История изучения массовых коммуникаций

Существуют различные версии истории исследований массовых коммуникаций Мы представим ее логике Дж Брайанта и С Томпсона Эти авторы связывают изучения массовых коммуникаций с обеспокоенностью общества воздействиям мы медиа, которая проявлялась по-разному Первая реакция - цензура Сразу после изобретения книгопечатания властные элиты европейских стран начали вводить цензурные запреты, стараясь не допускать публикацию кацию оппозиционных материалов В то же время католическая церковь вносит в \"Индекс запрещенных книг\" порнографию и оккультные изданийвидання.

Позже медиавпливы приобретают все большую силу и разнообразие К ним относят неистовство толпы (расистские выпады в США 1950-1960-х гг против тех СМИ, которые выступали за права чернокожего населения ния) общественную обеспокоенность содержанием отдельных передач (украинский пример - выступления против песенного репертуара радио \"Шансон\" в Киеве), влияние СМК на общественное мнение (роль исторических публикаций в от рождении национального самосознания украинской конце 1980-х гг); массовая паника как реакция на медийные сообщения (тотальное розкуповування хлебных продуктов, что происходило в течение нескольких часов во всем СССР после телевизионных заявлений советских чиновников во время \"перестройки\"); внушения аудитории через медиа (скандальные телесеансы \"массового лечения\" А Кашпировского и А Чумакамака).

Системное изучение медийных воздействий начинается только в XX в С введением в крупнейших университетах США магистерских научно-исследовательских программ по изучению массовой коммуникации новая дисциплина начала быстро развиваться и дифференцироваться Современные исследователи разрабатывают следующие направления в области медиавпливив: убеждение аудитории, влияние медианасильства и порнографии, страх как реакция на массовые в информации, влияние подбора сообщений на представление аудитории об их важности, новые медийные технологии, использование СМК для удовлетворения индивидуальных потребностей, формирования мировосприятия влиянию ом ИМК.

Первые исследования появляются во время Первой мировой войны в связи с обеспокоенностью по вражеской пропаганды и развитием рекламы и РИИ в послевоенные годы Сначала ученые-социологи считали, что а аудитория испытывает мощного влияния медиа Широкая общественность разделяла эту точку зрения Власть медиа над аудиторией сравнивали с шарами или наркотиками, что обусловило соответствующие названия теории \"шприца\" или \"ку ли \", объясняющий влияния СМК Сюда зачисляются труда В Липпманна\" Общественное мнение \"(1922) и Г Лассвелла\" Методы пропаганды в мировой войне \"(1927) Теория\" шара \"была реакцией на возникновение обще льства изолированных индивидов, беззащитного перед медийными воздействиями в условиях урбанизации и индустриализации Она оставалась актуальной до конца Великой Депрессии В 1937 г был создан Институт анализ в пропаганде Многие боялся, что тот же Гитлер же может добиться влияния в США через собственную пропаганду в американских меденських медіа.

Концепция общества изолированных индивидов, которые на них влияют всемогущие медиа, изменила доктрина индивидов - членов социальных групп, общение в которых ограничивает влияние массовой информации Исследование сотрудника военного департамента США К Говленда и П Лазарсфельда из бюро прикладных исследований Колумбийского университета показали, что влияние медиа на индивидуальных потребителей массовой информ ции ограничен Эта модель получила название \"ограниченного влияния\" В 1942-1945 гг К Говленд и его коллеги во время контролируемых экспериментов изучали изменения мотивации солдат, которым показывали учебные или пропагандистские фильмы Исследования показали, что просмотр подобных фильмов не усиливал мотивацию солдатесолдатів.

Во время избирательной президентской кампании 1940 г П Лазарсфельд, Б Берельсоном и Г Годе изучали факторы, которые определяли точку зрения избирателей в участке Эри, штат Огайо Они выяснили, что межличностные конт акты гораздо сильнее влияли, чем медиа Информация, сначала обнародовали СМИ, потом через влиятельных граждан, т н лидеров общественного мнения, передавалась другим людям Этот процесс был назван двухступенчатым потоком коммуникации В 1960 г выходит монография Дж Клаппера \"Влияние массовых коммуникаций\" Эта классическая работа представляет обзор нескольких сотен научных трудов по проблемам медийных воздействий виснет овок-СМК оказывают ограничен возбмежений вплив.

Следующий этап истории медиа исследований Дж Брайант и С Томпсон связывают с доминированием модели \"умеренного воздействия\" М Мак-Люэн в своей книге \"Понимание масс-медиа\" предложил новый взгляд на массовую коммуникацию Он считал, что влияние медиа определяется не содержанием информации, а средством ее подачи как таковым Иными словами, воздействие осуществляется на самом фундаментальном уровне, изменяя модели восприятия я и мышления Исследования П Тиченора, Г Донагью и К Олиена 1970 г. постулировали \"гипотезу разрыва в знаниях\", согласно которой по мере увеличения притока информации в социальную систему группы населения с высш им социально-экономическим статусом обычно получают эту информацию быстрее, чем группы с более низким социально-экономическим статусом, так что разрыв в знаниях между этими группами имеет тенденцию скорее к увеличению, чем к снижениюдо зниження.

В Докладе министра здравоохранения США 1971 г сообщалось, что существует причинно-следственная связь между просмотром телепередач, включающих сцены насилия, и позднее агрессивным поведением, но любой причинная связь такого рода распространяется только на некоторых детей (тех, кто имеет склонность к агрессии) и имеет влияние лишь в определенной среде М Мак-Комбс и Д Шоу 1972 г провели первое исслед ения в рамках гипотезы подбора сообщений Гипотеза постулирует, что поиск тематики для выпусков новостей влияет на представление аудитории о важности события подій.

Теория спирали молчания возникает 1973 г. Согласно Е Ноэль-Нойман, люди пытаются скрывать свои убеждения, если они противоречат взглядам большинства (теория довольно сильных медийных воздействий) СМК здесь выступают инструментом формирования царящего общественного мнения 1976 г - теория зависимости С Болл-Рокешо и М де Флер, которая подчеркивает связь между общественной системой, медиа и аудиторией Она утверждать уе, что степень зависимости аудитории от СМК определяется индивидуальными различиями адресатов, масштабом социальных конфликтов, а также количеством и централизацией информационных функций, которые выполняю во масс-медиас-медіа.

После 1960-х гг, отмечают Дж Брайант и С Томпсон, некоторые новые теории и научные открытия не вписывались в парадигму ограниченного влияния Поэтому историю были отредактированы таким образом, чтобы включить новые н научные работы, которые свидетельствовали о возможности как ограниченных, так и сильных медиавпливив есть речь шла также о модели сильного влияния частности в Докладе Национального института психического здоровья СШ А 1983 г был сделан обзор научных исследований по проблемам телевизионного насилия и выявлено очевидная связь между просмотром сцен насилия и последующими проявлениями агрессии у детей и подростков фундаментальных ментальное исследование С Болл-Рокешо, М Рокешо и Дж Грубое о главных американские жизненные ценности (1984 г.) показало, что люди пересматривают свои ценности, убеждения и модели поведения, если в них вы являются неуместностинедоречності.

Авторы проявляют некоторую несогласованность в наз традиционной истории изучения массовых коммуникаций Не имея единых стандартов, исследователи медиавпливив часто делали выводы качественного характера о силе медиа авпливив По этой логике, одновременно могут существовать различные виды медиавпливив, уровень которых меняется от ограниченного к довольно сильному, что, конечно, не может быть приемлемым Поэтому были предложены окр эми уточнения в виде «нетрадиционной» версии Новый сценарий основан на главных научных исследованиях, которые изначально предоставляли убедительные доказательства весомого влияния медиа на аудиториторію.

есть медиавпливы действительно могут иметь различный характер, но с учетом соответствующих объективных факторов Они могут быть когнитивными (влияющими на мышление и обучение), поведенческими и а аффективными (эмоциональными) Также прямыми и опосредованными, кратковременными, длительными или замедленными, изолированными и общими Следует учитывать факторы, влияние среды и характеры стыки социальных групп, управляющих восприятием массовой информации и реакцией на ненеї.

В своей версии Дж Брайант и С Томпсон углубляют понимание достижений отдельных классиков медийных исследований Они приводят пять главных заслуг Г Лассвелла:

1 Разработка модели \"пяти вопросов\"

2 Он был пионером контент-анализа

3 Его работа по изучению политической и военной пропаганды - чрезвычайно важный пример ранних исследований массовой коммуникации Анализ пропаганды стал частью медиаисследований

4 Соединил теорию 3 Фрейда с политическим анализом, в частности в психоаналитическом исследовании политических лидеров

5 Способствовал созданию политических наук, междисциплинарном движению по интеграции социальных наук с действиями государственной власти Социальный психолог К Левин работал в Университете Айовы

и был пионером исследований динамики групповой коммуникации Он проводил эксперименты по изучению групповой коммуникации, исследуя, насколько эффект убеждения зависит от состояния социальной группы Его уче ень Л Фестингер разработал теорию когни-тивного диссонанса, согласно которой во время конфликта убеждений и действий индивида то корректирует когнитивный компонент для устранения его несоответствиясті.

Труда С Стауфера повлияли на исследования К Говленда и П Лазарсфельда С Стауфер первым применил методы эмпирического исследования, особенно опроса, для социальных наук, а также методы точной статистических стыки Он отмечал важность таких переменных, как образование, возраст, а также других различий между этими группами, с которыми проводится тестирование, которые могут повлиять на результаты исследования есть обращал внимание на переменные, опосредующие медиавпливы Еще в 1942 г С Стауферови удалось точно измерить кумулятивный (совокупный) эффект медиа (например, газета за определенный промежуток времени или по определенной тематике за п евний промежуток времениіжок часу).

В историческом контексте большего внимания требует фигура преподавателя Чикагского университета Д Веплса, которому принадлежит первая опубликованная версия известной формулы о процессе коммуникации в контексте ис нь медиавпливив Она содержит чрезвычайно важный компонент, который исчезает в более поздних версиях В \"официальной\" версии истории формула \"кто сообщает? Что? По какому каналу? Кому? С каким результатом?\" приписывалась Г Лассвеллови Дж Брайант и С Томпсон доказывают вероятность принадлежности пяти вопросов этой модели Д Веплсу Они одновременно отмечают, что установление личности автора является менее важным, н иж содержание цитаты Веплса, а именно присутствие фразы \"при каких условиях\" Эта фраза, которой нет во всех других публикациях Лассвелла, делает модель совершенной В 1942 г Веплс писал, что точные ответы на это состав не вопрос через регулярные промежутки времени сделали процесс социальных изменений, вызванный воздействием медиа, гораздо понятнее и упростили бы прогнозирования будущих переметніх перемін.

В Шрамм, будучи деканом факультета журналистики в Университете Айовы, стал инициатором первой в США докторской программы в области массовой коммуникации (1943 г) Тремя годами позже он основал бюро д исследований медийной аудитории в Айове по образцу бюро прикладных социальных исследований П Лазарсфельда при Колумбийском университете Б Берельсоном, коллега Д Веплса по Чикагском университета, а впоследствии сотрудник П Лазарсфельда, стал одним из первых исследователей, совершивших комплексные обобщения относительно медиавпливив Он предложил 1948 г такая формулировка для дальнейших исследований: определенные виды сообщений по определенным темам, предложенные вниманию определенных категорий людей при определенных условиях, оказывают определенное влияние Эта формулировка определяет пять основных групп факторов, задействованных в процессе медиавпливи в, взаимосвязь которых определяет предмет изучения в этой области цій галузі.

Не были должным образом оценены достижения Д Клаппера, одного из учеников П Лазарсфельда, который 1960 г. издал свой классический труд \"Влияние массовых коммуникаций\" Идеи Д Клапера были сужены теории \"ограниченного влияния в \"Обращалось внимание только на первые два опосередкувальни факторы, три другие\" официальная история \"игнорировалаувала:

1 Массовая коммуникации обычно не является непременным и достаточной причиной воздействия на аудиторию, функционируя скорее между опосередкувальнимы факторами и воздействиями через них

2 Эти опосередкувальни факторы такие, что в основном превращают массовые коммуникации на второстепенную, а не единственную причину в процессе изменения актуальных условий Независимо от первоначальных условий и намерений людей масс-е едии скорее усиливают, чем изменяют эти намеренри.

3 В тех случаях, когда массовые коммуникации все же выполняют функции изменения, вероятно наличие одного из двух условий: опосередкувальни факторы не действуют, поэтому влияние медиа оказывается непосредственным; опосеред дкувальни факторы, которые обычно способствуют усилению, будут способствовать изменением.

4 Остаются определенные ситуации, в которых медиа, пожалуй, осуществляют непосредственное влияние или непосредственно и сами собой выполняют определенные психофизические функции

5 Эффективность массовых коммуникаций как второстепенной причине или как источника непосредственного воздействия определяется различными аспектами самих СМК или коммуникативной ситуацией, включая, например, осо обливости текстовой организации, характер источника и тип передачи информации, общественное мнение и другие аналогичные фактори.

В 1970-х гг появляются психологические теории, которые имеют большое значение для понимания медиавпливив Среди них - теория социального научения и, позже, социально-когнитивная теория Л Бандуры Вместо того в, чтобы сосредотачиваться прежде всего на роли влияния массовых коммуникаций в изменениях взглядов и убеждений, теперь ученые стали исследовать основном сложные поведенческие реакции, изменения в когнитивных моделях а также влияние медиа на обучение и знания Теория социального научения объясняет, как телезрители учатся заимствованных из медиа моделей поведения и имитируют их на основании своей склонности к факторам с овнишнього среды и когнитивных наступиттанов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: