Структура зарегистрированных преступлений в сфере торговли людьми и организации незаконной миграции в 2012 г

Источник: расчеты по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Под организованной преступной группой понимается структурно оформленная группа в составе трех и более человек, существующая в течение определенного периода времени и действующая согласованно с целью совершения одного или нескольких тяжких преступлений, чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду [Джордан 2005: 7]. В настоящее время организованные преступные группы в области торговли людьми носят международный характер, включают граждан разных стран, хорошо оснащены и информированы, опираются на широкие контакты, имеют в своем распоряжении значительные денежные ресурсы. Закономерно, что пресечение деятельности таких групп возможно только на основе международного взаимодействия, с координацией действий правоохранительных органов многих государств.

По данным официальной статистики Министерства внутренних дел России, на статью 271-1 УК РФ "Торговля людьми" приходится только 2% преступлений и 3% преступников, привлеченных к ответственности в данной сфере (рис. 2). Однако проблема гораздо более значима для общества. Доказательством тому служат два обстоятельства.

Во-первых, ее опасность заключается в том, что преступления данной категории совершаются в отношении молодых людей в возрасте до 30 лет (в основном женщин и детей), которые могли бы осуществлять общественно полезную деятельность и составляют генофонд нации. Жертвы торговли людьми находятся в тяжелых условиях, подвержены нанесению психологического и физического вреда. Зачастую полученные жертвой травмы порождают возникновение психологических проблем, подрыв физического здоровья, а иногда заканчиваются смертью человека. Это прямые социально-демографические потери государства.

Во-вторых, она представляет собой комплексное явление, которое по своим юридическим характеристикам может существенно варьироваться. Торговля людьми, напомним, тесно связана с трудовой эксплуатацией человека.

В Уголовном кодексе Российской Федерации перечислены следующие виды эксплуатации: использование занятия проституцией другими лицами; иные формы сексуальной эксплуатации; рабский труд (ус-

стр. 10

луги); подневольное состояние. Кроме того, торговля людьми может осуществляться в целях изъятия у человека органов и тканей. В общепринятом значении эксплуатация человека определяется как деятельность по присвоению результатов чужого труда, извлечению полезных свойств и качеств6. Применительно к упомянутой статье УК РФ, понятие эксплуатации человека можно определить как систематическое присвоение результатов чужого труда, совершенное с использованием обмана, злоупотреблением доверия, насилия или угроз его применения, использования зависимого положения потерпевшего.

Одной из форм эксплуатации человека можно назвать труд, при котором эксплуатируемое лицо находится в состоянии рабства или положении действия обычаев или социальных институтов, сходных с ним (долговая кабала, крепостное состояние, принудительный брак, продажа детей для трудовой эксплуатации) [Торговля людьми 2009: 31]. В Уголовном кодексе рабский труд определяется как принудительная деятельность человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в том случае, если это лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ. Характерными для такого труда чертами является отсутствие свободы работника и наличие элементов произвола со стороны работодателя [Загорский и др. 2009: 65].

Признаки принудительного труда - отсутствие добровольного предложения работником своих услуг или отсутствие добровольного продолжения работы в результате применения различных видов навязывания. Принудительный характер труда может проявляться в виде изменения условий трудового договора в сторону необоснованного расширения функций работника, видов работ, времени труда, сокращения его оплаты и времени на отдых, введения необоснованных мер ответственности и т.д. [Громов 2006: 82-83]. И хотя, по данным официальной статистики Министерства внутренних дел РФ, преступления, квалифицируемые напрямую как "использование рабского труда" составляют всего около 1% в общей структуре преступлений, распространенность данного явления велика, а многие преступления носят скрытый характер.

В условиях интенсификации миграции преступления, связанные с организацией незаконной миграции, в последние годы получили широкое распространение в России. При всей значимости проблемы подробные данные по этому вопросу в течение долгого времени были недоступны. Только в 2012 г. правоохранительными органами России в законодательную практику и статистическую отчетность был введен термин "Организация незаконной миграции". Как свидетельствуют официальные данные в 2012 году, на этот вид правонарушений пришлась четвертая часть всех совершенных преступлений в сфере торговли людьми в Российской Федерации - 26% (939 преступлений). В результате был привлечен к уголовной ответственности 381 человек.

Таким образом, в условиях трансформации общества в 1990-2000-х годах торговля людьми и рабский труд стали достаточно распространенным явлением в России. Появились новые формы преступлений и новые методы организации преступных деяний в данной сфере, которые представляют собой серьезную угрозу для безопасности страны. Многие правонарушения, связанные с торговлей людьми, носят скрытый или латентный характер, классифицируются по другим статьям Уголовного кодекса, но от этого их негативные последствия не становятся менее значимыми для общества.

В России проблема торговли людьми с целью трудовой эксплуатации обрела актуальность в связи с особой социально-экономической ситуацией и географическим положением страны. После распада СССР в России резко усилилась социально-эконо-

6 Толковый словарь русского языка. Под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. М. 1992. С. 212.

стр. 11

мическая дифференциация населения, возросла безработица и бедность, что создало социально-экономическую основу для вовлечения в торговлю людьми значительных социально-демографических групп российского населения. Распространение коррупции и создание "мигрантозависимой" экономики на основе эксплуатации дешевого и бесправного труда иностранных рабочих стимулировало ввоз жертв торговли людьми в Россию из сопредельных стран, прежде всего - из Центральной Азии. Наконец, особое географическое и транспортное положение страны способствовало тому, что она стала транзитным коридором между Азией и Европой, через который происходит трэффик жертв торговли людьми. Следует также отметить, что торговля людьми с целью трудовой и сексуальной эксплуатации тесно связана с явлением незаконной трудовой миграции, в которую вовлечены колоссальные массы населения на территории бывшего СССР.

С полным основанием современную российскую экономику можно назвать "мигрантозависимой": ежегодно в страну привлекаются 1,5-2 млн. официальных трудовых мигрантов. Директор ФМС России К. О. Ромодановский отметил, что трудом рабочих-мигрантов создается 8% ВВП России7. Эта цифра в действительности может быть гораздо выше. Численность трудовых мигрантов в России стабильно увеличивалась на протяжении последних лет. Финансовый кризис, больно ударивший по российской экономике, несколько сократил число официальных трудовых мигрантов в 2009-2010 годах. После его завершения потребность в иностранных рабочих стала снова расти. Кроме того, в июле 2010 г. российские власти фактически легализовали правовое положение иностранцев, которые работали у частных лиц, введя патенты - специальные разрешения на работу иностранцам из безвизовых стран, работающих в частном секторе. По официальным данным ФМС, во второй половине 2010 г. такие документы получили более 950 тыс. человек. По заявлению заместителя директора ведомства Е. Ю. Егоровой, с середины 2010 г. до сентября 2012 г. в России патенты приобрели около 2 млн. иностранных работников [Доклад Егоровой 2012].

Между официальными данными и реальными масштабами трудовой миграции в России существует значительный разрыв. Количество незарегистрированных мигрантов отличается от численности зарегистрированных в несколько раз. В МВД определяют число незарегистрированных трудовых мигрантов в России приблизительно в 10 млн. человек, а некоторыми политиками озвучивалась цифра 15 млн. мигрантов. Обе цифры вызывают сомнение, поскольку они не основаны на результатах серьезных научных исследований.

Более или менее приближенными к реальности можно считать сведения, полученные в ходе переписи населения 2002 года. По ее результатам в России было обнаружено около 2 млн. человек, которые не были учтены ранее. Перепись 2010 г. "увеличила" население страны на 1 млн. человек. Можно предполагать, что этот прирост возник из-за наличия временных трудовых мигрантов. Исследования показывают, что реальное количество незарегистрированных мигрантов в России может составлять около 5 млн. человек. Большинство из них - граждане стран СНГ, которые имеют полное право приезжать в Россию без визы, но затем не получают разрешение на работу. Данная категория мигрантов наиболее подвержена риску вовлечения в торговлю людьми с целью эксплуатации.

По примерным оценкам экспертов, в настоящее время численность трудовых мигрантов, находящихся фактически на положении рабов, составляет около 600 тыс. человек, или 20% всех трудовых мигрантов в России. По данным председателя Ассоциации адвокатов России "За права

7 В связи с кризисом число трудовых мигрантов в России уменьшилось на 13%. Work.ua [Электронный ресурс]. 13.05.2009. URL: https://www.work.ua/news/world/269/ (дата обращения: 01.06.2013)

стр. 12

человека" Е. Архипова, стоимость одного выходца из стран Центральной Азии на нелегальном рынке колеблется от 300 до 500 долларов США, а "заказать раба можно через криминальные структуры, а также через бригадиров трудовых мигрантов". Рабами мигранты оказываются прежде всего из-за долгов: чтобы только приехать в Россию и вернуться домой, они вынуждены платить криминалу по 2 тыс. рублей8.

Доклад Государственного департамента США о за 2012 г. включил Россию в категорию стран, где "абсолютное число жертв злостных форм торговли людьми очень велико или существенно растет"9. По оценкам Центра миграционных исследований, речь может идти о 1-1,5 млн. человек, находящихся фактически в положении рабов10. По оценкам неправительственных организаций, в России примерно 4 млн. мигрантов становятся объектами трудовой эксплуатации, близкой к рабству11.

Достаточно трудно определить четкую структуру жертв торговли людьми в Российской Федерации, поскольку доступная статистика по преступлениям ведется по иностранным и российским гражданам в комплексе. По данным UNODC со ссылкой на Министерство внутренних дел России, большинство жертв торговли людьми в Российской Федерации были моложе 40 лет, примерно 60% - мужчины, около 93% жертв - российские граждане12.

В России можно выделить "мигрантские" сектора экономики, в которых работодателями активно эксплуатируется труд иностранных рабочих. Прежде всего, это строительство и ремонтные услуги. По данным ФМС России, в этой отрасли были заняты около 600 тыс. официально оформленных мигрантов (или 36% всех трудовых мигрантов). По примерным оценкам, неофициальная занятость может составлять не менее 1-1,2 млн. человек.

В строительной отрасли, в отличие от других сфер, практикуется "передача" рабочих целыми бригадами после окончания строительства объекта от одного работодателя к другому за вознаграждение. При этом документы рабочих могут передаваться от прежнего хозяина к новому, даже не попадая в руки их настоящих владельцев. Само по себе изъятие документов - распространенный механизм эксплуатации и сохранения контроля над работниками. В строительстве почти треть занятых не имеют паспорта на руках. Работник-мигрант, таким образом, лишается права свободного выбора, он оказывается "прикованным" к работодателю и не может уволиться [Тюрюканова 2006: 58].

Подобные практики распространены практически во всех российских регионах. Но в большинстве своем это территории, в которых сложилось доминирование занятости мигрантов в строительстве: Москва, а также Московская, Смоленская, Ярославская, Ростовская и Самарская области и Краснодарский край. Это регионы, в которых отмечался строительный бум. Последние данные показывают, что труд иностранных рабочих эксплуатировался даже на государственных стройках олимпийских объектов в Сочи.

8 Жизнь рабов: как трудовые мигранты становятся пленниками. Заявление Московского бюро по правам человека в связи с использованием рабского труда мигрантов. ИА Рекс [Электронный ресурс]. 26.11.2012. URL: www.iarex.ru/articles/31509/html (дата обращения: 25.06.2013)

9 Trafficking in Persons. Report 2012. Washington. U.S. Department of State [Электронный ресурс]. 2012. URL: https://www.state.gov/j/tip/rls/tiprpt/2012 (дата обращения: 20.06.2013)

10 Жизнь рабов: как трудовые мигранты становятся пленниками. Заявление Московского бюро по правам человека в связи с использованием рабского труда мигрантов. ИА Рекс [Электронный ресурс]. 26.11.2012. URL: www.iarex.ru/articles/31509/html (дата обращения: 25.06.2013)

11 Колесниченко А. В России на почти рабском положении находится 4 миллиона мигрантов из СНГ. Портал Центр Азия [Электронный ресурс]. URL: www.centrasia.ru/newsA.php?st=1075269840 (дата обращения: 20.06.2013)

12 Country Profiles Europe And Central Asia. База данных UNDODC по Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: www.unodc.org/documents/data-and-analysis/glotip/Country_Profiles_Europe_Central_Asia. pdf (дата обращения: 01.06.2013)

стр. 13

Следующая отрасль - торговля и общественное питание. Здесь было занято 270 тыс., или 17% общей численности приезжих. Реальная численность занятых мигрантов в этой отрасли может достигать 350-400 тыс. человек. В этой сфере эксплуатация труда иностранных работников также весьма масштабна. Несмотря на то что российские власти пытались ограничить их занятость в торговле на рынках, в полном объеме этого сделать не удалось.

После ряда законодательных ограничений владельцами бизнеса труд многих мигрантов был переведен в теневое пространство. Это только расширило распространение рабского труда и эксплуатации в данной отрасли экономики. Исследования показывают, что самой распространенной ее формой в этой сфере является долговая кабала. Если в среднем по экономике 15% мигрантов отмечали, что долг не позволяет им уйти или поменять работу, то в торговле этот показатель существенно выше. Формы постановки работника в условия долговой кабалы широко известны у работодателей - владельцев торговых точек и магазинов, а "обмен опытом" хорошо налажен [Тюрюканова 2006: 66].

Еще одна отрасль - сельское и лесное хозяйство. Здесь трудятся официально 150 тыс., или 9% трудовых мигрантов. Реальная численность, работающих в сельском хозяйстве и заготовке леса приезжих, может достигать 300-350 тыс. человек. Основные регионы концентрации мигрантов в сельском и лесном хозяйстве - Карелия, Калмыкия, Новгородская, Волгоградская, Астраханская, Кировская, Омская, Амурская области, а также Красноярский и Хабаровский края. Рабочие-мигранты привлекаются для сельскохозяйственных работ в коллективные и частные хозяйства, выращивают и убирают сельскохозяйственную продукцию, заняты на лесозаготовках, сборе продуктов леса.

Для этой отрасли также характерны многочисленные случаи принудительного труда. Широко распространены принуждение к труду, невыплаты заработной платы, насилие, штрафы и прочие формы эксплуатации. Зачастую в сельской местности работодателям легче скрыть подобные факты из-за недоступности многих мест для проверок миграционной службы и правоохранительных органов.

Обрабатывающие производства - здесь работает официально 220 тыс., или 14% трудовых мигрантов. Реальная занятость может составлять 450-500 тыс. человек. На промышленных предприятиях распространена практика массового ввоза трудовых мигрантов путем "организованного набора".

В этом секторе применяются такие формы трудовой эксплуатации, как работа без официального контракта, сверхурочный труд, плохие условия труда и быта, невыплата заработной платы. Основные промышленные производства, эксплуатирующие мигрантов, размещаются в Цен тральной России, на Урале и в Сибири. Известны предприятия, на которых трудились несовершеннолетние граждане из стран Центральной Азии, причем условия их труда были в буквальном смысле рабскими.

В транспортной отрасли также активно используется труд мигрантов. По официальным данным, здесь имеют разрешение около 70 тыс. человек, а с учетом неофициальных мигрантов работают порядка 150-200 тыс. Во многих регионах России они также трудятся в качестве водителей маршрутных такси, городских автобусов, троллейбусов и т.п.

Наем иностранных работников в транспортную отрасль вызывает в последние годы в России много споров. С 1 января 2010 г. Правительство города Москвы запретило мигрантам работать водителями маршруток. Правда, новшество распространяется не на всех, а лишь на коммерческих перевозчиков. В госкомпаниях иностранцы по-прежнему работают официально. Столичные власти аргументируют свою позицию заботой о безопасности пассажиров.

Будучи губернатором Санкт-Петербурга, В. И. Матвиенко высказывалась за необходимость дополнительного обучения водителей-мигрантов, поскольку они не имеют достаточных навыков вождения в крупных городах с интенсивным движением. Одна-

стр. 14

ко запрет не остановил работодателей от использования труда приезжих. В этой отрасли распространены такие формы эксплуатации, как сверхурочный труд, система штрафов за невыполнение плана и аварийность, долговая кабала.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства остается одной из самых коррупционных в России. Здесь официально работают только 43 тыс. мигрантов. Однако с учетом реально занятых эта цифра составляет не менее 100-200 тыс. человек. Исследования показывают, что большинство трудовых мигрантов в этой отрасли просто не оформляются работодателями и получают заработную плату в два раза меньше, чем российские граждане.

Более того, в Москве и других крупных городах России выстроены такие схемы, по которым по ведомостям с заработной платой проходят российские граждане, а фактически трудятся граждане стран СНГ. Разница уходит в карманы владельцев фирм. Рабочие-мигранты не получают вовремя заработную плату, работают сверх установленных законодательством норм, живут в жутких условиях (в подвалах, на чердаках, мусорных шахтах).

Как свидетельствует исследование, проведенное в 2012 году, в домашних хозяйствах также существует проблема трудовой эксплуатации [Рязанцев и др. 2012: 15]. С 1 июля 2010 г. вступили в силу поправки в закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", которые ввели правовую основу для легализации мигрантов, работающих у частных лиц. Иностранцы, работающие по найму у физических лиц, должны покупать упоминавшийся выше специальный разрешительный документ - патент. Рассмотрим данный механизм подробнее.

Этот документ стал принципиально новым разрешительным документом для работы в Российской Федерации. Главная цель его введения - урегулирование правового статуса многочисленных иностранных трудящихся, которые работали у частных лиц, в домохозяйствах. На протяжении многих лет эта категория мигрантов оставалась "невидимой частью айсберга", находилась фактически на нелегальном положении в России.

Можно выделить несколько секторов "домашней" экономики, где активно используется труд мигрантов с патентами. Во-первых, это дачный сектор, массово представленный в Московской области, а также сектор " загородных домов " (особняков), который возник с ростом числа обеспеченных людей в Москве и ряде крупных городов России. Здесь большое число мигрантов трудоустроено, особенно в летний период, в качестве садовников, дворников, сторожей, подсобных рабочих.

Во-вторых, это сфера ремонтных и строительных работ. В Москве и других крупных городах России "ремонтно-строительный бум" 1990-2000-х годов сопровождался ростом количества трудящихся мигрантов.

В-третьих, это сфера домашнего обслуживания, включающая широкий спектр направлений трудовой деятельности, требующих особых навыков, подготовки, квалификации. Сюда следует отнести водителей, нянь, сиделок, медицинский персонал, гувернанток и пр.

Наконец, сектор, который нельзя отнести к "домашней" экономике, но и в нем работают мигранты с патентами. Многие трудятся водителями такси, рабочими на стройках, официантами и поварами в ресторанах и кафе, уборщиками и обслуживающим персоналом в офисах фирм. Это нарушение закона, поскольку нельзя работать с патентом в качестве частного предпринимателя или у юридического лица. Между тем многие мигранты идут на нарушение закона совершенно осознанно, поскольку разрешение на работу получить сложно. Некоторые, не понимая различий между патентом и разрешением на работу, искренне уверены, что могут работать с патентом у юридических лиц.

Система регулирования трудовой миграции в Российской Федерации пока крайне несовершенна, что позволяет активно вовлекать трудовых мигрантов в торговлю людьми и трудовую эксплуатацию недо-

стр. 15

бросовестным работодателям и преступникам. Можно выделить несколько ключевых проблем в регулировании трудовой миграции в России, непосредственно влияющих на широкое распространение эксплуатации трудовых мигрантов и рабского труда.

Во-первых, патенты и разрешения на работу для иностранных граждан существенно отличаются по доступности оформления (цена, время, усилия), что вынуждает многих трудовых мигрантов идти по пути наименьшего сопротивления и получать патент, а не разрешение на работу. Наше исследование показало, что в ситуации, когда разрешение на работу получить трудно, а патент - просто, мигранты из стран СНГ покупают последний документ не только потому, что они работают у частных лиц, а потому, что патент является более доступной альтернативой [Рязанцев и др. 2012: 78].

Во-вторых, система квот на получение разрешительных документов для работы иностранцев в России для мигрантов и работодателей непрозрачная и долгая, что порождает теневой рынок труда в этой сфере и торговлю квотами через посредников. Разрешение на работу остается для мигрантов недоступным и дорогим. Оно выдается территориальными структурами ФМС на основе квоты, которую утверждает ежегодно Правительство РФ, а затем Министерство труда и социального развития распределяет между регионами и профессиональными группами.

Система выдачи разрешений на работу непрозрачна. Даже те работодатели, которые заявили о желании нанять трудовых мигрантов заблаговременно, не имеют возможности это сделать. Виной всему - отсутствие системы закрепления квоты за конкретными работодателями. В этой ситуации по большому счету неважно, какая квота будет утверждена на следующий год. Все равно основные участники рынка труда (компании и трудовые мигранты) поставлены в условия, при которых вынуждены платить посредникам за возможность легализации.

Если официальная госпошлина за получение квоты составляет 2 тыс. рублей, то неофициальная цена достигает 25-30 тыс. рублей. Причем вынуждены платить как работодатели за получение разрешения на привлечение иностранного работника из визовых стран, так и трудовые мигранты из безвизовых стран, которые обращаются в ФМС непосредственно за получением разрешения на работу. Фактически в стране сложилась теневая система торговли квотами на иностранную рабочую силу.

В-третьих, система использования трудовых мигрантов в России сопряжена со значительной коррупцией на низовом уровне. Известны случаи, когда участковые милиционеры, отделения полиции, местные администрации "закрывали глаза" на случаи использования рабского труда и эксплуатации мигрантов на протяжении долгого времени.

Исследования выделяют несколько наиболее распространенных моделей коррупции. Во-первых, это подделка или незаконное изготовление (получение) документов, удостоверяющих личность, или миграционных документов через государственных чиновников стран выезда и въезда. Во-вторых, прямой сговор работодателей или других лиц, с местными правоохранительными органами: имелись даже случаи "возврата" жертв, обратившихся в полицию, прошлым "хозяевам".

В-третьих, продажа регистрации, миграционной карты, разрешения на работу, гражданства Российской Федерации. Москва и другие крупные города наводнены фирмами и людьми, которые рекламируют подобную деятельность. Очевидно, что столь масштабный "бизнес" не может существовать без поддержке правоохранительных органов или структур, ответственных за выдачу данных документов в обычном порядке.

В-четвертых, коррупция в сфере миграционного контроля приобрела массовый характер и разнообразные формы, часто превращающие ее в полноценный криминальный институт: например, известна "цена вопроса" при регистрации в полиции, уплате штрафа за отсутствие регистрации при проверке на улице, при "выкупе" паспорта, изъятого во время проверки даже при наличии необходимых документов. По дан-

стр. 16

ным МОТ, более 70% мигрантов в России платят штрафы за отсутствие регистрации или разрешения на работу неофициально, то есть дают взятки [Тюрюканова 2006: 69].

Исследования показывают, что факты трудовой эксплуатации и нарушения прав мигрантов в трудовой сфере широко распространены и среди российских работодателей. Остановимся на основных формах трудовой эксплуатации мигрантов в России.

Во-первых, отсутствие письменного контракта (трудового договора). В российской экономике широко практикуется устная договоренность при приеме на работу, которая выгодна большинству работодателей. Данная проблема в большей степени касается частного сектора, где труднее контролировать трудовые отношения. Очень часто трудовой договор подписывается, но не выдается на руки работнику, что также является нарушением его прав.

По данным исследования в жилищно-коммунальном секторе Москвы, подавляющая часть (более 93%) рабочих-мигрантов из Таджикистана и Кыргызстана подписывала контракты со своими работодателями. Только 7% не подписывали договора и работали по устной договоренности. Однако все наши попытки увидеть хотя бы один договор, заключенный между работодателем и работником, не увенчались успехом. Это означает, что договор, хотя и подписывается, но на руки, как правило, мигрантам не выдается. В результате в случае спорных ситуаций отстоять свои права приезжему сложно.

Это подтверждают эксперты из неправительственной организации Центр комплексной помощи трудовым мигрантам из Таджикистана. В отсутствие документального подтверждения отношений между иностранными гражданами и работодателями они сталкиваются со сложностями во время оказания правовой помощи. В этих случаях работодатели не платят налоги государству, а трудовые мигранты становятся нелегальными [Рязанцев 2010: 69].

Во-вторых, ненормированный рабочий день и объем выполняемых работ. Как правило, у мигрантов рабочий день превышает утвержденные российским законодательством 8 часов. Это становится прямым следствием отсутствия трудового договора в письменной форме и незнанием приезжими своих прав. Исследование в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы показало, что в половине случаев трудовые мигранты работают 9 часов в день, в 17% случаев - 10 часов, в 10% - 11 часов.

Рабочая неделя большинства трудовых мигрантов шестидневная - более 88% имеют только 1 выходной день. Около 10% работают вообще без выходных - 7 дней в неделю. Исследование показало, что более 57% трудовых мигрантов могут взять от 20 до 24 дней отпуска. Примерно третья часть затруднились с ответом на этот вопрос, поскольку их договорные отношения не предусматривают вообще наличие оплачиваемого отпуска.

Как свидетельствовали мигранты, работодателям невыгодно платить "отпускные", гораздо легче их уволить, когда им надо уехать домой, а потом принять снова. Таким образом, в своих правах на отпуск значительная часть рабочих оказывается ущемленной. Иногда эти обязанности выполняются по принуждению, а иногда мигранты поставлены в такие условия, что вынуждены работать сверх нормы, чтобы обеспечить свои минимальные потребности.

Например, в жилищно-коммунальном хозяйстве они берут на себя уборку 2-3 участков. Как свидетельствовали респонденты, они скорее привязаны к объему и качеству работы, чем ко времени. Можно убрать участок быстро, но существует постоянная система контроля качества. За недостаточное качество работник может быть оштрафован или даже уволен. Некоторые респонденты приводили примеры, что им определяли необходимый объем сбора мешков мусора или листьев. Если работник не собирал нужного числа мешков - его штрафовали. Поэтому они даже были вынуждены искать мусор не на своих участках для того, чтобы выполнить "план" [Рязанцев 2010: 69]. Аналогичная ситуация в сфере строительства, на промышленных предприятиях, где используется труд иностранных рабочих.

стр. 17

В-третьих, упоминавшиеся изъятие и удержание документов. В результате мигранты не могут покинуть своего работодателя и оказываются в ситуации зависимости, ограничивается свобода их передвижения. По сути, имеет место факт насильственного удержания человека против его воли, что позволяет работодателям запугивать работника и манипулировать им.

В-четвертых, гораздо меньший размер оплаты труда в сравнении с местными работниками. Как свидетельствуют исследования, подавляющая часть мигрантов уверены, что получают меньше, чем российские граждане на тех же должностях. При чем получение российского гражданства приезжими отнюдь не гарантирует им автоматическое повышение оплаты труда. Работодатели часто продолжают рассматривать их как мигрантов, выплачивая меньшую зарплату.

Речь идет о формировании устойчивых социальных стереотипов, в результате которых приезжих воспринимают исключительно как дешевые рабочие руки. Во многих секторах российской экономики сложилась система выплаты заработных плат в обход официальных документов. Как свидетельствовали эксперты, на предприятиях и в фирмах распространена система "двойных" ведомостей, одна - для работников, другая - для официальной отчетности.

В-пятых, невыплата или задержка заработной платы стала самым массовым нарушением прав мигрантов. Например, по данным Центра комплексной помощи трудовым мигрантам из Таджикистана, с января по май 2008 г. (в период экономического кризиса в России) к ним обратились работники с заявлениями о невыплате зарплаты в общем размере 3,2 млн. рублей и 40,6 тыс. долларов. Вмешательство правозащитников позволило вернуть около 70% этих денег.

Первую половину 2008 г. Центр работал по обращениям трудовых мигрантов, которые не получили заработную плату в 26 фирмах города Москвы и Московской области, а также у частных работодателей13. В 2007 г. в Восточном административном округе (ВАО) города Москвы 38 дворников отказались выходить на работу и устроили забастовку, когда им не выдавали зарплату несколько месяцев. С ними расплатились частично, заплатив по 3 тыс. рублей, но сразу же уволили14.

В-шестых, использование системы штрафов для наказания рабочих мигрантов. Одной из распространенных форм нарушения прав и эксплуатации трудовых мигрантов в России стала система штрафов, многие из которых носят неформальный характер. Около 25% респондентов платили штрафы работодателям за некачественно выполненную работу или опоздание. Такие санкции стали элементом системы нарушения прав мигрантов в России. Чаще всего штрафы носят необоснованный характер, унижают человеческое достоинство, формируют негативное отношение к представителям органов власти и работодателям со стороны приезжих.

В-седьмых, плохие жилищные условия остаются серьезной проблемой для рабочих-мигрантов, занятых в разных отраслях экономики. Около 40% из них живут там, где работают. В первую очередь, это касается строителей, сельскохозяйственных рабочих, работников в сфере ЖКХ. Это абсолютно не приспособленные для жизни помещения: стройки, гаражи, чердаки, подвалы, недостроенные или подлежащие сносу здания, мусорные шахты. Зачастую в них антисанитарные условия, нет воды, отопления, света, элементарных удобств. Здесь рабочие-мигранты готовят пищу, моются, спят. В таких условиях люди часто болеют. Многие мигранты по нескольку лет живут и работают в Москве, но при этом не выходят за пределы своего двора или района. Известен случай, когда, работая консьержкой и дворником, гражданка Таджикистана родила ребенка прямо в подвале15.

Подобные античеловеческие условия жизни мигрантов не только затрудняют их

13 Содержательный отчет Центра помощи трудовым мигрантам из Таджикистана за период с января по май 2008 года. М., 2008. С. 4.

14 Метлой по асфальту. Аргументы и факты. 2008. N 1-2. С. 23.

15 Там же.

стр. 18

интеграцию в российское общество, но и приводят к формированию "параллельных обществ", в которых не говорят на русском языке, а среди местного населения к мигрантам формируется отношение как к людям "второго сорта". Жуткие условия жизни и быта унижают человеческое достоинство и подрывают здоровье приезжих, формируют у них негативное отношение к местному населению и к России в целом. Подобная ситуация может быть чревата социальными конфликтами.

Таким образом, мигранты рассматриваются работодателями как очень дешевая рабочая сила, привлекательность которой связана с низкими запросами относительно условий труда и быта. Работодатели не заинтересованы повышать уровень оплаты труда и улучшать условия жизни до тех пор, пока будет возможность эксплуатировать дешевый труд.

Проведенное исследование показывает, что нарушение прав трудовых мигрантов в России носит практически повсеместный характер как по отраслям экономики, так и по регионам и городам. Практически всегда нарушение прав имеет несколько проявлений одновременно. Многие из них имеют явные признаки рабского труда и трудовой эксплуатации.

Пока Российская Федерация не имеет четкого обоснования регулирования трудовой миграции. Государство, скорее, регистрирует миграцию из-за рубежа, чем управляет ей. Система квотирования иностранной рабочей силы в России вызывает серьезные нарекания. Прежде всего потому, что нет четкого механизма оценки и методики определения реальной потребности в трудовых ресурсах, система выдачи разрешений непрозрачна и коррумпирована. Нередки ситуации, когда заявку подает один работодатель, а используется квота другим работодателем.

Аргументы, которые приводит в неформальных беседах большинство работодателей в пользу необходимости найма иностранцев, не всегда благородны. Иностранных работников выгодно нанимать потому, что они нелегалы. Они сильно зависимы от работодателя, на оплате их труда можно экономить, их легче держать в подчинении и запугивать отсутствием регистрации, разрешения на работу или невыплатой заработной платы.

Хотя очевидно, что если повышать зарплату в секторах, которые концентрируют в массовом количестве иностранных работников, то часть мест может быть занята местным населением. Некоторые работодатели считают, что лучше нанимать специалиста, у которого в городе есть обустроенное жилье, семья и дети. Но в этом случае надо повышать зарплату и соблюдать трудовое законодательство. К этому готовы не все, у многих велик соблазн существенно сэкономить на издержках на оплату труда. С одной стороны, подобное поведение характерно для большинства работодателей - начиная от обычных людей, которые нанимают иностранцев для ремонта квартиры или уборки дачи, заканчивая руководителями крупных предприятий. С другой - из-за демпинга цены на труд часть местных работников не хотят искать работу в этой отрасли, а работодатели теряют интерес к их найму. Фактически можно говорить о формировании сегмента принудительного труда в некоторых отраслях российской экономики.

В направлении противодействия торговле людьми и использованию рабского труда в Российской Федерации необходимо реализовать комплекс мер.

Во-первых, учитывая масштаб данной проблемы в современной России, необходимо создать координирующий орган власти (агентство, ведомство), который может вести целенаправленную работу по противодействию торговле людьми и использованию рабского труда иностранных и российских граждан, а также осуществлять взаимодействие между другими государственными структурами и неправительственными организациями, вести мониторинг ситуации, оценивать эффективность принимаемых мер.

Во-вторых, необходимо разработать и принять государственную стратегию по

стр. 19

противодействию торговли людьми в Российской Федерации, которая должна включать концептуальные идеи предотвращения и пресечения торговли людьми, оказания помощи и реабилитации жертвам торговли людьми, а также разработать национальный план действий по предотвращению торговли людьми в Российской Федерации с включением мероприятий всех министерств и ведомств, задействованных в данных вопросах (Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Генеральная прокуратура, Следственный комитет, Федеральная миграционная служба, Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения), а также неправительственных организаций и других институтов гражданского общества. Национальный план должен включать систему целенаправленных мер по профилактике, предотвращению, пресечению преступлений в сфере торговли людьми и использования рабского труда, выявлению и защите жертв и свидетелей преступлений, схемы взаимодействия государственных структур и неправительственных организаций.

В-третьих, в законодательство необходимо внести ряд изменений. В частности, нужно принять федеральные законы "О противодействии торговли людьми и использованию рабского труда в Российской Федерации" и "Об оказании помощи российским гражданам-жертвам торговли людьми, трудовой и сексуальной эксплуатации за рубежом". В УК РФ необходимо включить меру наказания в виде конфискации имущества организаторам торговли людьми, что сможет подорвать экономический базис данного явления. Требуется внести изменения в Федеральный закон "О социальной защите населения" в части обеспечения гарантий минимальной необходимой социальной помощи жертвам торговли людьми, трудовой и сексуальной эксплуатации. Нужно внести дополнения в законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании населения в части определения порядка, по которому жертвы торговли людьми, трудовой и сексуальной эксплуатации могут приниматься в кризисных центрах, приютах и других учреждениях временного пребывания.

В-четвертых, создать в российских регионах сеть государственных специализированных центров оказания помощи жертвам торговли людьми, трудовой и сексуальной эксплуатации по оказанию экстренной юридической, психологической и медицинской помощи жертвам трэффика. Выделить средства грантовой поддержки для неправительственных организаций, работающих по проблемам противодействия и оказания помощи жертвам торговли людьми, трудовой и сексуальной эксплуатации.

В-пятых, привлечь частный бизнес и крупные компании к решению проблем и поддержке действий в области противодействия торговли людьми и использованию рабского труда.

В-шестых, провести национальную кампанию по информированию населения России о проблемах торговли людьми, использованию рабского труда, формам и методам рекрутинга в трафик, используя средства массовой информации, наглядную рекламу, учебно-образовательные программы. Формами донесения информации до населения могут быть буклеты, памятки, плакаты, стенды, фильмы, рекламные ролики, радиопередачи, уроки, лекции, семинары.

В-седьмых, продолжать и углублять практику подготовки и публикации ежегодных государственных отчетов о выполнении норм Конвенции и Протокола против торговли людьми в Российской Федерации, включающих все аспекты борьбы с торговлей людьми (превентивные меры, наказание, помощь и защита жертв); организовать единую национальную информационно-справочную систему, которая будет аккумулировать информацию в масштабах Российской Федерации и за рубежом по фактам торговли людьми и использованию рабского труда. В систему должна иметь возможность обратиться любая организация, получившая сигнал о преступлении или обращении жертвы торговли людьми, трудовой и сексуальной эксплуатации.

стр. 20

Список литературы

Громов С. В. Уголовно-правовая характеристика торговли людьми и использования рабского труда // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2006.

Джордан Э. Аннотированное руководство к протоколу ООН против торговли людьми. М.: Центр помощи пережившим сексуальное насилие "Сестры". М., 2005. 77 с.

Доклад Егоровой Е. Ю. (заместитель директора ФМС России) на международном симпозиуме "Миграционные мосты в Евразии" в Институте социально-политических исследований Российской академии наук (7 ноября 2012 г., Москва).

Доклад Оводкова Д. А. (начальник 26 отдела Главного управления Уголовного розыска МВД России) // Материалы международного круглого стола "Совершенствование сотрудничества между компетентными органами международных универсальных организаций в борьбе с торговлей людьми" (23-24 мая 2012, Москва). М.: ООО "Верди". 2012. С. 65-70.

Загорский Г. И., Кауфман М. А., Моисеева Т. Ф., Радутная Н. В. Судебное разбирательство уголовных дел о торговле людьми. М.: Юридическая литература. 2009. 240 с.

Рязанцев С. В., Горшкова И. Д., Акрамов Ш. Ю., Акрамов Ф. Ш. Практика использование патентов на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами - трудящимися мигрантами в Российской Федерации (результаты исследования). М., Международная организация по миграции. 2012. 93 с.

Рязанцев С. В. Работники из стран Центральной Азии в жилищно-коммунальном секторе Москвы (рабочий доклад). Рабочий доклад, МОТ: Субрегиональное бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М.: МОТ. 2010. [Электронный ресурс]. URL: www.ilo.org/public/russian/region/ eurpro/moscow/projects/migration.htm (дата обращения: 01.06.2013)

Торговля людьми и легализация преступных доходов. Вопросы противодействия: научно-практическое пособие / Под ред. О. П. Левченко. М.: Изд-во "ЮНИТИ-ДАНА". 2009. 271 с.

Тюрюканова Е. В. Торговля людьми в Российской Федерации: Обзор и анализ текущей ситуации по проблеме. М.: Фонд "Институт экономики города". 2006. 160 с.

Measuring misery: Counting forced labour // World of Work. August. 2005. N 54. C. 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: