Человек является социальным существом, то есть она не может обходиться без взаимодействия с другими людьми, без знания их мнения о себе Поэтому способность к коммуникации и потребность в коммуникации е ли не самыми важными его сущностными признаками Кроме того, что человек хочет понять окружающую действительность, она стремится к взаимопониманию и согласию с другими людьми По утверждению М Хайдеггера, это не просто способность люди ни, а способ ее существования Таким образом, исследование коммуникационных процессов означает не только изучение определенных общественных явлений Речь идет о природе самой человеклюдини.
Исследователи отмечают, что 70% своего времени человек тратит на коммуникацию Несмотря на то, что существует много определений этого понятия, главной целью коммуникативной деятельности есть определенный обмен информацией коммуни ация - это общение Она может быть разной по форме: межличностной, осуществляться с помощью какого-то индивидуального средства или массовой Также вербальной и невербальной Вербальная коммуникация - это наше привычное использование языка К невербальной относятся мимика, жестикуляция, внешний вид Коммуникация бывает устной и письменной, формальной и неформальной есть мы можем изучать ее по тем признакам интересующих нас насампересамперед.
|
|
Дж Питерс рассматривает длительную историю слова \"коммуникация\" Оно происходит от латинского communicare, что означало \"наделять\", \"разделять\" или \"делать общим\" Тогда оно не было связано со способностью чел дей общаться с помощью символов или с идеей понимания Как и в латинском языке, в английском одно из основных значений \"коммуникации\" предусматривает наделение, что также может означать \"участие\", как в сл ове \"communicant\" (тот, кто причастился) - лицо, которое стало частью священной сообщества, взяла в ней участие Здесь \"коммуникация\" предусматривает принадлежность к социальному организму через определенное выразительную действие которая не нуждается ни ответа, ни осознание В этом случае акт коммуникации прежде всего является получением, а не передачей Точнее, \"отправкой через получение\" Похоже значение имеет понятие научных коммуникаций ее (монография) Здесь нет значение обмена; хотя и предполагается существование определенной аудиторавдиторії.
\"Коммуникация\" может означать связь, перемещение и передачу Разговорное значения подразумевает обмен информацией или чувствами в искренней беседе между друзьями или сотрудниками Это особый разговор, которой при итаманни доверие и открытость начале XX в существовало пять взаимосвязанных точек зрения: коммуникация как управление массовым сознанием; рассеиванию семантического тумана; бесполезны вылазки из крепости индивидов дуальности; открытие инаковости, организация совместных действий \"Коммуникация\" может служить и общим термином для обозначения различных видов взаимодействия посредством символов Это также механизм развития взаимоотношений между людьми - все символы сознания вместе со средствами их передачи в пространстве и сохранения во времени Сам Дж Питерс употребляет слово \"коммуникации\" во множественном именно в этом смысле Наряду с этим, в числе он йо го употребляет в смысле проекта согласования \"я\" с \"другимз "іншим".
|
|
Г Почепцов дает такой перечень наук, изучающих коммуникацию: традиционный подход - герменевтика \"гомилетика, риторика, философия и логика; общетеоретический подход - теория коммуникации (общие вопро ния коммуникации), теория аргументации (логика и лингвистика), теории массовых коммуникаций, семиотика, теория международных коммуникаций; прикладной подход - психоанализ, деловая коммуникация, теория Перфор манси (деятельность, которой занимается индивид или группа в присутствии другого индивида или группы - культурные обмены, террористические акты и т.д.), теория информации, теория коммуникативных обменов, также филологов ческий (семантика, социолингвистика, психолингвистика, паралингвистика как невербальная коммуникация), психологический и социологический подходы Дж Гербнер ведет речь о трех этапах развития человеческих коммуникаций й Первый - до-индустриальный, происходивший \"лицом к лицу\" Второй - печатный, который был следствием первой индустриальной революции, включая формированием массового аудитории Третий - телевизионный, что появляется в результате второй индустриальной революцийолюції.
По словам Е Гриффин, теории делают жизнь лучше частности сотни различных теорий пытаются дать системное объяснение коммуникационным явлениям Например, этот автор насчитывает пять теорий, посвященных сооб идомленню, шесть относит к внутренне персональных коммуникаций (самооценка, мотивации, мышления), семь - в меж-персональных коммуникаций (восприятие, развитие отношений, влияние), также семь - до групповых вых и публичных коммуникаций (принятие решений, конфликты, организационная коммуникация, публичные выступления), восемь - до массовых коммуникаций (медиа и культура: технологического детерминизма М Мак-Люэн, шаров тивации Дж Гербнера и критическая С Холла; медиавпливы: социального обучения А Бандуры, повестки дня М Мак-Комбса и Д Шоу, спирали молчания Е Ноэль-Нойман; как этические теории отдельно выделяются теория коммуникативной этики и теория упорядочения хаоса, опирается на марксизм марксизм).
Хотя в других классификациях видим информационную теорию К Шеннона и В Уивера, которую Е Гриффин относит сообщению, среди теорий массовых коммуникаций, как и теорию символического интеракционизма Дж МИДа, в включенную этим автором к внутренне-персональных коммуникаций, и теорию когнитивного диссонанса Л Фес-тингера (здесь - интерперсональные коммуникации) Такого рода разногласия еще не свидетельствуют об ошибках Разн и авторы делают собственные ударения в практическом применении этих теорий Мы сосредоточим внимание на рассмотрении массовых коммуникаций Для изучения этой области аккумулируются достижения прежде социологии, культур них студий и социальной психологиисихології.