Заключение. Особо охраняемые природные территории, в частности национальные парки, предназначены, в первую очередь

Особо охраняемые природные территории, в частности национальные
парки, предназначены, в первую очередь, для сохранения биологического и
ландшафтного разнообразия как отдельных стран и регионов, так и планеты в
целом, сформировавшегося в результате длительной сопряженной эволюции
природных сообществ и человеческой культуры. Именно этот эволюционный
ряд заключает в себе особую информативную ценность и определяет возмож-
ности так называемого устойчивого развития. Особую роль в сохранении всего
разнообразия экосистем и типов их взаимодействий с человеческой культурой
играют культурные ландшафты.

В национальных парках и музеях-заповедниках России богато и разнооб-
разно представлено культурное наследие нашей страны — отдельные памятни-
ки истории и культуры и их ансамбли, ландшафтные комплексы, этнографиче-
ские памятники, фольклор. Значение культурных ландшафтов как формы
культурного наследия состоит в том, что это — «мостик» между природой и
культурой, подтверждающий континуальность природного и культурного раз-
нообразия. Этот природно-культурный феномен специфичен именно для му-
зеев-заповедников и национальных парков. Кроме того, понятие «культурный
ландшафт» позволяет системно подойти к культурному наследию в целом, рас-
ширить его понятийные рамки, не ограничиваясь только памятниками истории
и культуры, и рассматривать все проявления культуры в их взаимосвязи. Меры
охраны культурных ландшафтов следует считать приоритетными в ряду ме-
роприятий, направленных на сохранение культурного наследия в музеях-запо-
ведниках и национальных парках России, ввиду комплексности культурных
ландшафтов как объектов природно-культурного наследия и их способности
всесторонне представить историко-культурную индивидуальность местности.

Историко-культурное наследие, в особенности культурные ландшафты,
являются важнейшими ресурсами и средствами устойчивого развития региона,
страны, мира. Формирование культурных ландшафтов происходит под дейст-
вием экономических и социальных процессов, и поэтому они приспособлены к
выполнению задач интеграции и обслуживания исторически сформировавше-
гося социума — местного сообщества. Восстановление и сохранение культур-
ных ландшафтов в контексте задач национального парка или музея-заповедни-
ка может служить серьезным импульсом развития местной экономики.


Культурный ландшафт как объект наследия

Литература

Бишоп К., Грин М., Филлипс А. Модели национальных парков. М.: Изд-во ЦОДП, 2000. 216 с.

Веденин Ю. А., Кулешова М. Е. Современное законодательство об охране и использовании насле-
дия // Наследие и современность. Вып. 5. М.: Институт Наследия, 1997. С. 3–14.

Ведерникова Н. М., Кулешова М. Е., Новиков В. П. Национальный парк «Угра»: культурные ланд-
шафты и духовное наследие. Калуга, 2001. 48 с.

Винкельбрандт А., Шиллер И. Концепция и опыт ландшафтного планирования в Германии как
модель сложившейся системы // Руководство по ландшафтному планированию / под ред.
А. В. Дроздова. Т. 1. М.: Государственный центр экологических программ, 2000. С. 39–65.

Гаукстад Э., Кулешова М., Моен Э., Столяров В. Сравнительный анализ практики управления
культурными ландшафтами. М: Институт Наследия, 1999. 96 с.

Горбунов А. В., Кулешова М. Е. Пространственная структура историко-культурного ландшафта Бо-
родинского поля // Экологические проблемы сохранения исторического и культурного на-
следия. М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного на-
следия им. Д. С. Лихачёва, 2001. С. 22–39.

Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия / Под
ред. Ю. А. Веденина. М.: Институт Наследия, 1999. 96 с.

Как создать план управления национального парка. Практические рекомендации / Авт.-сост.
Ю. А. Буйволов. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2002. 127 с.

Кулешова М. Е. Законодательство об особо охраняемых территориях и место в нем музеев-запо-
ведников // Проблемы сохранения и развития музеев-заповедников. М.: Российский науч-
но-исследовательский институт культурного и природного наследия, 1998а. С. 18–30.

Кулешова М. Е. Культурный ландшафт как феномен наследия и объект управления (опыт России
и Норвегии) // Материалы ICOMOS. Информкультура. Вып. 2, 1998б. С. 14–32.

Кулешова М. Е. Правовые проблемы сохранения русской усадьбы // Русская усадьба на пороге
XXI века. Хмелитский сборник. Вып. 3. Смоленск: СГПУ, 2001. С. 156–165.

Кулешова М. Е., Захаров Ю. С., Максаковский Н. В. Разработка общей концепции выделения и фор-
мирования территорий особо ценного наследия // Ориентиры культурной политики. М.:
МК РФ, ГИВЦ, 1994. С. 32–62.

Охрана наследия за рубежом: опыт прошлого и современные проблемы / под ред. Р. А. Мнацака-
няна. М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия, 1995. 145 с.

Охраняемые природные территории. Краткий обзор международного опыта // Охраняемые при-
родные территории: материалы к созданию концепции системы охраняемых природных
территорий России. М.: Изд-во РПО ВВФ, 1999. С. 45–172.

Работкевич А. В. Государственная политика в области охраны памятников истории и культуры в
России в XVIII — начале XX вв. // Наследие и современность. Вып. 8. М.: Институт Наследия, 2000. С. 36–71.

Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в
национальных парках / М. Е. Кулешова. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2002. 46 с.

Экология культуры: Альманах Института Наследия «Территория». М.: Институт Наследия, 2000. 216 с.

Benefits Beyond Boundaries. Work in the UK’s Protected Areas. London. 2003.— 23 p.

Brende, B. Integration of nature cultural heritage, the Norwegian example // Naturopa No 98. 2002.— p. 22.

Jenkins D. J. Concept of the cultural heritage in Britain // European Heritage No 3. 1995. Council of Europe. P. 10–12

Nordic World Heritage. Proposals for new areas for the UNESCO World Heritage List. Nordic Council of Ministers, Copenhagen 1996. 218 p.

Protected Areas Programme. Parks. Vol. 13 No 2. Category V. 2003.— 56 p.


Управление культурными ландшафтами

Rössler, M. World Heritage Cultural Landscapes // Protecting Landscapes and Seascapes: IUCN Category
V, World Heritage Cultural Landscapes and Other Designations. Stream 1 Workshop. World Parks
Congress. Durban, South Africa. 2003.

Skar, B. Cultural Environment in Norway — a challenge for interdisciplinary research // Evaluating
Cultural Heritage and Landscapes. Copenhagen. 2002.— p. 43–48.

Websky, M. The German Landscape Management legislation // Naturopa. No 98. 2002.— p. 24.

Нормативно-правовые и иные руководящие
и методические документы

Градостроительный кодекс Российской Федерации // Сборник федеральных конституционных
законов и федеральных законов. Вып. 9 (63). М.: Издание Государственной Думы. 1998.
С. 18–93.

Европейская конвенция по ландшафтам (Серия Европейских договоров, № 176) // Сб. правовых
актов Совета Европы о сохранении культ. наследия. Екатеринбург, 2001. С. 150–160.

Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников историии культуры». Принят на девятой
сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 15. 12. 78 г. М.: Изд-во «Известия Советов
народных депутатов СССР», 1979. 24 с.

Земельный кодекс Российской Федерации. М., 2001.

Краткое содержание плана управления и развития (менеджмент-плана) национального парка
«Себежский» на 2001–2005 гг. / Составитель Б. Б. Дедов. М.: Изд-во Центра охраны дикой
природы; Себеж: Изд. нац. парка «Себежский», 2001. 30 с.

Основные направления развития национального парка «Кенозерский» на 2001–2005 гг. / Состави-
тель М. Е. Кулешова. Архангельск: Изд. нац. парка «Кенозерский», 2001. 40 с.

Основные направления развития национального парка «Плещеево озеро» на 2001–2005 годы / Со-
ставитель Ю. В. Добрушин. Переславль-Залесский: Изд. нац. парка «Плещеево озеро», 2001. 51 с.

Основные направления развития национального парка «Русский Север». Вологда: Изд. нац. парка
«Русский север», 2001. 35 с.

Основные направления развития национального парка «Угра» на 2002–2006 годы. М.: Изд-во
Центра охраны дикой природы; Калуга: Изд-во нац. парка «Угра», 2002. 37 с.

Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации. Москва. 30. 11.92 г. № 1487.

Положение об охране и использовании памятников истории и культуры. Утверждено постанов-
лением Совета Министров СССР от 16.09.82 г. № 865. М., 1982. 15 с.

Севильская стратегия для биосферных резерватов. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000. 30 с.

Стратегия управления национальными парками России. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2002. 36 с.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», 1995.

Федеральный закон «О землеустройстве», 2001.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) наро-
дов Российской Федерации», 2002.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды», 2002.

Convention concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage.— UNESCO, 1972.

Durban Accord. Vth IUCN World Parks Congress. Durban, South Africa. 2003.— 4 p.

European Rural Heritage. Observation Guide. CEMAT. 2003.— 99 p.

Landscape Character Assessment. Guidelines for England and Scotland.— Sheffield: Ed. of Land use
Consultants and Department of Landscape University of Sheffield, 2000.— 63 p.


Культурный ландшафт как объект наследия

National Register Bulletin 30.— Washington (DC): Ed. of U. S. Dept. of the Interior, National Park

Service, 1992.— 33 p.— (Guidelines for evaluation and documenting rural historic landscapes L. F. McClelland et al).

National Register Bulletin 38.— Washington (DC): Ed. of U. S. Dept. of the Interior, National Park Service, 1992.— 22 p.— (Guidelines for evaluation and documenting traditional cultural properties / P. L. Parker and T. F. King)

National Register Bulletin 18.— Washington (DC): Ed. of U. S. Dept. of the Interior, National Park

Service, 1994. 14 p.— (How to evaluate and nominate designed historic landscapes / J. T. Keller and G. P. Keller)

National Register Bulletin 21.— Washington (DC): Ed. of U. S. Dept. of the Interior, National Park Service, 1995.— 47 p.— (Defining boundaries for national register properties).

Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention.— UNESCO, WHC-99/2, 1999 (February).— 38 p.

Phillips, A. Management Guidelines for IUCN Category V Protected Areas: Protected Landscapes / Seascapes. IUCN. 2002.— 122 p. The Snowdonia Declaration 2002 // Europark Newsletter No 5. August, 2003.— p. 6–7.


4.2 Предмет охраны и пути сохранения
культурного ландшафта
Бородинского поля

П

Горбунов А. В.


роблема сохранения и развития Бородинского поля как
целостного территориального комплекса впервые была
поставлена в «Генеральной программе реставрации памятников и организации
заповедника «Бородино» (1975 г.). Комплексный подход к сохранению и разви-
тию Бородинского поля положен в основу разработки целевой программы фе-
дерального значения «Сохранение и развитие территории Государственного Бо-
родинского военно-исторического музея-заповедника» (1994 г.) и «Концепции
генсхемы развития территории музея-заповедника Бородино и его охранных
зон» (1997 г.). Исследования последних лет показали, что, с точки зрения генези-
са, состава памятников и историко-культурного потенциала, Бородинское поле
следует относить к особому типу объектов культурного наследия, соответст-
вующему категориям и понятиям концепции культурного ландшафта.

Представление о Бородинском поле как культурном ландшафте стало ос-
новой «Программы сохранения и восстановления историко-культурного ланд-
шафта Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповед-
ника», разработанной в 2001 г. Российским научно-исследовательским институ-
том культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва и Бородинским
музеем-заповедником под руководством Ю. А. Веденина.

В настоящее время на Бородинском поле достаточно ярко проявились две
тенденции, влияющие на его сохранность:

¨ целенаправленное развитие культурного ландшафта с выявлением его
ассоциативных качеств как объекта музейного показа;

¨ сокращение размеров сельскохозяйственного природопользования и ко-
личества постоянного населения при одновременном росте числа дач-
ных участков и появлении промышленных объектов.

Разработанная программа создаёт научную основу для управления первой
из этих тенденций и призвана сделать минимальными негативные последствия
второй.

Каждый элемент ландшафта несёт определённую информационную на-
грузку, связанную с событиями исторического прошлого. На основании анали-
за эволюции ландшафта и его структуры устанавливаются его типологические
элементы и определяется их роль в системе ценностей наследия. Совокупность
идентифицированных по их исторической роли и аутентичности элементов
ландшафта может рассматриваться как предмет охраны.



Культурный ландшафт как объект наследия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: