double arrow

Предисловие. В последней четверти минувшего века наблюдалось активное самоопределение российских регионов

В последней четверти минувшего века наблюдалось активное самоопределение российских регионов. Регионализация стала важным фактором становления новой российской государственности и трансформации всех сфер жизнедеятельности российского общества. В равной степени это относится и к сфере образования.

Высшее образование в Российской Федерации нацелено как на сохранение единого образовательного пространства, так и на предоставление больших возможностей для развития его региональной составляющей. Это нашло своё отражение в новой структуре государственных образовательных стандартов и учебных планов подготовки специалистов с высшим образованием, которые в настоящее время включают в себя как федеральный, так и национально – региональный компонент. В региональном компоненте высшего образования выделяется прежде всего тот аспект обучения и воспитания, который опирается на историческую, национальную и культурную специфику региона, без учёта которой немыслимы преобразования в современной России.

Эти новации обусловлены также и тем, что выпускники высшей школы, специалисты высокой квалификации, независимо от сферы своих профессиональных интересов, должны понимать специфику того региона, в котором им предстоит трудиться. В области научных знаний в России развивается научная дисциплина регионалистика, предметом которой является «регион как самостоятельная пространственно – географическая, административно – территориальная, институционально – политическая, экономическая, социальная, историко-культурная, этническая и демографическая величина».

Российская регионалистика динамично развивается. Это связано с тем, что она рассматривает проблемы тех предметных областей, которые раньше были закрыты для научно – исследовательского поиска: территориальные ассиметрии, неуправляемая миграция населения, этнополитические конфликты и др. Кроме того, по мнению исследователей (Ю.Г. Волков, А.В. Лубский и др.), регионалистика начинает превращаться из взаимосвязанных, но всё же традиционно изолированных областей изучения региональных процессов разными науками (политологией, географией, экономикой, социологией, демографией, экологией и др.) в единую междисциплинарную область знаний с исключительно высоким уровнем системности.

В учебные планы высшей школы введён курс «Регионоведение». Анализ ряда пособий по данному курсу позволяет уточнить, что основное внимание в их содержании концентрируется на проблемах экономики и управления. Так, к примеру, в Учебнике для вузов «Регионоведение» (под редакцией проф. Т.Г. Морозовой), адресованном студентам и преподавателям экономических вузов, подробно анализируются научные основы территориальной организации хозяйства в условиях становления рыночных отношений, рассматриваются исторический аспект регионального развития, этапы районирования в дореволюционной России и основы современного экономического районирования. В учебнике подробно излагается структура экономики, даётся оценка населения и трудовых ресурсов, природно – ресурсного потенциала регионов, уделяется внимание внешнеэкономическим связям России и её регионов с государствами СНГ и зарубежными странами.

Учебное пособие «Регионоведение» (экономика и управление), разработанное северокавказскими учёными (В.Г. Игнатов, В.И. Бутов), включает социально – экономические, демографические, природно – ресурсные проблемы, в нём рассматриваются региональное управление, инновационные факторы регионального развития и социальная сфера региона.

В учебном пособии «Регионоведение» (отв. ред. профессор Ю.Г. Волков) рассматриваются основные проблемы регионалистики применительно к Южному федеральному округу, даётся его история и общая характеристика. Особое внимание уделяется теоретическим проблемам регионализации в современной России, нормативно – правовой базе деятельности региональных органов государственной власти, основным целям и направлениям региональной политики и региональной идеологии, моделям регионального управления, специфике этнополитических, культурных, религиозных и социально – экономических процессов, вопросам национальной и региональной безопасности на Юге России. Пособие предназначается студентам высших учебных заведений. В содержании учебников и учебных пособий по регионоведению проблемы становления и развития образования и высшей школы не находят своего отражения.

Однако необходимость заполнения этого вакуума и актуализация внимания к исследованию проблемы развития образования и высшей школы в конкретном регионе Российской Федерации очевидны в контексте культурологического подхода к образованию и воспитанию человека культуры. На проходившей в феврале 2009 г. в Институте теории и истории педагогики РАО XXVI сессии Научного совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки «Развитие основных направлений педагогической науки XX века» работала секция «Основные направления этнопедагогики и педагогической регионологии». На секции рассматривались проблемы национального (этнического) образования в России XX века в контексте преемственности и новаторства.

Высшая школа России – живая клетка общественного организма; в ней фокусируются все достоинства и недостатки нашего динамичного, противоречивого и как никогда взаимосвязанного и взаимозависимого мира.

Человечество вступило в новый век и в новое тысячелетие. В современной ситуации в условиях мировой тенденции перехода в фазу постиндустриального цивилизационного развития идет поиск путей реформирования образования, функции которого – быть генетической матрицей общества, субъектом преобразования социума, порождения новых норм общественной жизни.

В заключительной части “Национальной доктрины образования в Российской Федерации” содержится знаковое положение: “Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX в. Россия стала страной всеобщей грамотности, первая вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру. В последние десятилетия многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного общества”

Принципиальная важность этой исходной базисной установки внушает надежду на выход отечественной системы образования из затянувшегося кризиса и подчеркивает значимость уроков истории: реформируя образование, нужно прежде всего хорошо знать богатство, которое мы унаследовали, что в нем можно изменить и от какого наследия ни в коем

случае отказываться нельзя. Таким богатством, несомненно, является отечественное историко-культурное наследие, которое привлекало внимание исследователей как в прошлые века, так и в современности. Исторический опыт развития отечественной высшей школы в контексте породившей его эпохи представляет собой ценнейший источник для более действенного решения её современных проблем.

Заметим, что многие проблемы становления и развития высшей школы, рассматриваются, за редким исключением, на опыте головных столичных вузов и национальных вузов ближнего зарубежья.

Однако нельзя познать систему как таковую, не проанализировав составляющих её элементов. В силу этого невозможно получить целостное представление об образовательном пространстве России, не рассматривая уникальность и динамику развития моделей высшей школы отдельных регионов как совокупности социально-экономических реалий, национальных и исторических традиций. Рассмотрение генезиса высшей школы Юга России в контексте времени и пространства актуализирует конкретизацию и ограничение их границ.

Хронологические рамки нашего исследования охватывают XX век, поскольку в данном столетии начиналось строительство высшей школы в регионе, осуществлялись развитие и её инновационные преобразования. Развитие высшей школы региона в период новейшей истории в новом столетии ещё требует своего критического анализа и осмысления. В силу этого, мы ограничиваем временные рамки исследования XX веком. Хронологические рамки исследования позволили проследить динамику становления и развития высшей школы от её истоков до современного состояния. Динамичный ХХ в. включал несколько периодов, отразившихся на развитии высшей школы: досоветский, советский и постсоветский периоды. Каждый из них был связан с политической, государственной, экономической, культурной сферами общества, с его общественными институтами и его событиями.

Изучение истоков высшего образования, становления высшей школы в регионе на протяжении указанного отрезка времени позволило увидеть особенности его функционирования в различные исторические моменты, ход развития процесса подготовки кадров в зависимости от меняющихся политических, социальных и культурных условий жизни, показать деятельность вузов в развитии региональной и отечественной науки.

Придя значительно позже к «культурной оседлости» (Д.С. Лихачёв) Юг России уже застал сложившуюся модель отечественного классического университета и науку как самостоятельный социальный институт и примеры крупнейших (Петербург и Москва) и рядом крупных (Казань, Киев, Харьков, Одесса, Дерпт) научных центров. Академическая наука максимально концентрировалась в Петербурге, вузовская наука развивалась в 15-20 городах, отраслевая практически не была развита.

Ещё более сложным представляется территориальный параметр, требующий своего уточнения. В этом аспекте следует определиться с показателями региональной общности. Общеизвестно, что образовательный регион в истории развития отечественного образования (учебный округ во главе с университетом) не совпадал с административно-хозяйственным регионом. В силу этого, мы ограничили территориальные параметры исследования, сфокусировав внимание на уже сложившихся структурах высшей школы.

Специфика современного этапа истории образования заключается в стремительном динамизме. В поисках путей развития современного высшего образования создание нового следует считать целесообразным лишь тогда, когда оно не разрушает старого, традиционного, а приумножает и развивает историческое данное с учетом новых социокультурных реалий.

Таким образом, имеются достаточные основания считать, что избранная для исследования тема “Высшая школа на Юге России: XX в.” вполне осуществима в современных условиях. Её актуальность несомненна в создании истории образовательного пространства России и его составляющего элемента – Южно-Российского региона, что способствует преодолению фрагментарности в области истории образования.

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы истоки, пути, итоги становления высшей школы и перспективы её развития в важной составляющей культурно-образовательного пространства России – Южно-Российском регионе. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования выступает система образования Юга России в XX веке, а его предметом – высшая школа региона.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

- уточнить содержание феномена «регионализация» образования,

* раскрыть предысторию высшего образования в регионе;

* показать роль Варшавского императорского университета в истории высшего образования региона;

* выделить этапы развития высшего образования в регионе и его итоги;

* показать роль высшей школы в развитии научного потенциала региона,

* определить перспективы развития высшего образования как полисферы регионального культурного и общественного развития.

Ведущая идея исследования: в истории развития образования в России составной частью выступает высшая школа. Динамика её развития предстает в нескольких поколениях отечественных университетов. Классические университеты в России – это первое поколение отечественного университетского образования, которое явилось основой единого образовательного пространства страны.

В советский период возникают отечественные университеты второго поколения, осуществлявшие функцию кузницы кадров для национальных вузов. В постсоветский период происходит развитие моделей университетов третьего поколения. Это – национальные университеты, где стали широко распространяться “идеи этнизации образования как элемент этнического возрождения”, охватившего нашу и многие другие страны в 1980-1990-е годы; и вариативные модели университетов (гуманитарные, технические, медицинские, педагогические, экономические и пр.), возникшие в период реформы образования.

Инновационный аспект в высшей школе региона представлен в создании новых вузов, филиалов столичных вузов и развитием негосударственных высших учебных заведений.

Какова характеристика нового поколения высшей школы? Ответ на этот вопрос может дать исторический опыт развития высшего образования в контексте породившей его эпохи, что представляет собой ценнейший источник для более действенного решения современных проблем высшего образования.

Методологию исследования определяют философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, включающие основополагающие принципы историзма, единства логического и исторического, сочетания ретроспективы с перспективой развития; диалектический метод познания, позволяющий рассмотреть исторический процесс (в том числе и историко-педагогический) сквозь призму всеобщего, общего, особенного и единичного, раскрыть диалектическое взаимодействие двух тенденций: преемственности и новаторства; культурологический, аксиологический, системный подходы, позволяющие выработать взгляд на историко-педагогический процесс как на динамично развивающуюся целостность в обстановке политических, экономических, социальных и культурных перемен.

В разработке теоретических основ исследования нам помогли труды философов и социологов, (И.А. Ильина, В.В. Розанова, Л.П. Буевой, М.Д. Розина и др.), историков (Ю.С. Воробьевой, А.Е. Иванова, А.М. Ильина, Е.В. Олесеюка, А.Д. Степанского, И.В. Сучкова, Г.И. Щетининой и др.).

Исследование опирается на достаточно развитую методологическую базу отечественной педагогики, огромный пласт работ виднейших ученых, которые в разные времена выступали как педагогические энциклопедисты: В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.

Значительный вклад в осмысление проблемы внесло изучение фундаментальных работ О.А. Абдуллиной, Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, Е.В. Бондаревской, Г.Н. Волкова, В.З. Вульфсона, Ш.И. Ганелина, Б.С. Гершунского, Л.Ю. Гордина, М.А. Данилова, В.И. Данильчука, В.П. Елютина, Б.П. Есипова, И.А. Зязюна, А.С. Иванова, В.С. Ильина, В.А. Кан-Калика, Г.Ф. Карповой, В.М. Коротова, Н.В. Кузьминой, Д.С. Лихачева, Б.Т. Лихачева, В.И.Мареева, Н.Д. Никандрова, И.Т. Огородникова, Ф.Г. Паначина, З.И. Равкина, В.К. Розова,, В.В. Серикова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, А.Д. Солдатенкова, В.Т. Фоменко, И.Ф. Харламова, Е.Н. Шиянова, Г.И. Щукиной и др.

В работе использован комплекс методов: теоретический анализ философской, социологической и исторической литературы, педагогических источников, нормативных актов, методической документации, периодики, архивных материалов; сравнение, сопоставление, обобщение фактов и идей, отобранных для исследований; ретроспективный анализ деятельности высших педагогических учебных заведений; систематизация педагогических идей, тенденций в ретроспективном и перспективном планах; анализ выявленных тенденций в университетском педагогическом образовании XX в.; интервью, беседы.

Источники исследования. Исследование базируется на широком использовании разнообразных источников. Среди них законодательные акты и правительственные постановления; источниковедческую базу составили: отечественная историко-педагогическая литература, педагогическая периодика и публикации XX в., труды видных педагогов по истории педагогики, монографии, сборники научных статей, общенаучная и педагогическая литература по истории отечественной педагогики; диссертационные исследования по проблемам истории высшей школы, университетского образования, высшего педагогического образования; учебные планы и учебные программы по отдельным дисциплинам высшей педагогической школы XX в.

Источниковая база исследования формировалась в процессе анализа литературы по проблемам истории педагогической мысли и высшей школы, выявленной автором в Центральной Российской библиотеке, Донской публичной библиотеке, библиотеках РГПУ, РГУ. Опираясь на историографическую традицию, мы исследовали комплекс трудов о старейших учебных заведениях России, что явилось основой при изучении развития педагогического образования в Южно-Российском регионе.

Отсутствие исследований по истории высшего образования в Южно-Российский регион, значительный вклад вузов в его образовательное пространство актуализировали поиск архивных материалов. Они заняли одно из главных мест в источниковой базе исследования. В процессе работы нами было выявлено и проанализировано 207 единиц хранения в архиве РГПУ и 309 единиц хранения в Государственном архиве Ростовской области (ГАРО). Эта солидная база помогла создать объективную картину жизнедеятельности вуза.

Формируя источниковую базу, мы уделяли внимание официальным документам обобщающего характера: служебные записки, доклады на ученых советах, годовые отчеты вуза, отправляемые в Министерство. Мы также обращались к официальным документам, исходящим от государства: циркуляры Министерства народного просвещения, приказы и постановления Министерства образования, уставы учебных заведений, учебные планы, программы и пр. Дополняли базу источников издания вуза: ученые записки, сборники научных трудов, монографии, исторические справки,а также справочники для абитуриентов, периодическая печать, институтская многотиражная газета и др.

Значительный фактологический материал представлен в научно –биографических изданиях, посвящённых юбилеям вузов: История Ростовского государственного экономического университета, Волгоградского технического университета, Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоградского государственного технического университета, Ростовского государственного университета, Ростовского государственного педагогического университета, Ростовского государственного экономического университетаРостовского государственного технического университета, Ростовского государственного медицинского университета и др. вузов

Недостаток информации в официальных документах мы восполняли, обращаясь к воспоминаниям ветеранов педагогического труда, ученых, преподавателей вузов, а также их многочисленных питомцев. Эти материалы, являются ценным историко-педагогическим наследием, помогающим восстановить отдельные факты биографии вуза и людей, связавших с ним свою судьбу.

Исследование базировалось на междисциплинарном фундаменте (философия, социология, педагогика, история, культурология). Это вызывало определенные трудности, хотя, на наш взгляд, обогатило работу, которую можно отнести к историко-педагогическим исследованиям.

Данное исследование является первой попыткой рассмотрения высшей школы в современном образовательном пространстве Южно-Российского региона, которое «вписано» в Южный Федеральный округ. Исторически краткий период нового территориального формата не позволяют охватить высшую школу во всех субъектах региона, что проявляется в неравномерном освещении моделей высшей школы. Однако первый шаг сделан, что, по-мнению соавторов монографии, позволит актуализировать внимание историков педагогики на проблеме развития высшей школы на ЮгеРоссии. Необходимо время для исследований высшей школы в контексте новейшей истории.

Авторский коллектив благодаритпредставителей высшей школы региона, приславших исторические справки, статьи и материалы о своих вузах, которые нашли своё отражение в содержании данной монографии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: