Шотландская» симфония: опыт анализа

«Шотландская симфония» (1830-1842), начатая одновременно с «Итальянской», была закончена лишь 12 лет спустя. Она представляет интерес как обобщение и поэтизация бытовой, преимущественно лирической музыки.

В отношении от солнечной «Итальянской », «Шотландская симфония» имеет печать суровости и меланхолии. Так Мендельсон воспринял исторические предания и своеобразный бытовой колорит.

«Шотландская симфония» отличается от «Итальянской » более широким и контрастным кругом образов. В её музыке ощутимы следы воздействий новейшего симфонизма (сюда относятся последние симфония Шуберта, первые симфонические произведения Шумана) романтической камерной музыки (прежде всего «Песни без слов» самого Мендельсона и бытового городского романса.

Это отразилось и в новаторских тенденциях трактовки формы и в особенностях мелодического стиля.

Развёрнутое вступление, построенное на лирической «романсной» теме предваряет меланхолические настроения. Allegro un poco agitato, и подготавливает его интонационно. Господство песенных и танцевальных тем указывает на преемственность с венской классической музыкой.

Романтические черты «Шотландской симфонии» столь оригинальны, что художественная ценность ранее созданных им произведений нивелируется. Однако к свершению этого качественно нового скачка композитора подготовила именно работа над предыдущими симфониями (напомним здесь о разнообразии и богатстве их образного содержания, творчески свободном отношении к традициям, новой трактовке сонатного allegro, методов тематического развития, о формировании принципов монотематизма, поэмности, о находках в области оркестрового письма и др.).

«Все здесь очень строго, мощно, все погружено в какую-то дымку, или дым, или туман, а завтра состоится состязание горцев на Bagpipe, и потому многие уже сегодня облачились в свои наряды и, степенно и важно покидая церковь, победоносно ведут под руку своих разряженных подруг. У всех длинные рыжие бороды и голые колени, все в ярких плащах и шапках с перьями. Держа в руках волынки, люди неторопливо проходят по лугу мимо полуразрушенного серого замка, где так блистательно проводила время Мария Стюарт и где у нее на глазах убили Риччо. Когда видишь так много прошлого рядом с настоящим, кажется, что время бежит очень быстро», ‑ писал из Эдинбурга своим родным Мендельсон 28 июля 1829 года [5].

«В час глубоких сумерек отправились мы сегодня в замок, где жила и любила королева Мария... У стоящей рядом часовни кровли уже нет, и все густо заросло травой и плющом. Здесь перед разрушенным ныне алтарем Мария была коронована. Теперь тут одни развалины, прах и гниль, а сверху заглядывает ясное небо. Кажется, я нашел тут сегодня начало своей «Шотландской симфонии» [19].

В этих ранних впечатлениях композитора, покрытых с годами романтической дымкой воспоминаний, запечатлен как бы весь образно-эмоциональный строй симфонии с ее элегической грустью, горестными раздумьями, картинами праздника волынщиков, суровой природой и мрачной тревогой, навеянной легендарно-трагическим образом Марии Стюарт.

Разнообразие и насыщенность образов, связанных с бытом, природой и историей Шотландии, потребовали значительного переосмысления жанра симфонии. Это огромное одночастное произведение, вместившее в себя все четыре традиционные части цикла, имеющее общее вступление и завершающую коду. Более того, в этом одночастном произведении Мендельсон переставляет местами традиционные части цикла и по-новому раскрывает смысл и функцию каждой из них, подчиняя все частности одной концепционной идее.

Целостность замысла выступает и в принципе программности, которому Мендельсон остается верен на протяжении всего своего творческого пути. И хотя в 1842 году, когда завершалась симфония, в Европе были уже известны программные симфонии Берлиоза, Мендельсон не следует берлиозовскому принципу сюжетной детализации, оставаясь на позициях обобщения образного содержания, как это уже имело место в его концертных увертюрах и «Итальянской симфонии» [9].

Композиционное единство и целостность произведения особенно отчетливо вырисовываются благодаря принципу монотематизма, воплощенному в симфонии с необыкновенным мастерством и изобретательностью [12].

Тематическим «зерном» симфонии является тема вступления (нотный пример 2.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: