес самых крупных городов этого штата, но существенно отличается в этом отношении от киноиндустрии в соседнем штате Калифорния?104
Нежелание признать, что такой бизнес лишь морально, но не экономически отличается от «законного», делает анализ неполноценным. Но стоит признать их экономическое тождество, и сразу становится понятным, что если политическая машина выполняет функции для «законного большого бизнеса», то скорее всего она будет выполнять сходные функции и для «незаконного большого бизнеса». И конечно, так оно зачастую и есть на самом деле.
104 Наверное, лучше всех эту точку зрения выразили Хокинс и Уоллер: «Проститутка, сводник, распространитель наркотиков, владелец игорного зала, продавец порнографических картинок, самогонщик, акушер, делающий аборты, — все они что-то производят, все предоставляют услуги или товары, которые люди хотят и готовы оплатить. Так случилось, что общество наложило запрет на эти товары и услуги, но их продолжают производить и продолжают потреблять, и законодательный акт не делает их в меньшей степени частью экономической системы». «Critical notes on the cost of crime», Journal of Criminal Law and Criminology, 1936, 26, 679—694, at 684. — Примеч. автора.
Отличительная функция политической машины для своей преступной, порочной или мошеннической клиентуры — дать возможность работать для удовлетворения экономического спроса большого рынка без ненужного вмешательства со стороны правительства. Точно так же, как большой бизнес может внести деньги в кассу политической партии, чтобы обеспечить себе минимальное вмешательство со стороны правительства, так может поступить и большой рэкет, и крупная преступность. В обоих случаях политическая машина способна в разной степени обеспечить «защиту». В обоих случаях многие черты структурного контекста идентичны: (1) рыночный спрос на товары и услуги; (2) заинтересованность владельцев в извлечении максимальных доходов из своих предприятий; (3) потребность в частичном влиянии на правительство, которое иначе может вмешаться в эту деятельность бизнесменов; (4) потребность в эффективном, влиятельном и централизованном органе, который обеспечил бы эффективную связь «бизнеса» с правительством.
Не считая, что вышеприведенный анализ охватил весь диапазон функций или диапазон-подгрупп, которые обслуживает политическая машина, мы можем по крайней мере понять, что в настоящее время она выполняет для этих разных подгрупп-некоторые функции, которые не выполняются адекватным образом, одобренным культурой, или более традиционными структурами.
Можно лишь мимоходом отметить некоторые дополнительные выводы из функционального анализа политической машины, хотя они явно требуют детальной разработки. Первое: предшествующий анализ имеет непосредственное значение для социальной инженерии. Он помогает объяснить, почему обычно (хотя и не обязательно) такими недолговечными и недейственными оказываются периодические попытки провести «политическую реформу», «выгнать мошенников» и «очистить наш политический дом». Он подтверждает главную теорему: любая попытка ликвидировать существующую социальную структуру, не обеспечив адекватную альтернативную структуру для выполнения функций, ранее осуществляемых отмененной организацией, обречена на провал. (Нет нужды говорить, что эта теорема охватывает гораздо больше случаев, чем один пример политической машины.) Когда «политическая реформа» ограничивается четко выраженной задачей «изгнания мошенников», она занимается чем-то вроде социологических заклинаний. Реформа может на какое-то время вывести на политическую сцену новые фигуры; может на какое-то время внушить избирателям уверенность в том, что нравственные добродетели остаются неизменными и в конце концов восторжествуют. Она может действительно повлиять на смену персонала политической машины. Реформа мо-
жет даже какое-то время настолько сдерживать деятельность этой машины, что многие потребности, которые она раньше удовлетворяла, останутся неудовлетворенными. Но если реформа не включает также реформирования социальной и политической структуры, при котором удовлетворять существующие потребности будут альтернативные структуры, и если она не влечет за собой таких изменений, которые совсем ликвидируют эти потребности, политическая машина непременно вернется на свое законное место в социальном устройстве. Стремиться к социальным переменам, не учитывая должным образом явные и латентные функции, выполняемые социальной организацией, претерпевающей изменения, значит довольствоваться социальным ритуалом, забыв о социальной инженерии. Понятия явных и латентных функций (или их эквивалентов) — неотъемлемые элементы теоретического репертуара ученого, занимающегося социальной инженерией. В этом важнейшем смысле эти понятия не «просто» теоретические (в негативном смысле этого слова), но в высшей степени практические. Проигнорировать их — значит увеличить риск неудачи при целеустремленном претворении социальных перемен.
Второй вывод из анализа политической машины также имеет отношение к более широким областям, чем та, которую мы рассмотрели. Часто отмечают тот парадокс, что сторонниками политической машины являются и представители «респектабельного» бизнеса, которые, конечно, враждебно относятся к преступнику или рэкетиру, и явно «нереспектабельные» представители подпольного бизнеса. На первый взгляд это приводят как пример очень странного альянса. Зачастую опытному судье приходится выносить приговор тому самому мошеннику, рядом с которым он сидел накануне вечером на неофициальном ужине политических «шишек». Окружной прокурор сталкивается в дверях с бывшим заключенным, торопясь на тайный сход, назначенный местным политическим боссом. Крупный бизнесмен может почти так же сильно сетовать, как и крупный мошенник, на «грабительские» взносы в партийную кассу, которые требует босс. Социальные противоположности сходятся... в прокуренной комнате удачного политика.
В свете функционального анализа все это, конечно, уже не кажется парадоксальным. Поскольку машина служит как бизнесмену, так и преступнику, две кажущиеся антиподами группы пересекаются. Это указывает на более общую теорему: социальные функции организации помогают определить структуру (включая набор персонала, входящего в структуру), точно так же, как структура помогает определить эффективность, с которой выполняются эти функции. С точки зрения социального статуса, группа бизнеса и криминальная группа — дей-
ствительно полные противоположности. Но статус не дает полного предположения о поведении и взаимоотношениях между группами. Эти отношения модифицируются благодаря функциям. При наличии определенных общих потребностей несколько подгрупп более крупного общества «интегрируются» — вне зависимости отличных желаний и намерений — централизующей структурой, удовлетворяющей эти потребности. Если воспользоваться фразой, многозначность которой требует дальнейшего изучения, то структура влияет на функцию, а функция влияет на структуру.
Заключительные замечания
Рассмотрев некоторые важные обстоятельства, касающиеся структурного и функционального анализа, мы всего лишь указали на некоторые главные проблемы и возможности этого способа социологической интерпретации. Каждый элемент, кодифицированный в парадигме, требует длительного теоретического уточнения и совместного эмпирического исследования. Но ясно, что в функциональной теории, очищенной от тех традиционных постулатов, которые ее окружали и часто превращали всего лишь в новейшую рационализацию существующих методов, социология обретает начальную стадию систематического и эмпирически уместного способа анализа. Мы надеемся, что указанное здесь направление наведет на мысль о возможности и желательности дальнейшей кодификации функционального анализа. Со временем каждый раздел парадигмы будет преобразован в подтвержденную документами, проанализированную и кодифицированную главу в истории функционального анализа.
Библиографический постскриптум
В первом варианте, написанном в 1948 году, предшествующая работа представляла собой попытку систематизировать главные предположения и концепции медленно развивающейся в то время теории функционального анализа в социологии. С тех пор развитие этой социологической теории пробрело заметный размах. При подготовке этого издания я включил некоторые произошедшие расширения и исправления теории, но отложил подробную и расширенную формулировку до публикации новой книги, которая сейчас готовится к изданию. Поэтому, возможно, было бы полезно на этом перепутье пе-
речислить некоторые, хотя далеко не все, недавние теоретические вклады в функциональный анализ в социологии.
Основной вклад в последние годы внес, безусловно, Толкотт Пар-сонс своей книгой «Социальная система» («The Social System» Glencoe, Illinois: The Free Press, 1951), дополненной дальнейшими работами Парсонса и его коллег: Т. Парсонс, Р.Ф. Бейлс и И.А. Шиле, «Работы по теории действия» («Working Papers in the Theory of Action» Glencoe, Illinois: The Free Press, 1953); Т. Парсонс и И.А. Шиле (издатели), «К общей теории действия» («Toward a General Theory of Action» Cambridge: Harvard University Press, 1951). Заметный вклад такой всеобъемлющей и логически сложной работы, как «Социальная система», нелегко отделить от ее предварительных и временами спорных концептуальных разработок; социологи лишь сейчас начали отделять одно от другого. Но, как видно и из исследований, основанных на формулировках Парсонса, и из их критического теоретического обзора, именно эти формулировки являются решающим шагом на пути к методологическому обоснованию современной социологической теории.
М. Дж. Леви-мл. в своей работе «Структура общества» («The Structure of Society», Princeton University Press, 1953) многое почерпнул, по его собственным словам, из концептуальной схемы Парсонса и логически приумножил число различных категорий и понятий. Нам еще предстоит убедиться, являются ли такие таксономии понятий подходящими и полезными для анализа социологических проблем.
Менее широкий, но зато более глубокий анализ отдельных теоретических проблем функционального анализа дан в ряде статей, появившихся из разнообразных «культурных ареалов» социологической теории, как видно из следующей краткой библиографии. Пожалуй, самой глубокой и продуктивной среди них является пара связанных между собой статей Ральфа Дарендорфа «Структура и функция» («Stmktur und Funktion», «Kolnert Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie», 1955, 7, 492—519) и Дэвида Локвуда «Некоторые замечания о «Социальной системе» («The British Journal of Sociology», 1956,7,134—146). Обе статьи являются образцовыми примерами систематического теоретизирования, в задачу которого входит выявление определенных пробелов в современной функциональной теории. Взвешенное и неполемическое изложение статуса функциональной теории и некоторых ее ключевых нерешенных проблем можно найти в: Бернард Барбер, «Структурно-функциональный анализ: некоторые проблемы и недоразумения» («Structural-functional analysis: some problems and misunderstandings», «American Sociological Review», 1956, 21, 129—135). Попытка прояснить важную проблему логики функционального анализа, входящей в ту часть функциональ-
ной социологии, которая предназначена для объяснения наблюдаемых структурных моделей в обществе, была предпринята Гарри С. Бредемей-ером в «Методологии функционализма» («The methodology of functionalism», American Sociological Review, 1955), 20,173—180. Хотя позиции, занятые автором этой статьи по отношению к нескольким рассматриваемым им примерам функционального анализа, выглядят спорными, она обладает тем явным достоинством, что поднимает важный вопрос о логике функционального анализа.
Об упорядочении антропологами функционального анализа в современной социологии (не просто антропологии) см. работу Медфорда И. Спиро «Типология функционального анализа» («A Typology of functional analysis», Explorations, 1953) 1, 84—95, и тщательное критическое исследование Рэймонда Фирта «Функция» («Function», Current Anthropology, edited by William L. Thomas, Jr., University of Chicago Press, 1956), 237-258.
Распространение функциональной теории в том виде, в каком она на данный момент разработана в Соединенных Штатах, видно из ряда критических обзоров этой теории в Бельгии, Франции, Италии и Бразилии. Самые значительные среди них: Анри Жанн («Fonction et finalite en sociologie», Cahiers Internationaux de Sociologie, 1954), 16, 50—67, в которой предпринята попытка соединить современную функциональную теорию с предшествующей и современной теорией французских и бельгийских социологов. Тщательный критический обзор функционального анализа в социологии предпринят Жоржем Гурвичем («Le concept de structure sociale», Cahiers internationaux de Sociologie, 1955), 19, 3—44. Всестороннее рассмотрение функциональной теории применительно к отдельным проблемам социологического исследования можно найти у Филиппо Барбано («Teoria e Ricerca nella Sociologia Contemporanea», Milano: Dott. A. Giuffre, 1955). Работа Флорестана Фернандеса («Ensaio sobre о Metodo de Interpretacao Functionalista na Sociologia», Sao Paulo: Universidade de Sao Paulo, Boletin No 170, 1953) является информативной и систематичной монографией, отдающей должное даже такому трудному и небезошибочному тексту, как мой.
Представленная на предыдущих страницах парадигма была формализована с помощью системы абстрактных теорминов, призван-нной выяснить, каким образом ее различные части связаны с элементами функционального подхода в биологии. См. «Формализация функционализма с учетом его применения в социальных науках» в выходящем сборнике статей Эрнеста Нейджела «Логика без метафизики» («Logic Without Metaphysics», Glencoe: The Free Press, 1957). Детальное применение парадигмы см. в Уоррен Брид, «Социальный контроль в отделе новостей: функциональный анализ» («Social control in the newsroom:
a functional analysis», Social Forces, 1955), 33,326—335; А.Г. Лейтон и С.С. Хьюз, «Заметки о моделях самоубийства у эскимосов» («Notes on Eskimo patterns of suicide», Southwestern Journal of Anthropology, 1955), 11, 327— 338; Джон Чэпмен и Майкл Экстейн, «Социально-психологическое изучение явления Девы Марии в Пуэрто-Рико» («Asocial-psychological study of the alleged visitation of Virgin Mary in Puerto Rico», Year Book of the American Philosophical Society, 1954), 203—206; Дэннис Чэпмен, «Дом и социальный статус» («The Home and Social Status», London: Routledge & Kegan Paul, 1955); Кристиан Бэй, «Свобода выражения: очерк политических идеалов и социопсихологических реальностей» (готовится к печати) («The Freedom of Expression: A study in Political Ideals and Socio-Psychological Realities»); Майкл Экстейн, «Разные действия и реакция на преступление» (в печати) («Diverse action and response to crime»); И.Б. Дамль, «Передача современных идей и знаний в индейских деревнях» («Communication of Modern Ideas and Knowledge in Indian Villages», Cambridge: Massachusetts Institute of Technology, Center for International Studies, 1955).
Интересное обсуждение явных и латентных последствий поступков в связи с самооправданием или ощущением собственного поражения см.: Глава 8 у Кеннета Боулдинга «Образ» («The Image», Ann Arbor: University of Michigan Press, 1956).
IV. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
В ЕЕ ОТНОШЕНИИ К ЭМПИРИЧЕСКОМУ
ИССЛЕДОВАНИЮ
Недавнюю историю социологической теории можно в основном описать как чередование двух противоположных увлечений. С одной стороны, мы видим тех социологов, которые прежде всего стремятся к обобщению, пытаются как можно скорее найти свой путь к формулировке социологических законов. Склонные оценивать важность социологической работы скорее с точки зрения масштаба, чем с точки зрения доказательности обобщений, они воздерживаются от «тривиальности» детального мелкомасштабного наблюдения и стремятся к грандиозности глобальных обобщений. На другом полюсе находится группа смельчаков, которые не слишком гонятся за общим смыслом своего исследования, зато уверены и убеждены, что все, о чем они сообщают, соответствует действительности. Безусловно, их изложение фактов не голословное и часто подтверждается, но они не могут связать факты друг с другом или даже объяснить, почему были сделаны именно эти, а не другие наблюдения. Иногда кажется, что для первой группы отличительным девизом мог бы быть такой: «Мы не знаем, истинно ли то, что мы говорим, но по крайней мере это важно». А для радикального эмпирика девизом может быть такой: «Можно продемонстрировать, что дела обстоят именно таким образом, но мы не способны указать, в чем важность этих данных».
Каковы бы ни были причины приверженности одному из этих лагерей — психологи, социологи знаний, историки науки могли бы дать разные, но не обязательно противоречащие друг другу объяснения, — достаточно ясно, что нет никаких логических оснований для их противопоставления друг другу. Обобщения можно сочетать с упорядоченным наблюдением; пристальные детальные наблюдения не надо превращать в тривиальность, отказываясь от их теоретического осмысления.
Все вышесказанное, безусловно, получит широкое, если не всеобщее одобрение. Но само это единодушие наводит на мысль, что эти
© Перевод. Егорова Е.Н., 2006
замечания банальны. Если же, однако, одной из функций теории является открытие скрытого смысла того, что кажется самоочевидным, было бы нелишним посмотреть, что влекут за собой такие программные утверждения об отношениях социологической теории и эмпирического исследования. При этом необходимо приложить все усилия, чтобы не останавливаться на рассмотрении примеров, взятых из «более зрелых» наук, таких, как физика и биология, — не потому, что они не отражают данных логических проблем, а потому, что сама их зрелость позволяет этим дисциплинам плодотворно рассматривать абстракции высокого порядка на таком уровне, который, надо признать, еще не характерен для социологии. В многочисленных дискуссиях о научном методе были созданы логические предпосылки научной теории, но они зачастую отличались таким высоким уровнем абстракции, что перспектива воплотить эти предписания в современном социологическом исследовании кажется утопической. В конечном счете социологическое исследование должно соответствовать критериям научного метода; в данный момент задача заключается в следующем: сформулировать эти требования так, чтобы они имели более непосредственное отношение к аналитической работе, возможной в настоящее время.
Термин «социологическая теория» широко применяется по отношению к результатам нескольких взаимосвязанных, но тем не менее отличающихся один от другого видов деятельности, осуществляемой членами профессиональной группы, а именно социологами. Но поскольку эти несколько видов деятельности различаются по своему отношению к эмпирическому социальному исследованию — так как они отличаются по своим научным функциям, — то в целях обсуждения их нужно отделить друг от друга. Более того, такое разграничение дает основу для оценки достоинств и недостатков, характерных для каждого из следующих шести видов работы, которые часто без разбора включают в социологическую теорию: (1) методологии; (2) общих социологических ориентации; (3) анализа социологических понятий; (4) социологических интерпретаций post factum; (5) эмпирических обобщений в социологии и (6) социологической теории.
Методология
С самого начала необходимо четко различать социологическую теорию, предметом которой являются определенные аспекты и результаты взаимодействия людей и которая поэтому имеет самостоятельное значение, и методологию или логику научного метода. Методология не замыкается в рамках какой-либо одной дисциплины, так как ее
интересуют проблемы общие, либо для отдельных групп дисциплин1, либо для всех научных исследований. Методология не связана исключительно с социологическими проблемами, и хотя в книгах и журналах по социологии существует несметное количество методологических дискуссий, они тем самым не приобретают социологический характер. Социологи наряду со всеми другими, кто занимается нелегким научным трудом, должны быть методологически подкованы; они должны осознавать замысел исследования, характер выводов и требования теоретической системы. Но в такого рода знания не входит представление о конкретном содержании социологической теории. Короче говоря, существует четкая и важная разница между знанием того, как проверять целый ряд гипотез, и знанием теории, из которой можно выводить гипотезы, подлежащие проверке2. У меня такое впечатление, что современная социологическая подготовка гораздо больше нацелена на то, чтобы студенты понимали скорее первое, чем второе.
Как заметил Пуанкаре полвека назад, социологи давно являются толкователями методологии и, расходуя на это свой талант и энергию, возможно, уходят от задачи построения содержательной теории. Эта сосредоточенность на логике процедуры имеет свою собственную научную функцию, поскольку инвентаризация процедур служит важной цели — сориентировать и оценить теоретические и эмпирические исследования. Она отражает также болезни роста незрелой дисциплины. Подобно тому, как подмастерье, приобретающий новые навыки, сознательно изучает каждый их элемент в отличие от мастера, привычно применяющего наработанные навыки, не особенно беспокоясь о точной формулировке собственных действий, так и представители дисциплины, урывками продвигающейся к научному статусу, мучительно расшифровывают логические основания своего метода. Тоненькие книжки по методологии, множащиеся в со-
1 См. некоторые книги, в которых изложены методологические задачи социоло
гии в отличие от методических: Florian Znaniecki, The Method of Sociology (New York:
Farrar& Rinehart, 1934); R.M. Maclver, Social Causation (Boston: Ginn & Co., 1942); G.A.
Lundberg, Foundations of Sociology (New York: Macmillan Co., 1939); Felix Kaufmann,
Methodology of the Social Sciences (New York: Oxford University Press, 1944); P.F. Lazarsfeld
and M. Rosenberg (eds.), The Language of Social Research (Glencoe: The Free Press, 1955),
esp. The Introductions to section. — Примеч. автора.
2 Необходимо отметить, однако, не только то, что инструменты и методы, приме
няемые в социологическом (или другом научном) исследовании, должны отвечать ме
тодологическим критериям, но и что они также логически предполагают содержатель
ные теории. Как заметил в связи с этим Пьер Дюгем, научный инструментарий и экс
периментальные результаты, полученные в науке, пронизаны специфическими допу
щениями и общими теориями содержательного характера. La theorie physique (Paris:
Chevalier et Riviere, 1906), 278. — Примеч. автора.
циологии, экономике и психологии, не имеют аналогов среди специальных трудов в науках, уже давно достигших совершеннолетия. Каковы бы ни были их интеллектуальные функции, эти методологические произведения отражают перспективы еще только оперяющейся дисциплины, старательно представляющей свои верительные грамоты для получения полноправного статуса в содружестве наук. Но достаточно показательно, что примеры адекватного научного метода, используемые социологами в целях доказательства или объяснения, обычно взяты из других дисциплин, а не из самой социологии. Физику и химию двадцатого, а не шестнадцатого столетия берут в качестве методологического прототипа или образца для социологии двадцатого века, недостаточно понимая при этом, что социологию и эти науки разделяют века кумулятивного развития научных исследований. Эти сравнения неизбежно являются скорее программными, чем реалистичными. Более уместные методологические требования сделали бы разрыв между методологическими устремлениями и действительными достижениями социологии не столь заметным и менее обидным.
Общие социологические ориентации
Многое из того, что описывается в учебниках как социологическая теория, является общей ориентацией на получение содержательного материала. Такие ориентации скорее включают общие постулаты, указывающие, какие типы переменных надо каким-то образом учесть, но не уточняют определенные отношения между конкретными переменными. Хотя без этих ориентации обойтись нельзя, они дают лишь самые широкие рамки для эмпирического исследования. Хорошим примером подобных ориентации служит гипотеза «общей порождающей причины» Дюркгейма, согласно которой «определяющую причину социального факта следует искать среди предшествующих ему социальных фактов» и «социальный» фактор определяется как институциональные нормы, на которые ориентировано поведение3. Другим примером того же рода служит высказывание о том, что «в определенной степени полезно рассматривать общество как интегрированную систему взаимосвязанных и функционально взаимозависимых час тей»4. К этой же категории имеющих большое значение общих ориен-
3 Durkheim, The Rules of SociologicalMethod, 110; L'Education morale (Paris: Felix
Alcan, 1925), 9—45, passim. — Примеч. автора.
4 Conrad M. Arensbcrgand Solon Kimball, Family and Community in Ireland (Cambridge:
Harvard University Press, 1940), xxvi. — Примеч. автора.
таций относится также установленный Знанецким, Сорокиным и др. «гуманистический коэффициент культуры». В заключение по поводу подобных общих ориентации можно сказать следующее: игнорируя их, исследователь в ущерб себе игнорирует упорядоченность фактов. Но они не содержат конкретных гипотез.
Главная функция таких ориентации — предоставить общий контекст для исследован