Регионализация образования и науки – тенденция современной образовательной системы

Понятие «русские модели образования» актуализирует внимание к рассмотрению содержания понятия «регионализация образования». В силу этого, мы полагаем, что следует уточнить определение понятия «регион», в определении которого нет чёткости в силу сложности самого феномена регионализма.

В Большой Советской энциклопедии регион определяется как

«крупная индивидуальная территориальная единица, например, природная, экономическая, политическая и др.)»(12). Довольно часто между понятиями «регион» и «район» ставится знак равенства. Идентичность понятий «регион» и «район» подчёркивает Г. Черкашин, считая, что регион- это социально-территориальная общность, отражающая целостную общественную систему, обладая административной, хозяйственно- экономической, социально-культурной самостоятельностью, развивающаяся в специфических жилищных, культурно-бытовых условиях (167). Н.Некрасов рассматривает регион с позиций социально-экономических, не принимая во внимание административное деление.(84).

Имеется ряд регионообразующих факторов, (ландшафтный, природоресурсный, территориальный, экономический, этнокультурный, социокультурный, конфессиональный), которые значительно расходятся между собой. В силу этого, в науке нет до сих пор общепринятого определения понятия «регион», если речь идёт не о выделении района по единичному признаку, но о его синтетическом варианте, объединяющем множество составных природных и социальных элементов (119).

Расходясь в частностях, определения понятий «регион – район» американских учёных (В. Джонс, Вуфтер, Р. Харстхорн, Р. Плат) совпадают в одном ключевом факторе – «однородность», причём в большей степени при выделении интегрального региона выделяется однородность социальных составляющих (этнических, экономических, управленческих, культурных).

Многие российские учёные ориентируются на административные и экономические факторы как основополагающие при формировании региональной общности (Л.Г. Романова, Т.Г. Морозова (116). И.В. Аржановский. В.И. Бутов, В.Г. Игнатов предлагают считать в качестве регионов не экономические районы, а субъекты Федерации. Мы также ориентируемся на данную точку зрения, выделяя из множества факторов социокультурный. Важными составляющими социокультурной общности являются образовательный и научный процессы.

В регионе протекает жизнедеятельность человека, формируется гражданское самосознание россиян. Современное российское образование призвано выполнить важную функцию – быть генетической матрицей общества, субъектом преобразования социума, порождения новых форм общественной жизни. Это актуализирует осмысление понятия “регионализация образования”, которое прочно вошло в педагогическую науку и практику.

В понятие “регионализация образования” вкладываются разные смыслы, имеющие довольно широкий диапазон. В одном случае, регионализация образования связывается с автономизацией регионов и образовательных учреждений, с разделением полномочий и предметов ведения между Центром и субъектами, что сводит арсенал возможных механизмов регионализации к политическому аспекту децентрализации управления и выхолащивает профессионально – содержательный аспект образования.

В другом случае, регионализацию расширяют до всей суммы процессов организации, функционирования, развития, которые происходят в сфере образования региона. Регионализация образования, трактуется и как “механизм - процесс” развития общества посредством высвобождения и модификации уникального ресурса региона – самобытность его культуры, налаживание культурного многообразия и своеобразия, диалога культур.

Наиболее развернутый анализ современного процесса регионализации образования дают Е.В. Ткаченко и А.Т. Глазунов (148,11). Авторы предлагают оценивать регионализацию “как учет региональных особенностей (этнографических, социально – экономических, историко – культурных, экологических и т. д.). В содержательной стороне организации деятельности системы образования региона с идеей регионализации образования они связывают ожидание возрождения духовности, сохранение языка, культуры этноса как части национальной, российской и мировой культуры, использование национально-культурных традиций без ущерба федеральному содержанию образования на любом уровне и направлении обучения, обеспечение единства и целостнасти образовательного пространства России в разноуровневых образовательных учреждениях.

А.М. Новиков рассматривает регионализацию как принцип образования, в частности, профессионального образования, который охватывает целый ряд аспектов деятельности учебных заведений в новых социально- экономических условиях. Во-первых, это регионализация содержания образования; во-вторых, (что касается только профессионального образования)- это переход от узкоспециализированного отраслевого профиля подготовки студентов к широкому спектру всех специальностей, необходимых регионам; в-третьих, это дальнейшее усиление культурообразующих функций учебных заведений в своих регионах, районах, микрорайонах, выполнение функций региональных научных центров; в-четвертых, - это вхождение учебных заведений в общее образовательное пространство регионов (разработка стратегических программ развития образования в органической связи с профессиональным образованием, перспективы профильных классов и пр.); в-пятых, - разработка долгосрочных программ развития образования (88, 142).

С позиции развития современной научной мысли регионализация представляет важное направление развития современной педагогики, в условиях поликультурности России. По мнению В.И. Мареева, «регионализация предполагает учет этно-культурно-исторических, социально-политических особенностей региона в процессе совершенствования образовательных систем, а также решение психолого-педагогическими средствами проблем детства в кризисной, неустойчивой социальной ситуации российского региона» (80,3-4). Вторым аспектом регионализации педагогики является существенное повышение роли региональных вузов в развитии науки.

Развитие образовательных регионов предполагает прогнозирование изменений в региональной образовательной политике, планирование кадрового обеспечения региональной системы образования с учетом специфики региона, его историко-культурных традиций, перспектив развития образовательного пространства в контексте политических, экономических, социальных и культурных условий и факторов, влияющих на его становление и развитие. В этом процессе важным представляется учет историко-культурного наследия региона. Современные условия позволяют рассматривать генезис образования вне идеологического прессинга, что делает возможным более объективно осмыслить факты, процессы, явления, события, влияющие на прогрессивные преобразования в регионе в прошлом, настоящем и в будущем.

В условиях поликультурного образовательного пространства Юга России, Северного Кавказа, Донского края проблемы регионализации связываются с сохранением коллективной и индивидуальной идентичности, отстаиванием национального суверенитета – стержневого элемента национального самосознания народов, проживающих в регионе, вступающих в поликультурный диалог в едином образовательном пространстве.

Проблема диалектики «своего-чужого» является одной из фундаментальных для современной гуманитарной науки и культурологии и необыкновенно актуальной в связи с современными социальными и культурными отношениями. Дело обусловлено тем, что и внутри России в некоторых её регионах еще не завершены процессы утверждения национальной государственности, направленной на защиту национальной культуры и приведения ее к однородности. Этому интеграционному процессу в рамках России противостоят процессы культурной дифференциации, имеющей целью не столько политическую независимость, сколько регионально-этническое культурное самоопределение, уяснение и сохранение этнической и регионально-культурной идентичности.

В советские времена научно-педагогическое сообщество, как и вся общественная система того времени, было жестко централизовано: управление и научная мысль были сконцентрированы в столице. В современных условиях провинциальность остается географическим понятием и все больше утрачивает прежнее значение научной и культурной незрелости. Сошлемся на пример образовательного пространства Юга России. Здесь в современном состоянии сконцентрировано 20% высших и средних учебных заведений России.

В городе Ростове с 1969 года работает Северо-Кавказский научный центр высшей школы (СКНЦ ВШ), который возглавлял член- корреспондент РАН Ю.А. Жданов. Центр играет значительную роль в развитии и координации научных исследований высшей школы, прикладных и отраслевых исследований в различных областях науки, в подготовке научных кадров для Ростовской области, Северного Кавказа, Калмыкии, Краснодарского и Ставропольского краев Юга России.

Южное отделение Российской академии образования (РАО), обеспечивает развитие психолого-педагогических наук, социологических, философских, дидактических, фундаментальных исследований, а также опытно-экспериментальной и исследовательской работы и внедрение результатов исследований в практическое образование.

Юг России - уникальный геополитический регион, один из сложнейших в эколого-географическом, социально-экономическом, историко-культурном, демографо - этническом отношениях регионов России.Здесь проходит раздел между европейской и азиатской частями Юга России, открываются ворота на Северный Кавказ. Здесь в тесном контакте сошлись мировые религии: православное христианство, буддизм и мусульманство. проживают народы более 120 национальностей и этносов. исторически сложились донское, кубанское, ставропольское, терское казачества.

На протяжении многих веков этот регион был ареной войн и межнациональных конфликтов. Однако, несмотря на это, здесь на протяжении веков усилиями многих поколений взаимодействовали в диалоге, обогащая друг друга, культуры многих народов, сохранялись традиции межнационального согласия, веротерпимости, взаимного уважения.

Юг России как пространственное образование по своему

«субъективному» составу и географическим границам совпадает с Южным федеральным округом (ЮФО) Российской Федерации. В его состав до 2010 г входили 8 республик: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево- Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика; 2 края- Краснодарский и Ставропольский; 3 области- Астраханская, Волгоградская, Ростовская.

Южный федеральный округ образован в соответствии с УказамиПрезидента РФ от 13 мая 2000г.№ 849 и от 21 июня 2000 г. № 1149 с целью укрепления вертикали государственной власти. Примечательно, что ряд учёных ещё до образования федеральных округов отстаивал концепцию Юга России как нового географического понятия, отражающего «современные процессы регионализации национального хозяйства на Северном Кавказае и Нижнем Поволжье», и включал в состав Юга России те же 13 субъектов, которые затем вошли в состав ЮФО. Основу ЮФО составили 10 субъектов Северо-Кавказского экономического района, а также 3 субъекта Нижнего Поволжья (Республика Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области).

При формировании ЮФО втаком составе и таких границах доминировал прежде всего геополитический принцип. Кроме этого, по мнению учёных

(Ю.Г. Волков, А.В. Лубский и др.), в пользу именно такой пространственной локализации одного из самых сложных из семи обоазованных федеральных округов выступает ряд факторов, важнейшими из которых являются следующие пять:

1. Природно- географический. Прежде всего, Дагестан, Калмыкия и Астраханская область, являясь прибрежной Каспийской территорией, обладают схожим природно- ресурсным потенциалом, основу которого образуют важнейшие топливные ресурсы- нефть и природный газ, а также богатейшие рыбные ресурсы Каспия. При этом природные условия, ландшафт, климат и т.п. «присоединённых» к СКЭР Нижневолжских субъектов во многом идентичны природным условиям северо-восточных частей Ростовской области, Дагестана и Ставропольского края.

2. Транспортно-географический. Дагестан, Калмыкия и Астраханская область обеспечивают связь России на её южных рубежах с государственными акваториями Каспийского моря как ближнего, так и дальнего зарубежья. Более того, Ростовская и Волгоградская области связаны в единый водно-транспортный комплекс Волго-Донским судоходным каналом им. В.И. Ленина, обеспечивающим тесную связь Юга России с Поволжьем, Центральным районом, Уралом, а также Северо-Западной частью России.

3.Историко-географический На Юге России исторически шло взаимодействие и взаимопроникновение русской и кавказской горской культур-на юге, русской и степной кочевой культур-на востоке. Результатом такого сложного синтезирования культур стал феномен казачества, «во многом определивший базовые параметры южно-русского культурного типа идаже сами территориальные контуры региона». Неоднократное изменение границ субъектов Юга России, их взаимное «вхождение» друг в друга ещё со времён Области Войска Донского (часть территории нынешней Волгоградской и Ростовской областей до 1920 г. входила в состав Области Войска Донского, территория Калмыкии в период её временной ликвидации входила в состав Ставропольского края и Ростовской области),осуществление через территорию Южнороссийского региона торгово-экономических связей центральной России с её южными соседями (начиная от Ивана Грозного), в частности, пролегание по территории нынешнего ЮФО вдоль побережья Каспийского моря знаменитого «шёлкового пути» в страны Востока- всё это способствовало исторически единого южнороссийского пространства.

4.Экономический. Юг России не выделялся уникальным хозяйственным комплексом. Однако в общенациональном разделении труда ведущее значение имеют: агропромышленный комплекс (Юг России обеспечивает пятую часть валового сельскохозяйственного производства страны и является монополистом в выращивании чая, риса, цитрусовых культур), транспортный комплекс (регион является транспортно-шлюзовым модулем, обеспечивая через свои морские порты около 70% внешнеторгового грузооборота страны), санаторно- курортный и туристско – рекреационный комплекс(располагая уникальной бальнеологической базой и курортами мирового значения, регион является всероссийской «зравницей»).

5.Управленческий. Самостоятельное региональное образование должно отвечать требованиям целостности, комплексности и управляемости. Последнее требование обеспечивается наличием и деятельностью на его территории соответствующих управленческих структур.До образования федеральных округов на территории Юга России функционировали различные отраслевые структуры управления: Северо-Кавказского военного округа (СКВО), Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД), Северо-Кавказский центр высшей школы (СКНЦ ВШ), Северо- Кавказское таможенное управление (СКТУ) и т.д. Эти ведомственные территории управления локализовались внутри Южнороссийского региона, зачастую не совпадая в своих географических контурах и имея центры в различных городах (но большинство - в Ростове-на-Дону). Вследствие этого образовывался своеобразный «каркас» управления, стягивавший отдельные субъекты Юга России и придавая им определённую целостность. С образованием Полномочного Представительства Президента РФ в ЮФО в Ростове-на-Дону появляется орган управления. функционирование которого охватывает всю территорию Юга России (115, 45-47).

На Юге России создавалось единое образовательное пространство региона. С понятием «регионализация образования» сопряжены понятия образовательное пространство, образовательный регион. По мнению А.М. Новикова, региональное пространство понимается как совокупность всех субъектов региона, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах, либо заинтересованных в них. По сути, образовательное пространство – это все физические и юридические лица региона, весь регион, только взятый в определенном аспекте – отношений к народному образованию (88, 144-145).

Главной характеристикой образовательного региона, его системообразующим компонентом Е.В. Бондаревская считает “совместную образовательную деятельность совокупных субъектов образования, единство которой обеспечивается общим пониманием всеми участниками образовательных процессов ценностей и целей образования; задач образовательной деятельности; общих принципов обновления содержания и технологий образования; типа образования, на реализацию которого направлена деятельность образовательных учреждений региона; требований к образовательному стандарту”(13, 31).

Законом об образовании утверждены принципы единства федерального образовательного пространства и одновременно защиты системы образования национальных и региональных культурных традиций. Последнюю функцию выполняет национально-региональный компонент государственного стандарта образования.

Как полагает И.П. Смирнов, концептуальный подход к определению понятия национально- регионального компонента профессионального образования требует рассмотрения проблемы в двух аспектах: первый связан с анализом социокультурного статуса российского общества в целом, второй – с его проявлением на конкретной территории субъекта Росcийской Федерации. Региональный компонент включает в себя характеристику климатических, экономических, социальных аспектов конкретной территории. Национальный компонент связан с историческими традициями, самобытностью и культурой народов, населяющих регион. В структуре образовательного стандарта национальный компонент в большей мере касается культурологических особенностей быта, истории, географии, языка – того, что определяет этническое сообщество. Национальный компонент призван через содержание обучения передавать тот комплекс сведений о природе, обществе и человеке, который делает из ученика гражданина данной республики и является мощным фактором закрепления кадров на территории, ускоряющим процесс адаптации выпускника на производстве ( 135, 203 ).

В силу этого проблемы регионализации образования рассматриваются в органическом единстве национально-регионального образования. Исследователи проблем национально-регионального образования (Атутов П.Р, Будаева М.Н.) полагают, что создание системы национально-регионального образования позволит решить многие теоретические и практические задачи современной школы (3).

Для этого оно может и должно: стать реальным механизмом общественно-экономического и культурного развития региона, способствовать становлению национального и этнического самосознания личности; ориентировать на усвоение наряду с общечеловеческими и нацинальных ценностей, обогащая тем самым личность и социум, способствую гармонизации общественных отношений; существенно обновить содержание образования, отказавшись от принципа “наукоучения” традиционной школы, актуализируя регулятивные механизмы культуры, раскрывая те принципы осознания бытия, которые складывались исторически и влияют на познавательные процессы и сегодня ()

Герметически «чистой» национальной культуры, недоступной восприятию другого народа, не существует. Более того, чем выше культурный уровень народа, тем более открыта его культура к обогащению традициями других культур и влиянию на них. В этом аспекте этнопедагогика аналитически представляет собой «пансофическую гармонию народной педагогики» (Волков Г.Н.).

Ключевая позиция обновления современного образования нам видится в возрождении его культурно-созидающей роли, в воспитании и развитии учащихся на основе национальных традиций, региональных особенностей, общечеловеческих ценностей и идеалов. В этом смысле регионализация может означать приближение школы к реальной жизни народа, современное прочтение классического принципа российской педагогики, обоснованного К.Д. Ушинским, – народности образования.

В образовательном про­странстве Юга России, Донского края, где исторически переплелись и взаимо­действуют культуры разных народов, усилиями многих поколений сохранялись такие духовные ценности как взаимообогащение, веротерпимость, толерантность.Ориентация во времена тоталитарного режима в СССР на общность «советский народ» и на культуру «национальную по форме и социалистическую по содержанию» нанесла значительный урон в решении проблем национальных меньшинств, религиозного плюрализма, творческого развития регионально-этнической культуры.

Демократические перемены способствуют осознанию того, что регионально – этнический диалог позволяет выявлять национальный характер, общие и различные элементы, составляющие основу народной педагогики, при внешнем отличии традиций воспитания у разных народов видеть внутреннее наполнение его традиций, смысловое ядро которых у разных народов одинаково: у всех народов главными ценностями являются родной дом, семья, родители, дети, труд, красота, истина, природа и др. Сравнивая традиции воспитания разных народов, выделяя в них то общее, что не разъединяет, а объединяет народы, растущий человек лучше постигает культуру собственного народа, осознаёт необходимость не только созерцать, но и вносить в неё свой собственных вклад в контексте современных реалий.

Актуальной является проблема региональной науки. Возможна ли вообще региональная наука? На этот вопрос можно дать утвердительный ответ, если подходить к рассмотрению науки не с точки зрения всеобщего духовного феномена (познавательные законы носят всеохватывающий характер), а рассматривая науку как социальное образование и институт культуры. При таком подходе правомерен и необходим анализ тех её формообразований, которые связаны с национально – государственными и этнокультурными характеристиками общества (118).

В исследовании Л.М. Сухоруковой региональная педагогическая наука рассматривается не как набор разрозненных педагогических исследований, а как процесс, связанный с разработкой общей теории педагогической науки Юга России в конкретных научных школах в интересах реформирования образования региона.

Данный подход необходим в раскрытии истории образования России, где взаимодействуют целое и его составляющие: федеральное и региональные образовательные пространства. Исследования региональных образовательных систем позволяют заполнить “белые пятна” на полотне образовательного пространства России. Одним из таких “белых пятен” в истории отечественной высшей школы является Юг России.

До 1917 г. Область Войска Донского входила в Харьковский учебный округ, Ектеринославская губерния – в Одесский округ, все губернии и области Кавказа и Закаспийская область – в Кавказский учебный округ.

Центральным приобретением Юга России в сфере образовательной и научной инфраструктуры в начале ХХ в. стало открытие в 1907 г. в столице ОВД-Новочеркасске Донского политехнического института. Впервые в образовательном пространстве появился мощный и стабильный очаг учебной и научной деятельности.

Более значимым событием в развитии высшей школы в регионе явилось появление Варшавского университета, эвакуированного в г. Ростов-на-Дону в ситуации первой мировой войны, который стал центром активной учебной и научной работы, прародителем высшей школы региона. Тем самым в первые десятилетия ХХ в. Донская область сохраняется в качестве наиболее социокультурно развитого района Северного Кавказа.

Создание высшей школы в регионе приходится на 30-е годы XX века. Эти годы с полным правом можно назвать временем огромных перемен во всех сферах жизни нашего общества: курс на индустриализацию, социалистическое преобразование деревни, её полную коллективизацию. Всё это осуществлялось в сжатые сроки, без проторенных путей, ценой немалых жертв и ошибок.

Преобразования в экономике тесным образом увязывались с серьёзными задачами в образовательной и духовной сферах. В 1930 г. в СССР была принята программа осуществления всеобщего начального образования. Эту важную задачу нельзя было решить без серьёзного реформирования высшего образования. В феврале 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление, в котором обязали ГОСПЛАН провести учёт специалистов во всех отраслях народного хозяйства страны, всей сети учебных заведений, лиц, ведущих научно- исследовательскую и преподавательскую работу. Были выявлены потребности народного хозяйства в кадрах специалистов и составлен план их подготовки.

Именно в эти годы динамично развивалась высшая школа. Этот процесс шёл в нескольких направлениях. Одно из них – создание профильных вузов на базе классических университетов. Так, к примеру, в г. Ростове - на- Дону из факультетов Северо – Кавказского государственного университета (на базе Варшавского университета) создаются медицинский, педагогический, экономический институты. Другое направление – создание в провинциальных городах профильных вузов, отвечающих региональным потребностям в квалифицированных кадрах. Третье направление – создание высшей школы в союзных республиках.

За годы советской власти эти составляющие определили параметры Северо- Кавказского региона в его сложившихся за полвека территориальный пределах: Северо – Кавказский государственный университет (на базе Варшавского университета), Северо-Кавказский научный центр высшей школы (СКНЦ ВШ), Южное отделение Российской академии образования при РГПУ и др.

Интерес для нашего исследования представляет, монография М.Д. Розина «Научный комплекс Северного Кавказа». Данная работа посящена исследованию проблем формирования региональных научных комплексов, анализу процесса становления научных комплексов Северного Кавказа в XX в. по основным скторам и параметрам. В монографии рассмотрены отдельные вопросы социо- и этнокультурных факторов развития науки в Северо-Кавказском регионе.

Столицей ЮФО является Ростов-на-Дону в силу его значительной исторически сложившейся роли во всех сферах жизнедеятельности региона. К началу XX в. Ростов стал крупным транспортным узлом, в котором соединялись Екатерининская, Юго-Восточная и Владикавказскиая железные дороги. Ростовский порт занимал одно из первых мест по грузообороту, причём по объёму перевозок хлебных грузоа он превосходил все морские порты России- Петрбург, Одессу, Херсон, Новороссийск. Город представлял собой и крупный промышленный центр: в начале века в городе насчитывалось 140 промышленных предприятий. Среди промышленных предприятий города выделялись Главные мастерские Владикавказской железной дороги (ныне электровозоремонтный завод), табачная фабрика Асмолова (ныне АО «Донской табак»), механический завод Пастухова (судостроительно- судоремонтный завод «Красный Дон»), писчебумажная фабрика Панченко (АО «Ростовбумага»), фабрика металлоизделий 9 в дальнейшем- химзавод, ныне АО «Эмпилс»), завод «Аксай» (ныне «Красный Аксай»), расположенный в Нахичевани, и др. В начале XX в. в Ростове было открыто 19 банков с годовым оборотом свыше 7,3 млрд. руб. и 15 страховых обществ.

В силу этого внимание авторов сфокусировано на рассмотрении вклада Ростова в создание и развитие образовательного пространство Юга России.

В пределах современного южнороссийского «суперрегиона» выделяются крупные, достаточно самостоятельные и отличные друг от друга по важным социоэкономическим параметрам, части. Необходимо время, чтобы консолидировать в новом территориальном формате, трансформированном с учётом современных геополитических, социально – экономических и социально – культурных реалий, все конструктивные формы регионального социокульурного и научного сообщества. В равной степени это относится и к исследованию развития высшей школы. Всё актуализирует внимание к истории становления высшей школы в данном регионе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: