Организация медицинской помощи пораженным АХОВ

При возникновении химических аварий проводится ряд мероприятий общего порядка, как правило предусмотренных планом ГО соответствующего региона.

Основными из них являются:

1 - определение характера и количества АХОВ в атмосфере;

2 - определение размеров зоны заражения (и ее ограждение), оценка химической и медицинской обстановки в зоне заражения, определение неотложных работ по локализации зараженной зоны и обеззараживанию территории и т.д.;

3 - организация медицинской помощи пострадавшим;

4 - принятие решения о необходимости эвакуации населения;

5 - оценка возможных экологических последствий и принятие соответствующих мер.

Эти и другие вопросы решаются параллельно. Правильному и быстрому принятию решения способствуют создаваемые в ряде регионов компьютерные базы необходимых данных.

В зависимости от масштабов химических аварий принимается решение о необходимости привлечения для ликвидации очага поражения и оказания помощи сил и средств Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), которая организует свою деятельность в соответствии с Постановлениями Правительства РФ "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (от 05.11.95 № 1113); "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф (от 28.02.96 № 195); "О межведомственных координационных комиссиях Всероссийской службы медицины катастроф (от 13.08.97 № 1005).

ВСМК функционирует на федеральном, региональном, территориальном уровнях. В состав службы входят:

- Всероссийский центр медицины катастроф "Защита", региональные, территориальные, местные центры медицины катастроф и их клинические базы;

- станции скорой медицинской помощи, а также отделения экстренной и планово-консультативной помощи;

- лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения системы здравоохранения, на базе которых создаются медицинские формирования (бригады, отряды, мобильные госпитали)

Состав медицинских формирований по оказанию экстренной медицинской помощи в целом однотипен. Основными из них являются:

1. Бригады скорой медицинской помощи (БСМП) При химических

авариях в начальном периоде они играют координирующую роль, осуществляют медицинскую оценку очага, устанавливают постоянную радио-, телефонную связь со штабом спасательных работ. Бригады скорой помощи определяют пункты сбора пострадавших (вне очага поражения), оказывают медицинскую помощь, проводят медицинскую сортировку и осуществляют эвакуацию пораженных.

2. Бригады экстренной доврачебной медицинской помощи (БЭДМП). Являются мобильным формированием ВСМК. Создаются на базе городских, центральных, районных и участковых больниц, поликлиник, МСЧ, здравпунктов и используются для работы в очаге (на границах очага) в составе медицинского Отряда или самостоятельно для усиления бригад скорой помощи.

В состав БЭДМП входят: старшая медицинская сестра - 1; медицинская сестра - 1; санитар - 1. Обеспечение БЭДМП медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом и специальным транспортом производится учреждением-формирователем.

БЭДМП организуют и оказывают медицинскую помощь пострадавшим в очаге поражения, участвуют в медицинской сортировке и эвакуации пораженных.

При поражениях АХОВ, помимо указанного, в задачу БЭДМП входит введение, антидотов, частичная санитарная обработка открытых участков кожи и прилегающей к ним одежды, надевание на пострадавшего индивидуальных средств защиты органов вдыхания.

3. Врачебно-сестринские бригады экстренной медицинской помощи (БЭМП). Являются мобильным формированием ВСМК. Создаются на базе городских, центральных районных и межрайонных лечебно - профилактических учреждений для работы на границах зоны химического заражения в составе отряда экстренной медицинской помощи (медицинского отряда) или самостоятельно, для усиления бригад скорой помощи.

В состав БЭМП входят: врач - 1; медицинская сестра- 2-3; санитар - 1. Обеспечение БЭМП медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом осуществляется учреждением-формирователем согласно табеля оснащения.

Ответственность за предоставление БЭМП санитарного транспорта несет учреждение-формирователь. В задачи БЭМП входит организация и оказание первой врачебной помощи пострадавшего на границе очага поражения, организация медицинской и эвакотранспортной сортировки, подготовка пораженных к транспортировке. При поражении АХОВ в задачу БЭМП также входит введение антидотов, частичная санитарная обработка открытых участков кожи и прилегающей к ним одежды.

4. Бригады экстренной специализированной медицинской помощи (БЭСМП). Являются мобильным формированием ВСМК. Создаются на базе республиканских, областных (краевых), городских многопрофильных и специализированных больниц, центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помощи, клиник медвузов, институтов усовершенствования врачей, научно-исследовательских институтов и специализированных центров. Используются в чрезвычайных ситуациях для усиления лечебных учреждений, работающих в условиях массового поступления пострадавших, а также могут быть использованы для работы в автономном режиме и для усиления медицинских отрядов (МО).

В необходимых случаях БЭСМП переводятся на режим постоянной готовности (специализированные медицинские бригады постоянной готовности (СМБПГ), в связи с чем специалисты бригады осуществляют дежурство на дому в нерабочее, вечернее и ночное время по графику, утвержденному руководителем учреждения-формирователя по согласованию с территориальным центром службы медицины катастроф. Готовность БЭСМП к выезду (вылету) с имуществом в район ЧС для оказания медицинской помощи пострадавшим - не позднее, 6 часов после получения соответствующего распоряжения, СМБПГ - не позднее одного, часа (в виде исключения - до двух часов по приказу соответствующего органа здравоохранения).

Для экстренной специализированной медицинской помощи при поражениях АХОВ создаются токсико-терапевтические бригады (ТТБ), в состав которой входят: руководитель бригады (врач анестезиолог-реаниматолог, токсиколог) - 1; врач (токсиколог-терапевт) - 1; медицинская сестра (анесте-зист) - 1; фельдшер (медицинская сестра) - 2.

Снабжение БЭСМП (СМБПГ) медицинским, санитарно - хозяйственным и специальным имуществом осуществляется по принципу приоритетного обеспечения учреждением-формирователем согласно табеля оснащения. Обеспечение бригады транспортом производится учреждением-формирова-телем (в соответствии с разработанными органами здравоохранения на местах, порядком выделения транспортных средств и доставки формирований, специалистов и грузов в район ЧС).

В задачи БЭСМП (СМБПГ) входят организация и осуществление медицинской сортировки пострадавших, организация и оказание экстренной специализированной (квалифицированной) медицинской помощи пострадавшим, осуществление организационно-методической и консультативной помощи специалистам других подразделений лечебного учреждения, проведение эвакотранспортной сортировки пораженных, нуждающихся в лечении на базе специализированных лечебно-профилактических учреждений и центров.

При поражениях АХОВ специализированные ТТБ осуществляют мероприятия интенсивной и поддерживающей антидотной терапии и детоксикации в соответствии с видом АХОВ, непосредственно участвуют в проведении реанимации и интенсивной терапии, организуют квалифицированную медицинскую сортировку пораженных.

5. Отряды экстренной медицинской помощи (МО). Являются мобильным медицинским формированием ВСМК, создаются на базе многопрофильных городских, межрайонных, районных, лечебно-профилактических учреждений. В состав МО входят от 5 до 10 бригад, из них от 2 до 5 БЭМП и от 3 до 5 БЭДМП.

Штат МО включает руководителя, старшую медицинскую сестру, врачей - от 2 до 5, медсестер от 10 до 25, санитаров от 5 до 10. В зависимости от ЧС МО может быть усилен БЭСМП (в частности токсико-терапевтическими бригадами - ТТБ).

Обеспечение МО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом осуществляется учреждением-формирователем согласно табелей оснащения БЭМП и БДЭМП. Укомплектование МО санитарным транспортом производится учреждением-формирователем и по плану штаба ГО.

Помимо перечисленных выше медицинских формирований органов здравоохранения в службу медицины катастроф входят ведомственные медицинские формирования, специализированные противоэпидемические отряды и бригады, а также бригады экстренной санитарно-профилактической помощи. Одной из задач работы санэпидслужбы при ХОЧС является контроль объектов окружающей среды (санэпидразведка), который позволяет уточнить тактику работ по спасению пораженных, тип средств индивидуальной защиты, меры по защите населения за пределами очага поражения и др.

Деятельность медицинских формирований ВСМК осуществляется и вне ЧС, в период повседневной готовности. В этом случае их основными задачами является постоянное совершенствование теоретических знаний и практических навыков по оказанию медицинской помощи и лечению пострадавших в ЧС и поддержание постоянной готовности к работе в этих условиях путем проведения учебно-тренировочных занятий и учений.

Основным принципом организации медицинской помощи при массовых поражениях АХОВ является лечебно-эвакуационное обеспечение (ЛЭО). В системе службы медицины катастроф предусматриваются следующие виды помощи (13):

- первая медицинская помощь;

- доврачебная медицинская помощь;

- первая врачебная помощь;

- квалифицированная (специализированная) медицинская помощь.

Первая медицинская помощь в очаге поражения АХОВ оказывается как в порядке само- и взаимопомощи, так и специальными формированиями, к которым относятся БДЭМП, спасательные отряды, санитарные дружины - СД (там, где они сформированы), спасательные отряды. Кроме того, первую медицинскую помощь оказывают сотрудники МСЧ и здравпунктов предприятий.

Эти же формирования доставляют пораженных за границы зоны заражения, где при определенных условиях (быстродействующие АХОВ, дальность лечебного учреждения, большое число пораженных и т.п.) с наветренной стороны организуются временные пункты сбора пораженных, служащие местом временного пребывания пострадавших, ожидающих эвакотранспорт. В организации этих пунктов принимают участие бригады скорой медицинской помощи, которые здесь оказывают неотложную помощь по жизненным показаниям, в том числе врачебную.

На границу очага (в пункты сбора) выдвигаются для оказания первой врачебной помощи БЭМП.

Квалифицированная с элементами специализированной медицинской помощи оказывается в лечебных учреждениях начиная с уровня “Районная больница” Минздрава РФ, “Отдельный медицинский батальон” МО РФ, МОСН силовых министерств, медицинская рота (батальон) ОСБр (МП ГО).

Специализированная медицинская помощь оказывается с момента госпитализации пораженного в городскую, областную крупную районную больницу, госпиталь силовых министерств с коечной мощностью не менее 500 коек, где есть, или организуются специализированные (профильные отделения).

Как в очаге, так и в пункте сбора пораженных проводится медицинская сортировка, которая состоит в выявлении носилочных и ходячих пораженных, а также пораженных без средств защиты дыхательных путей.

Эвакуации (из очага поражения) в первую очередь подлежат носилочные пораженные и пострадавшие без средств защиты органов дыхания, во вторую - ходячие, в третью - лица, укрытые в спецубежищах.

После медицинской сортировки, пораженных эвакотранспортом (в основном машинами скорой помощи) направляют на госпитальный этап - в стационарные медицинские учреждения, находящиеся вне зоны заражения и в максимальной близости от зоны заражения где они проходят курс лечения.

Ведущую роль среди стационарных лечебных учреждений при массовых поражениях АХОВ играют центры по лечению острых отравлений (в тех регионах, где они имеются), которые максимально увеличивают в этом случае свою коечную мощность.

При отсутствии таких центров, а также когда их емкости недостаточны, предусматривается госпитализация пораженных в крупные многопрофильные больницы, а также больницы (отделения) хирургического и терапевтического профиля, перестраивающие свою работу.

Таким образом, ЛЭО пораженных АХОВ осуществляется одноэтапно по схеме: очаг поражения - центр по лечению отравлений или лечебные учреждения органов здравоохранения (ведомств).

В некоторых официальных документах, а также по мнению отдельных авторов (11, 12), существующая система оказания медицинской помощи расценивается как двухэтапная: 1) медицинская помощь в очаге поражения и вблизи него, и, 2) медицинская помощь в стационарных медицинских учреждениях. Схема организации медицинской помощи при авариях на ХОО представлена в приложении 2.

Организация медицинской помощи при химической аварии имеет некоторые особенности, одной из которых является подготовка сил и средств лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения с учетом АХОВ, используемых и хранящихся на предприятиях данного региона.

Первичным звеном лечебно-профилактической помощи на предприятиях являются здравпункты (ЗП). Различают два типа ЗП: врачебные и фельдшерские. Врачебные ЗП входят в состав МСЧ, представляющей собой больнично-поликлинический комплекс. Фельдшерские ЗП осуществляют свою работу непосредственно на предприятиях под руководством цеховых врачей.

Задачами ЗП (МСЧ) химически опасных объектов народного хозяйства, как представителей объектового здравоохранения, являются:

- заблаговременная подготовка объекта к защите от АХОВ;

- предотвращение или снижение возможного поражения персонала предприятия в условиях химической аварии (катастрофы). В период заблаговременной подготовки к ЧС в повседневных условиях работники ЗП должны осуществлять контроль за наличием, хранением, поддержанием готовности средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД);

- накопление средств санитарной обработки и дегазации АХОВ;

- оснащение аптечек первой помощи медикаментами, перевязочным материалом и специальными средствами медицинской защиты;

- обучение работающего персонала и санитарного актива оказанию первой медицинской помощи пораженным АХОВ (само- и взаимопомощи), порядку поведения при ЧС (укрытие в убежищах, эвакуация из зараженного района и т.п.);

- проведение учений по ликвидации медицинских последствий химических аварий. В период химических аварий личный состав ЗП (МСЧ) осуществляет оказание в кратчайшие сроки первой медицинской помощи, срочную эвакуацию пострадавших из очага поражения в места сосредоточения (сбора). Работа должна производиться в средствах индивидуальной защиты. На случай возможной химической аварии за химически опасными объектами народного хозяйства закрепляются расположенные вблизи них одна иди несколько больниц для приема и госпитализации пораженных.

В подготовительный (вне химической аварии) период в закрепленных больницах разрабатывается планирующая документация, производится медицинское, материально-техническое и специальное оснащение, осуществляется подготовка медицинского и вспомогательного персонала к работе в экстремальных условиях.

При возникновении химической аварии производится оперативное оповещение и сбор личного состава, расширение коечного фонда, развертывание дополнительных функциональных отделений и подготовка их к работе.

Основными задачами больниц, работающих по приему пораженных АХОВ, являются:

- обеспечение массового приема пораженных в сжатые сроки;

- проведение медицинской сортировки;

- проведение санитарной обработки пораженных стойкими АХОВ;

- оказание неотложной врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

- ведение документации и учета.

Для выполнения этих задач предусмотрена перепрофилизация больниц, сущность которой состоит в созданий двухпоточной системы приема и медицинского обеспечения (носилочные и ходячие), мощного приемно-сортировочного, госпитального и реанимационного отделений за счет изменения расстановки кадров, отделения санитарной обработки при поражении стойкими АХОВ (при воздействии нестойких АХОВ отделение не развертывается).

Приемно-сортировочное отделение (ПСО) состоит из распределительного поста, выставляемого при въезде на территории больницы и двух приемно-сортировочных площадок для ходячих и носилочных пораженных. Примерный вариант расстановки штата такой больницы приведен в приложении 3.

При организации медицинской помощи при химических авариях должны учитываться:

- быстрое развитие клинической картины поражения;

- высокая зараженность окружающей среды; способность АХОВ действовать ингаляционно, и, в некоторых случаях, через кожу;

- массовость острых отравлений, разнообразие клинической картины поражения (ввиду многообразия АХОВ);

- наличие комбинированных и сочетанных поражений; отсутствие, в большинстве случаев, антидотных средств;

- трудность оказания в широком объеме детоксикационных мероприятий;

- необходимость защиты; пораженных, прибывающих из очага, до их санитарной обработки от вторичных поражений за счет десорбции летучих АХОВ с одежды, (вентиляция помещений др.);

- необходимость защиты медицинского персонала от поражения АХОВ как в очаге, так и в лечебно-профилактическом учреждении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: