Теория массовой коммуникации Д Мак-Квейли

В многочисленных попытках комплексного подхода к различных теорий массовой коммуникации привлекают внимание работы Д Мак-Квейли Этот исследователь рассматривает массовую коммуникацию как некий феномен, а потому ведет речь в о единой теории массовых коммуникацийії.

Д Мак-Квэйл указывает на важность медиа как социального института, который надо исследовать и знать особенности функционирования Масс-медиа:

• способствуют росту и изменениям в индустрии управления персоналом, продуцированию товаров и услуг, оживлению связей в промышленности; помещают институт сами по себе, развивая собственные правила и нормы и, которые связывают этот институт с другими социальными институтами

• есть властным ресурсом - в значении контроля, управления и инноваций в обществе, который может быть заменителем для силы и других ресурсов;

• выступают ареной, где осуществляется публичное, национальное и международное жизни;

• часто выступают местом развития культуры, в смысле искусства и символических форм, также обычаев, мод, стилей жизни и норм;

• стали главным источником определений и представлений социальной реальности для индивидуумов, групп и обществ, они выражают ценности и нормативные решения, неразрывно перемешаны с новостями и развлечение ам.

Д Мак-Квэйл различает четыре вида теории, пытающиеся объяснить массовую коммуникацию Во-первых, это социологическая теория, которая, в частности, изучает природу, способы деятельности и влияния массовой коммуникации Во она пытается систематизировать и, если это возможно, выяснить объективный взгляд и свидетельства о медиа, часто основывается на других областях знания Во-вторых, это нормативная теория (ответвление хозяйствово й философии), которая больше занимается вопросом, как медиа могут действовать, если определенные социальные ценности будут определены и реализованы, и, конечно, природой этих социальных ценностей Эта разновидность теории в ажливий, поскольку он не выступает игроком (никого не представляет) в конфигурации медиа институтов и производит ощутимое влияние на ожидания от медиа, которыми публика и другие социальные агенты и актерктори.

В-третьих, это корпус знания, развивается и поддерживается самими медиапрактикамы Он может быть назван теорией работы, поскольку предлагает установки для деятельности медиа: как определенные вещи могут реале изовуватися согласно абстрактными принципами социальной теории, а также как важные результаты могут быть достигнуты Эта теория является прагматичной том, что она помогает выяснить следующие вопросы: что сподобае ться аудитории?, Что будет иметь влияние?, Что заслуживает того, чтобы быть новостью?, Что является ответственностью журналиста и СМКК?

Наконец, в-четвертых, это вид знания, который всего подходит к тому, чтобы называться теорией, но который также вездесущим, влиятельным и таким, что с ним часто приходится сталкиваться в исследовании массовой вых коммуникаций Д Мак-Квэйл называет его теории здравого смысла Это название отсылает нас к знаний и идей, что каждый из нас, связанные с общим опытом аудитории Каждый читатель газеты или телеги лядач имеет собственные теории о медиа в вопросе, что это, почему это хорошо, насколько это пригодно для повседневного, как это должно быть прочитано и как связывается с другими аспектами социальной жизни Большие во людей детально разрабатывают ассоциации и идеи этой разновидности теории, что позволяет им действовать последовательно и приемлемо в отношениях с медиа Теории здравого смысла обычно не артикулируются, однако на ны х основывается много базовых определений, что такое медиа и как они отличаются друг от другаодного.

Вопросы теории массовой коммуникации можно связать со способами коммуникации Схематически это выглядит так:

Вопросы теории Командный способ Сервисный способ Ассоциативный способ
Пропаганда и идеология Коммерциализация, поведение аудитории Участие и взаимодействие
Манипуляции, массовое общество Коммуникационные рынки Социальная фрагментация, нормативные медиа теории
Классовое доминирование Информационное общество Связи внутри медиа аудитории

Стремление Д Мак-Квейли представить общую теорию массовой коммуникации очень амбициозной задачей, решить которое помогает определенная эксцентричность Если 1987 г он выпускает ли не самым цитируемый второй издания своего труда \"Введение в теорию массовой коммуникации\", то название пятого издания 2005 г уже звучит как \"Мак-Квейлова теория массовой коммуникации\" Кроме того, в 2002 г. была опубликована \"Мак-Квейлова х рестоматия по теории массовой коммуникации \"Дискуссия на международном семинаре по медиаграмотности в Могилянской школе журналистики (июль 2006 г.) показала, что некоторые ведущие западные исследователи, например М Гуревич, даже ставят под сомнение правомерность такого подхода, отмечая, что один человек не может иметь много теорий массовых коммуникаций Очевидно, здесь есть некоторое недопонимание, поскольку речь идет о одну теорию Д Мак-Квейли, смысл которой заключается в системном обобщении всех дру всіх інших.

Следует отметить, что Д. Мак-Квэйл 2005 г уточнил ряд положений, высказанных им в издании 1987 г. В частности, это касается перечня наз метафор медиации Вместо восьми метафор в новом издании остается семь м, причем исчезает понятие \"барьера\"'єра";

\"указатель\" объединяется с \"интерпретатором\", возникает понятие \"распространителя\" информации, вместо \"трибуны\" находим \"форум и платформу\" Также уточняется объяснения метафор Итак, медиа как посредники в обществе в варианте 2005 г выступаютть:

• окном для любого опыта, который накапливается в обществе, которое расширяет наше видение, дает нам возможность увидеть самим, что происходит, без постороннего вмешательства;

• зеркалом хода событий в обществе, включая достоверное отражение (хотя с инверсией и возможным искажением изображения), если бы даже ракурс и направление зеркала решались другими и мы были бы ограничены в свободе видеть то, что мы хотим

• фильтром или вратарем, исполняющий обязанности отбора части опыта для специального внимания и закрывает другие взгляды и голоса, делая это осознанно или нет;

• указателем, проводником или интерпретатором, который создает запильну картину ли смысл из того, что смущает и является фрагментарным;

• форума или платформой для представления аудитории информации и идей, часто с возможностью ответа или реакции на них;

• распространителем, кто передает дальше информацию и делает ее доступной для всех;

• собеседником или партнером в разговоре, который дает ответы на вопросы в квази-интерактивном обмене мнениями Отношения СМК и общества часто рассматриваются как отношения между элитами, масс-медиа и пу убликою Посредничество медиа способствует развитию взаимоотношений в различных направлениях Поэтому информационные потоки не является монологическими, они разнонаправленные Происходит постоянный взаимо-обмен информацией и к своему дом, т.е. собственно массовые коммуникации Медиаторська роль медиа может влиять на типы теорий массовых коммуникацийкації.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: