На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем — центральным банком (ЦБ)!, что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.
Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия.
Исторически существовало два пути образования ЦБ. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано (в середине ХЕХ — начале XX в.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции—в 1848 г., Банк Испании — в 1874 г.
В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации ЦБ, ранее имевших статус акционерных. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929— 1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики.
В 1938 г. был образован Банк Канады, в 1942 г. — Банк Японии, в 1946 г. — Банк Англии и Банк Франции.
Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.
После Второй мировой войны были созданы государственные эмиссионные институты: в ФРГ— Бундесбанк (1957) и Австрии — Резервный банк Австрии (1960).
В современных условиях в большинстве стран ЦБ по своей сути являются государственными даже в тех случаях, когда формально не принадлежит государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка.
ЦБ сегодня — ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.
Независимость ЦБ является гарантией эффективности его деятельности.
Исторически ЦБ обычно образовывались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем ЦБ постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенномэтапе власти их национализировали (акционерный статус при этом может сохраняться, например Банк Италии или Национальный банк Австрии).
Чаще всего ЦБ подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе провести свою кандидатуру (часто оно ее официально предлагает). Существенная
степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено прежде всего краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов (что подчас противоречит долговременным интересам всего государства). Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.
С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как принципиальные противоречия с правительством могли бы свести на нет эффективность проводимой последним экономической политики, поэтому прослеживается тенденция к усилению влияния правительства в лице прежде всего министра финансов.
Вместе с тем ЦБ имеют официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финансов используется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.
Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Значение ЦБ как эмиссионной монополии и расчетного центра существенно снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко возложен на специаль-„ ные органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь лежит в области денежно-кредитной политики.
Законодательно эмиссионная монополия за ЦБ как представителем государства закреплена в Западной Европе только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет.
Эмиссия банкнот в принципе отличается от выпуска долговых обязательств государства только тем, что банкноты — простые векселя до востребования — могут использоваться как законное платежное средство и по ним не надо платить процент. Поскольку современные деньги имеют кредитный
характер, банковские счета по сути мало чем отличаются от банкнот и представляют собой основной компонент денежной массы в обращении.
ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.
В развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному но он всегда имеет юридическую основу: нередко законодательно определен характер обеспечения и, следовательно, установлены косвенные пределы бумажной эмиссии.
Монополия нужна прежде всего для исключения злоупотреблений и содействия проведению единой денежно-кредитной политики..
Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не располагает ни формальной, ни фактической монополией на такую эмиссию, и она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы, чего от них требуют власти в порядке денежно-кредитного регулирования, и в меньшей степени — средства для клиринговых расчетов. Безналичная эмиссия не совершается исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную массу теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а ЦБ — при нехватке средств для регулирования ликвидности банковской системы. Анализ балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен по сравнению с деятельностью других банков.
Принципиальной особенностью системы денежного обращения в капиталистических странах является практически полное отсутствие разделения наличного и безналичного оборота: безналичные и наличные деньги имеют равную покупательную способность, перелив из одной формы в другую обусловлен реальными потребностями экономических агентов. Таким образом, регулируется совокупная денежная масса, а не ее составляющие. Единство денежного обращения, взаимодействие денежного рынка с рынком товаров и
производством делает процентные ставки регулятором деловой активности, дает в руки государства действенный инструмент.
Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом в сторону воздействия на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цели: стабилизировать экономический рост* удерживать безработицу и инфляцию на низком уровне. Согласно уставу ЦБ отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты ив этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.
Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики, как правило, четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая с ним лишь общую макроэкономическую политику.
Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой несоответственно, с финансированием госбюджета.