Роль знаний в интерпретации

Принцип информационной связности текста также по­казывает, что семантика дискурса не является автоном-


нои в том смысле, что достаточно знать лишь лексические значения слов и их сочетаний. Нам необходимо и знание о мире и, следовательно, необходим когнитивный и со­циальный анализ знаний носителей языка в рамках опре­деленной культуры, анализ того, как они используют эти знания в процессе интерпретации дискурса вообще и в установлении связности текста в частности. Признание важности именно этих факторов способствовало тому, что когнитивная психология и искусственный интеллект стали играть такую значительную роль в изучении про­цессов интерпретации дискурса. С этой точки зрения ана­лиз организации и использования знаний и убеждений, хранящихся в памяти, становится столь же важным, как и описание той роли, которую играют структуры дискур­са в понимании текста. Анализ показал, что такие знания должны быть эффективно организованы в особые кластер ры, так называемые сценарии, содержащие всю общедо­ступную в данной культуре информацию о конкретном стереотипном варианте какого-либо эпизода. У людей могут быть одинаковые сценарии для таких форм поведе­ния, как совершение покупок в супермаркетах, прием гостей в день рождения или выход на демонстрацию (Schank and Abelson, 1977).

Как и в любом другом виде дискурса, средства мас­совой информации в значительной степени полагаются на общедоступные знания и суждения в связном и всем понят­ном изображении тех событий, которые требуют органи­зации знаний в форме сценариев: сценариев о граждан­ской войне, о террористическом акте, о политическом ми­тинге, о голосовании или о „революции".

Эти политические сценарии определяют и социальные установки, так как включают мнения и суждения, осно­ванные на оценке событий определенными социальными группами. Из этого следует, что наше субъективное пред­ставление о семантической связности газетного сообще­ния может определяться тем, имеется или нет в нашем ра­споряжении соответствующий сценарий или социологиче­ская установка. Это может иметь особое значение для по­нимания и оценки причин или оснований каких-либо дей­ствий или событий (Carbonell, 1979). При таком кон­цептуальном подходе нам легче изучать различные по идеологической ориентации способы использования сце­нариев или установок в процессе сообщения новостей (на­пример, когда описываются причины вторжения войск США в Гренаду, в сравнении с их не интервенционалист-


L


ской политикой в других странах Американского конти­нента, таких, как Чили или Парагвай).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: