В мировой практике отливки автомобильных деталей получают:
• классической песчано-глинистой формовкой с простановкой предварительно
собранных стержневых блоков;
• методом литья с использованием электромагнитных насосов или литьем под
низким давлением в песчано-глинистых формах (из Ал-сплавов);
• методом литья с использованием электромагнитных насосов или литьем под
низким давлением в стержневых пакетах (из Ал-сплавов);
• на машинах для литья под низким давлением с применением стержневых
блоков для оформления внутренних полостей отливок (из Ал-сплавов);
• на машинах для литья под высоким давлением (из Ал-сплавов);
• методом литья в кокиль с применением стержневых блоков для оформления
внутренних полостей отливки (из Ал-сплавов);
• по выжигаемым моделям.
Основные критерии, определяющие выбор конкретной технологии:
• комплекс требований к качеству и внешнему виду отливки, а также к размерной точности отливки;
• производительность производственного участка;
|
|
• совместимость рассматриваемой технологии с уже существующими технологиями в литейном цехе (учитывая совместимость потоков и расходных материалов);
• объем начальных инвестиций для реализации технологии;
• "компактность" необходимого парка оборудования для реализации технологии;
• "оптимальный" для конкретного техпроцесса уровень автоматизации;
• экономические и экологические аспекты.
Отличительной особенностью технологий изготовления отливок для блоков двигателей из алюминиевых сплавов (за исключением метода их получения на основе выжигаемых моделей) - применение стержней для оформления внутренних рабочих поверхностях.
Технологические решения расходятся по способу оформления внешней поверхности отливки - стержнями, песчано-глинистой формой, металлической формой, а также способом заливки при различных значениях давления расплава во время заполнения формы.
Особый интерес для специалистов представляет так называемый Cosworth-процесс, при котором отливки получают литьем под низким давлением в стержневых пакетах.
5.12.1. Производство V- образных двигателей по методу Cosworth на заводе фирмы Ford Motors (г. Виндзор, Канада).
Впервые процесс литья блоков автомобильных двигателей из алюминиевого сплава в пакетах из песчаных стержней появился в 1988 году и получил развитие на Виндзорском алюминиевом заводе компании Форд-Моторс, США. Первые отливки блоков были получены в августе 1992 года. Необходимость нового процесса была вызвана требованиями снижения массы автомобиля, экономии расхода топлива, повышения качества, диктуемых жесткой конкурентной борьбой автомобильных концернов.
|
|
Процесс литья в стержнях был принят из-за его мобильности, меньших затрат на изготовление литейной оснастки и высокой ее стойкости, высокой точности формы при изготовлении стержней в ненагреваемой оснастке, несложно решаемых вопросов автоматизации, промышленной экологичности и высокой производительности. Заполнение формы расплавом предусматривалось по методу литья под низким давлением снизу формы вверх посредством специального металлопровода из раздаточной печи. Этот метод литья в 70-х годах был применен фирмой «Cosworth, Ltd.» в Англии для литья отдельных корпусных отливок из алюминиевого сплава для гоночных автомобилей. Стержни изготавливались из циркона с фурановой смолой. Заполнение форм алюминиевым сплавом производилось при помощи электромагнитного насоса. На Виндзорском алюминиевом заводе процесс литья блоков в пакетах из стержней с заливкой форм под низким давлением получил название Cosworth-процесса. На производство по этому процессу были переведены блоки автомобильных двигателей 2,5 - 3,0 литра, V-6.
• более высокая размерная точность всех поверхностей в литом состоянии;
• возможность формирования "стержневой оболочки" толщиной 35...45 мм
для уменьшения объема стержневой смеси, необходимой для оформления наружной
поверхности отливки (по сравнению с сырой формовочной смесью меньше в 10 раз);
• применение всего одного типа холодно твердеющей стержневой смеси на органической основе, которую можно эффективно регенерировать, а регенерированный
песок - повторно применять (доля усвоения регенерата из отработанной стержневой
смеси типа Cold-Box-Amin на заводах Ford в Канаде и на заводах Audi в Великобритании - выше 97%).
Некоторые автомобильные концерны еще применяют процесс Shell(Craning) для получения стержней ответственного назначения в блоках двигателей из алюминия. Например, стержень масляного канала 4-х цилиндрового рядного блока (длина стержня 350мм, толщина стенки - 8...22 мм) можно изготовить по процессу Shell(Croning). Но для такого технологического решения потребуется высокое качество применяемых песков и связующих.
Основные технологические особенности процесса Shell(Croning):
• мелкая зернистость сухого, плакированного смолой песка;
• совместимость с противопригарными красками на водной или спиртовой основе;
• достаточная размерная точность (если во время получения стержня в горячих
ящиках не происходит коробление в начальной фазе отверждения),
• неплохая выбиваемость.
Недостатки процесса:
• стержни получают в подогреваемой оснастке (дополнительный расход энергии);
• низкая начальная прочность, которая определяется особенностями процесса отверждения (начальная прочность после выемки стержней из ящика - всего 30% от конечной прочности после 24 часов; для сравнения - начальная прочность стержней по процессу Cold-Box-Amin - 70...80%);
• низкая производительность (необходимость иметь достаточно высокую начальную прочность требует увеличение прогрева стержней в ящике до выемки);
• высокое общее содержание связующих (2,4...2,6 %, а общая доля связующего
по процессу Cold-Box-Amin - 0.6...0.9 %);
• из-за неравномерного прогревания стержня неизбежно образование градиента
прочности по его сечению.
Тенденции развития литейной химии показывают, что процесс Shell (Croning) в настоящее время уже находится на пределе своих технологических возможностей.
И наоборот, увеличиваются разработки химических компаний в направлении разновидностей процесса Cold-Box-Amin. Ведущие производители связующих уже предлагают усовершенствованные системы, которые имеют следующие особенности:
• более высокую начальную прочность при общем содержании связующего, значительно ниже 0,9 %;
|
|
• более низкую прилипаемость стержней к модельной оснастке (увеличение интервалов нанесения разделительного состава до 30%);
• улучшенную выбиваемость из отливки;
• более низкое выделение вредных газов (при Cold-Box-Amin: примерно на 30%
меньше амина во время получения стержней, а также на 20% меньше бензола и толуола и
на 50% меньше ксилола во время заливки);
5.12.2. Технология последующей обработки и сборки стержней в пакет. Съем и очистка заусенцев. Высокую производительность при изготовлении стержней на автомате обеспечивает малая продолжительность производственного цикла (не более одной минуты). Стержни снимают вручную, манипуляторами или роботами.
Заусенцы устраняются на всех стержнях, оформляющих внутренние каналы систем масляной системы и системы водяного охлаждения. Самый производительный способ устранения заусенцев - съем роботом и контактная очистка протиранием гибкой матрицей. Такое технологическое решение дает возможность произвести очистку в ограниченном пространстве, используя возможности быстродействия и точности позиционирования робота. Если отверстия на стержнях несложные, заусенцы устраняют щетками или цепочными устройствами.
Окрашивание:
Для получения чистой поверхности в ответственных отверстиях "канальные" стержни окрашивают противопригарными красками на водной или спиртовой основе.
Окрашивание является не обязательной операцией. Решение "красить" или "не красить" принимается в зависимости от диаметра канала и в соответствии с требованиями к чистоте его поверхности в зависимости от:
• морфологии, крупности и чистоты поверхности применяемых песков (или регенерата);
• технологических характеристик применяемой стержневой смеси (тип процесса,
газовыделение, прочность, выбиваемость).
Если требования к шероховатости отливки Rz=60...80, окрашивание противопригарными красками можно заменить напылением огнеупорным порошком типа талька или пирофиллита. Из-за плохой экологии эта технология применяется ограниченно.
|
|
Сборка стержней в пакет:
Традиционные методы сборки стержней в пакет: склеивание, свинчивание, спаивание металлом, фиксирование отдельных стержней одним дополнительным объединяющим (замковым) стержнем.
Склеивание горячим клеем - самый производительный и широко применяемый метод сборки при изготовлении стержневых пакетов для получения блоков двигателя и головки цилиндров из алюминиевых сплавов, гарантирующий высокую размерную точность.
Технологические преимущества этого метода:
• широкая гамма клеев на полиамидной основе (их температура плавления -
от 140° до 180°С, вязкость во время нанесения - 2...4 (Па/сек), допустимая продолжительность нанесения - 3...5 сек, мгновенное нарастание прочности, высокая устойчивость
против воды и спиртов, хранение в твердом (гранулированном) состоянии);
• минимальный расход при максимальной эффективности;
• широкая гамма устройств для плавления гранул горячих клеев.
Свинчивание шурупами и соединение расплавленным металлом можно применять
для крепления всего некоторых типовых стержней, как например для пар "водяная рубашка рядного цилиндрового блока - основной стержень", а также для верхнего замыкающего стержня относительно фронтального, заднего и торцевых стержней. Применение шурупов для неплоских поверхностей не практикуется. Недостаток технологии - появление дополнительного материального потока в производственном процессе.
Из-за конструктивных особенностей блоков двигателей из алюминия система фиксирования отдельных стержней одним, замковым, применяется в отдельных случаях.
Повышенную размерную точность, которую при этой системе стремятся обеспечить дополнительным "выстрелом" объединяющего стержня, можно обеспечить чисто
чисто механической сборкой по высокоточным стержневым знакам. Такие технологические решения отработаны для европейского автомобильного концерна.