Методические принципы физического воспитания и спортивной тренировки

Методические принципы -это положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания.

Методическими принципами, которыми необходимо руководствоваться на учебных занятиях по физическому воспитанию, являются: принцип сознательности и активности, доступности и индивидуализации, динамичности и постепенности, наглядности.

Принцип сознательности и активности предполагает углубленное изучение занимающимися теории и методики физической тренировки, осознанное отношение к тренировочному процессу, понимание цели и задач учебно-тренировочных занятий. Преподаватели со своей стороны обязаны обеспечить рациональное применение средств и методов тренировки на каждом занятии, вести учет объема и интенсивности выполняемых упражнений и физических нагрузок, анализировать и оценивать итоги тренировочных занятий. Участие студентов в учебно-тренировочных занятиях должно быть не только сознательным, но и активным, «принцип обратной связи».

Принцип доступности и индивидуализации обязывает планировать и включать в каждое тренировочное занятие упражнения, по своей сложности и интенсивности доступные для выполнения занимающимися. При определении содержания тренировочных занятий необходимо соблюдать определенные правила: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному; строго учитывать индивидуальные особенности занимающихся: пол, возраст, физическую подготовленность, уровень здоровья, волевые качества, трудолюбие, тип высшей нервной деятельности и т.п.; упражнения, объем, и интенсивность тренировочных нагрузок следует подбирать в соответствии с силами и возможностями организма. Однако принцип доступности ни в коей мере не означает, что физические упражнения и нагрузки должны быть упрощенными и предельно элементарными. Упрощение снижает развивающее влияние учебно-тренировочного процесса на занимающихся.

Принцип динамичности и постепенности определяет необходимость постоянного повышения требований к занимающимся, применение новых, более сложных физических упражнений, увеличение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности. Переход к более высоким тренировочным нагрузкам должен проходить постепенно, с учетом функциональных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся. Повышение тренировочных нагрузок может быть постепенным (прямолинейно-восходящим), скачкообразным, ступенчатым или волнообразным. Использование того или иного вида нагрузок зависит от цели и задач занятий на данный период, а также от индивидуальных особенностей занимающихся [2, с. 202].

Принцип наглядности. Исследования показали, что эффективность обучения физическим упражнениям и совершенствования физических качеств зависят от степени вовлечения в учебно-тренировочный процесс всех анализирующих органов занимающихся, причем не только зрительных, но и слуховых, мышечных, тактильных и других. Поэтому на практике для реализации этого принципа используются разнообразные формы наглядности.

Среди них: показ изучаемых упражнений преподавателем или кем-либо из занимающихся, использование схем, плакатов, фотокинограмм, диафильмов и кинофильмов с образцами техники изучаемых упражнений. Это создает у занимающихся устойчивые зрительные представления о правильном их выполнении. Использование звуковых сигналов или музыки благодаря слуховому анализатору дает представление о длительности, частоте и ритме движений. Мышечные и тактильные ощущения могут дать почувствовать силу движения, его амплитуду, скорость выполнения и т.д.

В зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся, от этапа обучения характер и степень эффективности применения принципа наглядности различны.

Все вышеперечисленные принципы находятся в тесной взаимосвязи, они не могут реализоваться в процессе учебно-тренировочных занятий в отдельности. Это различные стороны единого, целостного процесса повышения спортивного мастерства занимающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: