История возникновения и сущность центральных банков

На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионны­ми) и коммерческими банками. Коммерческие банки ши­роко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной систе­мы происходил процесс централизации банкнотной эмис­сии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Первоначально такой банк назывался эмис­сионным или национальным, а в дальнейшем — централь­ным банком (ЦБ)!, что соответствовало его главенствующе­му положению в кредитной системе.

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия.

Исторически существовало два пути образования ЦБ. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения возникли срав­нительно рано (в середине ХЕХ — начале XX в.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Фран­ции—в 1848 г., Банк Испании — в 1874 г.

В эпоху государственно-монополистического капитализ­ма получил большое развитие процесс национализации ЦБ, ранее имевших статус акционерных. Национализацию ак­ционерных банков ускорили экономический кризис 1929— 1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики.

В 1938 г. был образован Банк Канады, в 1942 г. — Банк Япо­нии, в 1946 г. — Банк Англии и Банк Франции.

Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссион­ные центры.

После Второй мировой войны были созданы государ­ственные эмиссионные институты: в ФРГ— Бундесбанк (1957) и Австрии — Резервный банк Австрии (1960).

В современных условиях в большинстве стран ЦБ по сво­ей сути являются государственными даже в тех случаях, ког­да формально не принадлежит государству. Например, госу­дарству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка.

ЦБ сегодня — ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает про­водником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

Независимость ЦБ является гарантией эффективности его деятельности.

Исторически ЦБ обычно образовывались как акционер­ные компании, наделенные особыми полномочиями. Тер­мин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем ЦБ постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенномэтапе власти их национализи­ровали (акционерный статус при этом может сохраняться, например Банк Италии или Национальный банк Австрии).

Чаще всего ЦБ подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской ко­миссии. Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может производиться монархом, пре­зидентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе провести свою кандида­туру (часто оно ее официально предлагает). Существенная

степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, кото­рые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обес­печения антиинфляционного экономического роста. Прави­тельство озабочено прежде всего краткосрочными и средне­срочными целями, приближением очередных выборов (что подчас противоречит долговременным интересам всего госу­дарства). Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как принципиальные противоречия с прави­тельством могли бы свести на нет эффективность проводи­мой последним экономической политики, поэтому просле­живается тенденция к усилению влияния правительства в лице прежде всего министра финансов.

Вместе с тем ЦБ имеют официальное право на высказы­вание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финан­сов используется крайне редко. Какие бы функции ни воз­лагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. огра­ничение возможности правительства пользоваться средства­ми ЦБ. Значение ЦБ как эмиссионной монополии и расчет­ного центра существенно снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко возложен на специаль-„ ные органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь лежит в области денежно-кредитной политики.

Законодательно эмиссионная монополия за ЦБ как пред­ставителем государства закреплена в Западной Европе толь­ко в отношении банкнот и в некоторых случаях монет.

Эмиссия банкнот в принципе отличается от выпуска дол­говых обязательств государства только тем, что банкноты — простые векселя до востребования — могут использоваться как законное платежное средство и по ним не надо платить процент. Поскольку современные деньги имеют кредитный

характер, банковские счета по сути мало чем отличаются от банкнот и представляют собой основной компонент денеж­ной массы в обращении.

ЦБ развитых стран часто занимаются не только произ­водством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

В развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному но он всегда имеет юриди­ческую основу: нередко законодательно определен характер обеспечения и, следовательно, установлены косвенные пре­делы бумажной эмиссии.

Монополия нужна прежде всего для исключения злоупот­реблений и содействия проведению единой денежно-кредит­ной политики..

Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не располагает ни формальной, ни фактической монополией на такую эмиссию, и она не равнозначна средствам на сче­тах коммерческих банков в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы, чего от них требуют власти в порядке денежно-кредитного регулирования, и в меньшей степени — средства для клиринговых расчетов. Безналичная эмиссия не совершается исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную массу теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а ЦБ — при нехватке средств для регулирования ликвидности банков­ской системы. Анализ балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен по сравнению с дея­тельностью других банков.

Принципиальной особенностью системы денежного об­ращения в капиталистических странах является практиче­ски полное отсутствие разделения наличного и безналично­го оборота: безналичные и наличные деньги имеют равную покупательную способность, перелив из одной формы в дру­гую обусловлен реальными потребностями экономических агентов. Таким образом, регулируется совокупная денежная масса, а не ее составляющие. Единство денежного обраще­ния, взаимодействие денежного рынка с рынком товаров и

производством делает процентные ставки регулятором де­ловой активности, дает в руки государства действенный ин­струмент.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным об­разом в сторону воздействия на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач пре­следует цели: стабилизировать экономический рост* удержи­вать безработицу и инфляцию на низком уровне. Согласно уставу ЦБ отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты ив этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо опре­деляется приоритетами правительства.

Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении де­нежно-кредитной политики, как правило, четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовы­вая с ним лишь общую макроэкономическую политику.

Денежно-кредитная политика должна быть четко увяза­на с бюджетом и налоговой политикой несоответственно, с финансированием госбюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: