Ключевые понятия массовых коммуникаций

Следует различать понятия массовых коммуникаций, массовой информации и средств массовой коммуникации (СМК) Массовые коммуникации отличает прежде всего применение СМИ, или масс-медиа За Ч Райтом, массовая коммуникационных ация направлена??на крупные и гетерогенные аудитории, анонимные относительно самого коммуникатора Сообщения передаются публично, с целью достичь максимально возможного аудитории быстро и, как правило, одновременно По обычай эти сообщения мимолетнолинні.

Для В Петилы исследования СМК является лишь частью процесса изучения массовых коммуникаций Он пишет, что массовые коммуникации / медиа по культуре, экономики, идеологии, личности или группы, политики, общества а, информационных, коммуникационных и медиа-технологий могут выступать как автономная дисциплина, также как межотраслевым поле исследований, составляющая различных дискурсов с отдельными взглядами на диск усии, ценности, теории, значения и отношения с другими дисциплинамми.

Д де Флер и Е Денис рассматривают массовую коммуникацию как процесс, включающий в себя несколько стадий:

• Сообщение формулируется профессиональными коммуникаторами

• Уведомление направляется быстро и непрерывно с помощью медиа

• Сообщения распространяется в величины и состава массовой аудитории, которая обращает внимание на медиа различными путями

• Отдельные представители аудитории интерпретируют значение сообщения согласно их опытом, в большей или меньшей степени соотносится с намерениями профессиональных коммуникаторов

• Как результат усвоения этих значений члены аудитории испытывают определенное влияние Это означает, что коммуникация имеет какой-то эффект Во массовыми коммуникациями понимают сложный процесс представления и взаимодействия через масс-медиа взглядов и интересов различных социальных слоев общества С такой точки зрения употребляем этот термин во множественном, поскольку речь идет о много различных коммуникаций Массовые коммуникации видбивают ь отношения внутри общества и обеспечивают его эффективность Они имеют свои внутренние законы и закономерности Д Мак-Квэйл называет массовой коммуникации концептом, теоретической парадигмой и системой опирающейся на большое количество медиа-каналов В таком понимании этот термин употребляется в единственном числе Он также может означать медиа-производство как таковое В Ризун отмечает общекультурный аспект массовой коммуникации: это организованное общение, что является видом общественно-культурной деятельности О Чекмышев пишет о журналистике как определенный социальный институт, обеспечивающий функцию массовой коммуникации, позволит ет и поддерживает процесс социального взаимодействия посредством информационных сообщений есть благодаря своей профессиональной деятельности журналисты выступают профессиональными коммуникаторамкомунікаторами.

Некоторые исследователи расширяют понятие массовой коммуникации Так, О Кузнецова считает, что это явление не обязательно соотносится с СМИ, а появляется одновременно с возникновением человеческого общества и даже ь к появлению языка существует как живое общение через жесты, мимику, звуки, предметы Такое довольно дискуссионный утверждение требует отдельного рассмотрения и системы аргументации, чтобы выяснить, что именно автор имеет виду под массовой коммуникацией Необязательность связи массовой коммуникации и СМК может быть также прослежена через замечания Б ПОТЯТИНИК о том \"что на Майдане во время Оранжевой революции, безсу мнивно, осуществлялась массовая коммуникация, но без посредничества СМК Однако подобные предложения все же имеют локальный характер, поскольку отделение СМИ от массовой коммуникации неестественнородним.

В Шульц отмечает, что массовая коммуникация является коммуникационной взаимодействием с помощью технических средств Массовая коммуникация всегда публичная, то есть принципиально доступна для каждого, и ориентируется преимущественно н на большую анонимную аудиторию и Бертнанд и П Гагес пишут, что в коммуникационной теории медиюм (средство) является посредником, позволяет ли шанс общаться сквозь время и пространство Даже между двумя людьми медиа мом может выступать третий человек или какие-то средства связи наподобие телефона, письма или факса Когда мы говорим о массовой коммуникации, подразумеваем связи между большими массами людей, которые осуществляются с помощью масс-медис-медіа.

Советская и нынешняя украинская традиции предлагают употреблять это понятие в числе, акцентируя внимание на явлении или даже на парадигме Массовая коммуникация якобы именно в таком контексте исследовалась отеч чизняною наукой Но дело в том, что этот процесс у нас никогда не изучался Тоталитарная система не нуждается в исследованиях массовых коммуникаций, поскольку она не заинтересована в коем обратной связи с обще льства В современной Украине массовые коммуникации гражданского общества начинаются с Чернобыльской катастрофы Это была та информация, которую невозможно было скрыть от массовой аудитории Следовательно отбыла ася Общественной рефлексия над ней, тянула за собой определенные последствия До того в Украине осуществлялась однонаправленная тоталитарная коммуникация от коммунистического руководства СССР в широких слоев селения Эта постановка вопроса заставляет нас употреблять определение \"массовые коммуникации\" во множественном, понимая их как некую разнонаправленную информационное взаимодействие, есть много разнородных актов коммуникации все редине общества Именно такое \"множественное\" определение феномена массовых коммуникаций мы предлагаем в этой книгеій книжці.

Понятие массовой информации в соответствии характеризует такую??информацию, которая производится для потребления массовой аудиторией Учитывая ее социальную значимость вместо термина \"массовая информация\" иногда вжи ивають определение \"социальная информация\" (В Иванов) Оно отражает общественные отношения, связанное с различными видами человеческой деятельности, зафиксировано сознанием, опосредованное психологическими факторами используется для воздействия на других людей Социальная информация имеет сложную структуру, которая включает научно-техническую, экономическую, социально-политическую, идеологическую и другие виды информации Социальную инфо мации можно определить как сообщения, передаваемые любым понятным человеку кодом, содержащие в себе сведения о процессе функционирования общества, а также все то, что касается и может повлиять на эти процессоцеси.

Наконец, под средствами массовой коммуникации понимают специальные каналы, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений для массовой аудитории В Украине имеет место некоторая путаница в употреблении ни сроков СМК и СМИ (средства массовой информации), которые являются синонимами Наблюдаются попытки подчеркнуть особый коммуникативный акцент, что якобы имеет место в СМК и отсутствует в СМИ самом деле ключевым словом для понимания обоих определений есть слово медиа (средства) для распространения массовой информации: печатные периодические издания, книги, радио, мобильные телефоны, кино, телевидение, аудио и видеозаписи, за соби кабельного и спутникового связи \"видеоигры, Интернет Коммуникативное значение в этом случае заключается не в увеличении обратной связи между медиа и их аудитории, а в том, что СМК / СМИ обсл уговують интересы различных социальных групп общества, развивая связи \"т.е. коммуникацию между нимними.

На эту терминологическую коллизию с несколько другой точки зрения обращает внимание О Гриценко По ее мнению, средства массовой коммуникации - это понятие, синонимично СМИ Одновременно с тем, автор отмечает, что в работах су участниками украинских и российских авторив1 употребляется узкое советское понятие \"средства массовой информации\", которое, по определению, предполагает лишь информирование пассивной аудитории со стороны государства В этом же контексте Б Потятиник напоминает подзабытый сталинский срок ЗМИП - \"средства массовой информации и пропаганды\", выступающее источником для настоящего сокращенного варианта: СМИ Оба понятия калькувалис я с российской \"соответственно СМИП и СМта СМИ.

С точки зрения истории средств массовой коммуникации, считает Д Мак-Квэйл, мы имеем дело с четырьмя главными элементами, которые необходимо учитывать при попытках классификации медиа с целью их более глубокого понимания По в Во-первых, это технология Во-вторых - политическая, социальная, экономическая и культурная ситуация общества В-третьих - виды деятельности, функции и потребности В-четвертых - люди, особенно организованные в группы, кл асы и по интересам Все эти элементы ложатся в основу различных приоритетов и требований в отношении различных медиа, представленные в таблиценижче:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: