Топологическая организация любого культурного ландшафта может быть представлена многоаспектно: в типологической развёртке (по составу и соотнесению топосов разного типа), в территориальном аспекте (через анализ территориального рисунка и соположения разных типов топосов), в пространственно-семантическом аспекте, через выявление комплексов топосов (природно-культурных комплексов). При исследовании проблем культурного наследия представляет интерес историко-культурологический аспект — внимание фиксируется на уникальных и реликтовых топосах и группах топосов.
Рассмотрим типологическую развёртку топологической организации на примере двух регионов Русского Севера с относительно хорошо сохранившимися традиционными культурными ландшафтами — Зюздинского края (Афанасьевский район Кировской области) и Пинежья (Архангельская область).
Зюздинский край. Материалы по типологии топосов Зюздинского (или Афанасьевского) культурного ландшафта получены в результате фольклорной
Методология изучения культурных ландшафтов
экспедиции 2001 года в северную часть Афанасьевского района Кировской области. Разовый характер обследования предполагает возможность уточнения и расширения состава выявленных топосов.
Зюздинский культурный ландшафт расположен в верховьях Камы на границе Кировской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в пределах южнотаёжной подзоны. Высокий уровень залесенности, сохранность ряда традиционных промыслов сочетается с полиэтничностью, устойчивыми контактами русских с коми-пермяками и значительным участием старообрядческих общин в культурной жизни края. Все эти факторы привели к формированию уникальной топологической организации Зюздинского культурного ландшафта с большим числом своеобразных живых и реликтовых топосов (таблица).
Среди селитебных топосов остановимся на описании топоса старина. Общерусским аналогом этого топоса является селище. Массовый характер топоса связан с хуторским типом освоения и расселения, широко распространённым на вятской земле ещё в 1930-х годах. Несколько кампаний по централизации (переселению людей из хуторов и починков в центральные усадьбы, деревни) и породили этот феномен. Но старина — не просто широко распространённый топос. Старина для многих вятчан — это синоним малой родины, многие из жителей регулярно посещают места своей молодости, возят с собой детей и внуков.
Среди сельскохозяйственных топосов нельзя не назвать топос хобот. Происхождение его пока неясно. Означает он поля, разработанные на пойменных излучинах реки (отдалённо они напоминают хобот; возможно, отсюда и название). В наши дни топос становится комплексным. Пойменные поля зарастают лесом, частично переходят в сенокосы, луга, но по-прежнему называются хоботами. Топос является живым и широко распространённым: Семёновский хобот, Якунятский хобот, хобот Степановичи и т. д.
Среди реликтовых упомянем дорожный топос лыс и речной холуй (ударение на первом слоге). Первый означает лесную тропу, которую пролысивали (делали затеси на деревьях), второй (холуй) — лесной завал на реке. Это значение распространено в Приуралье, Коми-регионе и Сибири (Мурзаев, 1984). Если дальнейшие исследования подтвердят это значение, можно объяснить значение ряда топонимов региона: например, Белая и Чёрная Холуницы.
Пинежье. Для Пинежского краевого культурного ландшафта характерна большая типологическая дифференциация топосов. На основе «Словаря местных географических терминов» (Симина, 1980), других публикаций и собственного опыта многолетних полевых исследований выявлено 46топосов:27 основных и 19 инфраструктурных. Среди основных топосов культурные преобладают над природными — 17 и 10 соответственно.
Отметим особо типологическую группу «Комплексные топосы», которая состоит из топоса место, урочище, представляя собой точки роста других типов топосов или выступая в качестве замены всех других топосов (например, в ситуации утраты какого-либо топоса).
Пинежье отличается богатой духовной культурой и развитой системой святых мест и соответствующих им сакральных топосов, среди которых встречаются такие топосы, как монастырь, церковь, часовня, обетный крест, а также кладбище. Сакральные топосы, как и все топосы, обладают собственными территория-
Культурный ландшафт как объект наследия
ми. Это справедливо даже по отношению к таким «точечным» объектам, как часовня и обетный крест: святые места формируют вокруг себя «свои» территории. Территориальность сакральных топосов проявляется иногда в образовании второго, территориального, топонима (например, Немнюжский крест имеет второе название — Красная веретья), но чаще — в сакрализации окружающих территорий и формировании вокруг себя сакральных территориальных комплексов. Среди типологических подгрупп наиболее полно представлены речные топосы — 14 (3 площадных и 11 линейных) и сельскохозяйственные — 7. Наиболее развёрнутая типологическая группа речных топосов Пинежского культурного ландшафта свидетельствует о значении реки в истории освоения края. Речные топосы занимают ведущее положение и среди группы инфраструктурных мест: их насчитывается 11 (река сама представляет собой инфраструктуру всего края, и такая позиция закономерна).
Среди основных площадных топосов наиболее полно представлены сельскохозяйственные — 6 единиц. Большая различительность этой типологической группы связана с постоянным недостатком пахотных и сенокосных угодий на всём Севере и со стремлением использовать в этих целях даже неудобья. Отсюда топос калтус, используемый для обозначения болотного сенокосного угодья, или топосы, связанные с подсечным земледелием,— чищенина, росчистка, новина, билетно. Вместе с тем, среди сельскохозяйственных отсутствует топос пастбище, что объясняется давней традицией лесного выпаса на Русском Севере: как угодье пастбища на Пинежье появились несколько десятилетий назад и топонимически оказались ещё не освоенными местным сообществом.
Такая же ситуация прослеживается и в отношении лесных топосов. Выглядит парадоксальным, что лесной край представлен всего тремя топосами: лес,
бор и веретья. Однако в ситуации практически неограниченных лесных ресурсов топонимическая и связанная с ней топосная различительность не имела смысла, при том, что народная биогеография и ботаника, основанные на хорошем знании леса, очень развиты.
Обратим внимание на большую устойчивость и отсутствие реликтовых топосов
среди природных типов (речных, лесных,
болотных) в сравнении с сельскохозяйственными. Для последних характерна тенденция упрощения регионального своеобразия в связи с изменением технологии сельского хозяйства и унификацией сельскохозяйственной терминологии, прочно вошедшей в коллективное сознание пинежан. Многие из природных топосов точно соответствуют ареалам природных явлений, например, топос мурга (яма с водой) совпадает с распространением местного карста
Марьегорский обетный крест Среднее Пинежье (фото В. Калуцкова). |
Методология изучения культурных ландшафтов
Типологии топосов можно выстроить не только на уровне культурного ландшафта Пинежского края, но и на более низких иерархических уровнях — для субкраевых, кустовых и деревенских культурных ландшафтов. Некоторые топосы встречаются только в верховье Пинежья (например, исада), другие характерны только для одного куста или даже для одной деревни, например, печище для Верколы (таблица).
Сравнение топологической организации Пинежского и Зюздинского традиционных культурных ландшафтов. Оба культурных ландшафта во многом близки и по природному и поэтнокультурному критериям. В обоих случаях природные ландшафты, на основе которых сложились культурные, относятся к таёжному типу (Пинежский — преимущественно к северотаёжному, Зюздинский — к южнотаёжному подтипу).
При сравнении состава топосов прежде всего обращает на себя внимание значительная доля общерусских топосов (село, деревня, поле и т. д.), которые встречаются в обоих культурных ландшафтах (таблица). Похожа ситуация и в отношении сельскохозяйственных топосов, где краевые топосы заменяются общерусскими — поле, луг. Например, на Пинежье реликтовыми стали топосы, связанные с подсечно-огневым земледелием — новина, чищенина, росчистка, билетно. В большинстве случаев они встречаются лишь в топониме уже других топосов, например, поле Ириньино билетно.
Для рассматриваемых культурных ландшафтов характерно макрорегиональное (северное) единство, общие этнокультурные корни. В обоих ландшафтах встречается типичный для всего Русского Севера топос курья.
Топос гора, угор на Пинежье относится к речным, обозначая высокий берег реки. В Зюздинском культурном ландшафте распространено общерусское значение этого топоса (высокое место, которое может быть и не связано с рекой); при этом намечается тенденция к комплексному пониманию топоса — гора может быть и в лесу и на освоенном месте.
Вместе с тем, сравнительный анализ систем топосов демонстрирует своеобразие каждого культурного ландшафта. Так, Пинежье с его богатыми духовными традициями выделяется развёрнутой системой сакральных топосов. Обращает внимание и большое разнообразие речных и болотных топосов Пинежья.
Топологическая организация Веркольского
ландшафтного заказника: территориальный
аспект и природно-культурные комплексы
Веркольский ландшафтный заказник расположен в центральной части Пинежского района Архангельской области. Его создание связано с жизнью и деятельностью уроженца Верколы писателя Фёдора Абрамова. Несмотря на удаленность, туристов привлекает сохранившийся и сохраняемый традиционный культурный ландшафт как таковой, который включает и музей писателя, и живых прототипов его произведений, и возрождающийся Веркольский монастырь с часовней Артемия Праведного, и саму Верколу с обликом старинной русской северной деревни и деревянными домами-кораблями второй половины XIX века, и традиционные промыслы, и окружающую таёжную природу, и запоминающиеся окрестные виды (Иванова, Калуцков, 2000).
Культурный ландшафт как объект наследия
Пинежская деревня Явдора, Архангельская область (фото В. Калуцкова) |
Топологическая организация Веркольского деревенского культурного ландшафта. Топосно - топонимическое картографирование «внутреннего» Веркольского культурного ландшафта позволило выявить ряд закономерностей и лучше понять особенности и историю его формирования (Иванова, Калуцков, 2001). Территориальное распределение топосов характерно для северорусской деревни: в центре культурного ландшафта располагаются селитебные топосы, далее сельскохозяйственные, затем речные, лесные и болотные. Сельскохозяйственные топосы, примыкающие к деревне, носят только русские названия: поле Глазыри, Абрамовское поле, поля Ондрюшинские печища, луг Крюк и т. д. Для более удалённых сельскохозяйственных топосов, унаследованных от финно-угорских предшественников, характерны «чудские» названия: луг Падчемень, луг Сельзеньга, луг Смутовенские Чуши и т. д. Эта закономерность ещё более наглядно проявляется в названиях ручьёв, которые почти все имеют иноязычную основу (Рётова, Комбоя, Хярга и т. д.). Русские названия ручьёв и речек сосредоточены почти исключительно на территории деревни — Прокшин, Софронков.
Фольклорный ансамбль деревни Кевролы, Архангельская область (фото А. Ивановой) |
Картографирование топосов позволило выявить
ряд эндемических и реликтовых топосов, при этом было сделано несколько важных открытий, которые помогли лучше понять особенности местной истории и культуры. Среди наиболее интересных моментов — выявлено широкое распространение местного эндемичного реликтового топоса печище (в значении родовое место
Методология изучения культурных ландшафтов |
Топологическая организация Веркольского культурного ландшафта: состав и соположение топосов |
сто) в составе других полевых топосов: поле Поповско печище, поля Афанасьевские печища, поля Ондрюшинские печища, поле Абрамовское печище (Иванова, Калуцков, 2001). Последняя находка особенно значима в связи со спецификой Веркольского ландшафтного заказника, связанного с именем писателя Ф. А. Абрамова. При этом все выявленные топосы оказались локализованными в пределах пинежской поймы. Тем самым на примере Верколы выявлен феномен странствующего селения, характерный для всего Русского Севера (Калуцков, 1998). Полученные топонимические материалы в сочетании с историческими и архитектурными данными позволили сделать вывод о том, что переселение Верколы с поймы на «гору» произошло сравнительно недавно, в XIX веке.
Природно-культурные топологические комплексы Веркольского деревенского культурного ландшафта и их динамика. Картографирование топосов позволяет выявить природно-культурные топологические комплексы и исследовать их динамику.
При картографировании топосов выявляются центры территориально-культурной активности — селитебные и сакральные — и связанные с ними природно-культурные комплексы. При этом важен не столько момент территориального соположения топосов, сколько их топонимическое и смысловое взаимодействие.
Культурный ландшафт как объект наследия
К самым распространённым сакральным природно-культурным комплексам Пинежья относятся комплексы типа «крест — ручей», «часовня — ручей». Редко встречаются комплексы «крест — обетное дерево», или «храм — гора». Состав культурно-природных комплексов зависит от их значимости. Так, современный почитаемый сакральный комплекс в верховье Пинеги включает Никольскую часовню, а также топосы Николин ручей и поля Под Николой. Другой комплекс у деревни Пиримень состоял из обетного креста, обетных сосен и Крестовой дороги. Иногда для образования природно-культурного топологического комплекса значение имеют визуальные связи, например, гора Поклонница находится в нескольких километрах от Сурского монастыря, через реку Суру.
В центральной части Веркольского культурного ландшафта выделяется три основных природно-культурных топологических комплекса: селитебный Абрамовский, Монастырский и «Чудской», образование которых связано соответственно с деревенским, монастырским и «чудским» центрами культурного ландшафта.
Состав мощного Монастырского природно-культурного комплекса, образованного Веркольским монастырём, следующий: на левом берегу Пинеги непосредственно к монастырю примыкают Монастырские поля, Поповский ручей, место Под Николой и Вшива горка; на правом берегу — Монастырские поля, поле Поповско печище и Пономаревский ручей. С монастырём связано образование и других, территориально удаленных топонимов — Монастырской дороги, Святого озера и, возможно, болота Ангело.
Небольшой «Чудской» комплекс, расположенный в восточной периферии центра ландшафта, состоит всего из трёх топосов: ручья Чуша, места Чуши и луга Смутовенские Чуши. Его образование связано с действием широко распространённого принципа метонимии (переноса) одного и того же топонима, в данном случае Чуша, с одного топоса на качественно другой соседний — с ручья на луг, далее на поле и т. д.
Семантика природно-культурных комплексов существенно различается. Семантический анализ Монастырского природно-культурного комплекса без привлечения местных преданий и легенд, с точки зрения стороннего наблюдателя, обнаруживает, что большая часть из них обладает нейтральной семантикой, выступая в качестве хозяйственных меток (Монастырские поля, Поповский ручей и т. д.), некоторые — отрицательной (Вшива горка) и только один — положительной (Святое озеро).
Выявленные природно-культурные комплексы обладают разной динамикой. Оказывается, что Монастырский природно-культурный комплекс свёртывается в результате утраты правобережных неустойчивых топосов, что связано с передачей в советское время бывших монастырских угодий деревне и укрупнением (мелиорацией) хозяйственных угодий. Один из показателей неустойчивости топонимов — зафиксированные двойные названия, например, старое название — Пономаревский ручей и новое — Матрёшкин косик.
В то же время деревенский Абрамовский природно-культурный комплекс, связанный с родом писателя Ф. А. Абрамова, имеет тенденцию к росту. Это проявляется в сознательном сохранении не только топонимов, но и топосов, связанных с жизнью писателя и героев его произведений. В качестве примера назовем Абрамовскую межу. Это единственный случай граничного топоса межа,
Методология изучения культурных ландшафтов |
Топологическая организация Веркольского культурного ландшафта: природно-культурные комплексы и зоны топологической неустойчивости |
имеющего важное значение для понимания культуры всего края, поддерживаемой в данном культурном ландшафте. Развивается семантика этого топоса: Абрамовскую межу нередко называют ещё и Палладьиной межой (по имени одной из героинь Ф. А. Абрамова). Так творчество писателя реально оказывает влияние на местную культурную традицию. В состав растущего Абрамовского комплекса ещё входят Абрамовское поле, Абрамовский косик и другие топосы