Термины, используемые в социологии

Теория Систематизированное объяснения и прогнозирования определенного явления Более формальное определение теории - это систематизированный набор вероятных обобщений, поясняющие определенные явления, которые поддаются наблюдению за помощью сочетания конструктов и переменных на основании таких принципов организации, не противоречат друг одному.
Понятие Общая идея, к которой принадлежит много отдельных конкретных случаев: например, социальный класс - понятие, полученное путем обобщения таких отдельных понятий, как доход, образование, статус, профессия и уважение
Гипотеза Видимо предположение, истинность которого можно проверить с помощью данных, собранных эмпирическим путем
Качественные методы исследования Такие, позволяющие описать определенный феномен без применения цифр Качественные методы исследования позволяют более целостное описание, которое осуществляется с помощью слов
Количественные методы исследования Те, которые используют цифры для описания соответствующего количества чего-либо
Триангуляция методик Комплексное исследование, совместное применение различных методов научного исследования для раскрытия вопросов, касающихся феномена медиа-воздействий
Дедукция Движение от общего к частному; процесс, с помощью которого теории проверяются Исследователь отталкивается от общей идеи или теории и формулирует более специфическую гипотезу или предположение, после чего п проверяет последнюю, собирая дані.
Индукция Движение от частного к общему; процесс, с помощью которого теории создаются Исследователь начинает с формулировки простой рабочей проблемы и собирает данные относительно определенного явления, после чего разрабатывает теории ию, основанную на результатах исследовательской роботи.
Переменная Что-нибудь, что может принимать различные значения: например, цвет волос - переменная, которая может выражаться в следующих значениях, как \"черный\", \"светлый\", каштановый \",\" рыжий \"и т.д.

Д Брайант и С Том пеон подчеркивают, что смысл медиа исследований заключается в их огромном практическом смысле Если нас называют \"суверенными потребителями\" информационной эпохи и мы хотим, чтобы это потребле ния было плодотворным, мы должны быть хорошо информированными о том, какую роль медиа играют в нашей жизни Эти авторы разъясняют сущность основных социологических методеодів.

Лабораторный эксперимент считается одним из самых популярных Одна группа смотрит, слушает или читает определенные виды медиа-продукции (содержащих сцены насилия, сексуально откровенные, пугающие, или я какие-то другие) Вторая группа участников воспринимает медиа-продукцию нейтрального содержания Затем те изменения, поддающиеся измерению, сравниваются у представителей обеих групп При этом могут быть использованы лица сти отчеты участников по специально предложенной формой или объективные измерения Последние могут осуществляться через наблюдение за действиями участников; оценки различных видов деятельности участников; измерения ния определенных физиологических параметров (давления крови, частоты пульса, температуры тела); регистрации психофизиологических параметров когнитивной деятельности (альфа и бета-волн головного мозга), которая провода ться при просмотре, прослушивании или чтении медиа-продукцииукції.

Эксперименты могут усложняться за счет использования контрольной группы индивидов (не читают, не смотрят и не слушают никакой медиа-продукции) Такие комплексные эксперименты также применяю ются для одновременного исследования воздействий нескольких переменных - например, влияния медиа-продукции пугает, или нейтральной на ребят разного возраста Каждый метод, в т ч лабораторный, имеет свои поз итивни и черты Это лучший исследовательский метод социальных наук для установления причинно-следственных отношений Он дает хорошую возможность контроля, не требует значительных финансовых затрат ветеринарная имент можно повторить С другой стороны, искусственность ситуации для его проведения влияет на поведение участников, исследователь также может влиять на результаты, имея такое намерение или нір чи ні.

Опрос включает в себя письменное или устное анкетирование, в т ч с помощью телефона или Интернета, для определения видов и объемов медиа-воздействий на индивида; собственной оценки индивидом своего отношения к в асоциальной или про-социального поведения Цель подобных исследований часто заключается в определении специфических социально-демографическим или психографических факторов, которые могут влиять на отношения между сми нным, потому что обычно проводят опрос не всего населения, а группы его представителей (выборка) Используя хорошо спланированное опроса, можно одновременно изучать несколько потенциальных источников некоторый их видов медиавпливив Поэтому исследователи часто объединяют эксперимент с массовым опросом участников Опрос является удобным средством для выявления связей или отношений между переменныммінними.

Полевой эксперимент, т. е. эксперимент, который проводится в реальных условиях Он не дает таких возможностей для контроля, как лабораторный Впрочем, использование методов статистического анализа в полевых усло овах позволило ученым добиться большей контролируемой посторонних переменных Полевые эксперименты характеризуются высокой степенью внешней валидности, т.е. возможностью обобщения достоверных резуль отцов исследования Отношение или поведение участников эксперимента изучается не в искусственных условиях лаборатории, а в реальных ситуациях Это дает основание для предположения, что поведение участников является естественной В некоторых случаях участники могут не осознавать себя объектом исследования и поэтому вести более непринужденно, что, однако, вызывает сомнения этического взглядогляду.

При лонгитюдных исследованиях определенные явления изучаются и сравниваются через определенные периоды времени Те же респонденты дают информацию в разное время, а это значит, что их нужно искать и поощрять в участии в исследованиях, требует от исследователя значительных финансовых и временных затрат Несмотря на это, лонгитюдные исследования часто дают преимущества, которые превосходят расходы Е Ноэль-Нойман и Т Петерсен для р озгляду данных, собранных в разное время, и выявление динамики определенных явлений употребляют термин \"трендовый анализ\" Для углубления качественных характеристик такого рода исследований применяется наз панельный методом д, направленный на многоразовый опрос тех же осимих осіб.

Триангуляция методик (комплексное исследование) Поскольку каждый из упомянутых первичных методов в чем-то ограничен, исследователи часто используют для изучения медиа-воздействий несколько различных методов Наприкл порядок, чтобы определить, насколько альтруизм телевизионных героев влияет на благотворительность зрителей, можно использовать лабораторный эксперимент, полевой эксперимент и опрос Еще лучше применить все Мая и методы одновременно, т.е. использовать триангуляции методик Если данные, полученные с помощью трех различных методов, близки, совокупные результаты намного достоверными, чем результаты от примен ния какого-то одного исследовательского инструмента Такое комплексное использование различных методик называется программного исследования медиа-воздействий Этот подход способствует тому, что результаты комплексных иссле ний воспринимаются с большим доверием не только в научной среде, а также политиками и журналистамістами.

Контент-анализ используется для того, чтобы выявить наличие, отсутствие или количество определенных медиа сообщений, которые, предположительно, способствуют определенным воздействиям С помощью контент-анализа можно ск класть профиль содержания медиа-продукции (смысловых единиц медиатекста, устойчиво повторяются), способной вызывать асоциальные или просоциальни медиа-влияния Для доказательств существования определенного влияния как такового в контент-анализ необходимо использовать в сочетании с другими методами По словам Г Почепцова, контент-анализ определяют как статистическую семантику; технику для объективного и количественного описания сми сту коммуникации; технику выработки выводов на базе объективного и систематического установления характеристик сообщение В Иванов также указывает, что контент-анализ - это качественно-количественный метод изучения ния документов, который характеризуется объективностью выводов и строгостью процедурцедури.

Мета-анализ применяется для систематизированной интеграции имеющихся данных многих эмпирических исследований, объединенных общей темой Для создания \"картины\" применяются статистические методы О Поскольку процедуры мета-анализа научно обоснованные и исчерпывающие, правильно проведенный мета-анализ может дать аналитическое истолкование различных социально-культурных явлений и процессов Такая информация затем мо же использоваться в сочетании с традиционными обзорами научной литературы для более глубокого понимания воздействия СМК на обществтво.

Статистические методы Наиболее применяемым статистическим инструментом в этой области можно считать индуктивную статистику Такая статистика предполагает, что отдельные представители населения, отобранные с работодателем й простой выборки, имеют те же характеристики, что и общая (генеральная) совокупность населения, с которой сформирована выборка Поэтому результаты опроса отобранных представителей могут быть, с определенными оговорками, обобщенные по генеральной совокупности в целом Статистические методы основаны на законах математической вероятности с учетом фактора случайности Поэтому погрешности, обусловленные факторы м случайности, учитываются при окончательных обобщений результатов опросоввання.

А Бергер отмечает, что плохо, когда студенты не имеют дел с реальными исследованиями и компенсируют их исключительно работой в библиотеке Конечно, чисто библиотечные разведки также приносят определенную пользу Но будущему журналисту необходимо включать в них элементы работы с людьми и институтами Такие исследования развивают профессиональные навыки не только с чисто научной точки зрения Они непосредственной варительно учат культуре профессии журналиста Ведь для того, чтобы написать материал или подготовить сюжет в эфир, репортер каждый раз проводит настоящее исследование по выбранной теме Исследователю медиа, говорит А Бергер, как и любому другому исследователю, следует иметь в виду следующие вопросы Понятно, что не всегда есть возможность и потребность на них отвечать, но они так или иначе вытекают из сути исследователи цького процесса, и поэтому о них нужно помнитьпам'ятати.

Кто?, живут много лет, а другие быстро умирают) Как? о определенный феномен: например, коммерческие, которые размещают рекламу на телевидении, хотят знать, какое количество зрителей смотрит те или иные программы и какой состав зрительской аудитории, чтобы соответ ным образом направить свою продукцию) Когда? светить их по вопросам секса) Кто? ують успех в журналистском образовании) Где? ситет).

Существуют строгие требования к структуре медиа-исследований, обязательно включает в себя (Р Виммер и Дж Доминик): краткое резюме (100-150 слов) ключевых положений исследования; вступление, состоящий из форму улювання проблемы, обоснование ее важности, цели исследования; обзор специальной литературы (следует выяснить осведомленность по вопросам предыдущих исследований темы, включая выдвинутыми гипотезами, то оретичною и методологической базой); методологический раздел, описывающий пути решения выбранной для исследования проблемы, включая использование собранных данных, определению границ исследования, терминологического им описанием характеристик, представлением методологии, которая применяется при сборе и анализе данных, объяснениями возможных искажений данных при их сборе или анализа Часть, которая представл яе результаты, включает в себя находки и открытия исследования, разделяясь в свою очередь на описание анализа данных, описание достижений и представления необходимых схем, таблиц и графиков Последний раздел, обго ванию, состоит из главных итогов, их интерпретации, представления определенных недостатков или ограничений работы; высказываются надежды и предложения по последующих исследований конце приводится я полный список использованных исжерел.

сих пор медиа-исследования в Украине имеют достаточно спорадический и часто непрофессиональный характер Они в основном происходят вне университетов Главным образом применяются качественные методы, которые не требуют ь значительных затрат Тот факт, что Украина принадлежит к посттоталитарных стран, в частности свидетельствует о том, что политическая элита еще не мыслит стратегически, она озабочена лишь получением и удержанием власти Поэтому государство не занимается состоянием медиа-отрасли С другой стороны, Украина еще не имеет соответствующих национальных средств, общественные организации могли бы направить в медиа-исследования Поэтому оценки роли СМК в с участниками Украины преимущественно спекулятивные Медиа-исследования главным образом привязываются к избирательным кампаниям или определения рейтингов СМИ, которые влияют на ценообразование рекламного рынка Можем привести лишь единичные примеры профессиональных подходов На медиа-исследованиях с помощью контент-анализа специализируется Академия украинской прессы Также комплексное медиа-исследования \"ли необратимы оранжевые изменения в украинских масс-медиа? \"Было организовано Центром мед и а реформ а реформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: