References. Bouwen P. (2002). Corporate Lobbying in the European Union: The Logic of Access

Bouwen P. (2002). Corporate Lobbying in the European Union: The Logic of Access. Journal of European Public Policy. N 9 (3): 365-390.

Bouwen P. (2004). The Logic of Access to the European Parliament: Business Lobbying in the Committee on Economic and Monetary Affairs. Journal of Common Market studies. Vol. 42. N 3: 473-495.

Broscheid A., Coen D. (2007). Lobbying Activity and Fora Creation in the EU: Empirically Exploring the Nature of the Policy Good. Journal of European Public Policy. Vol. 14. N 3: 346-365.

Cameron E. (2002). Lobbying Experiences Made by Experts of Local and Regional Level. LOGON Report. P. 102.

Christiansen Th. (2005). The European Commission: the European Executive Between Continuity and Change. In: Richardson J. (ed.) European Union: Power and Policy Making. Routledge. 408 p.

Clive S.T. (1993). First World Interest Groups. A Comparative Perspective. Westport: Greenwood Press. 269 p.

Coen D. (2007). Empirical and Theoretical Studies in EU Lobbying. Journal of European Public Policy. Vol. 14 (3): 333-345.

Coen D., Richardson J. (2009). Lobbying the European Union, Institutions, Actors and Policy. Oxford University Press. 390 p.

Directorate-General Internal Policies. (2007). Lobbying in the European Union. Briefing paper. 16 p.

Easton D. A. (1965). Systems Analysis of Political Life. New York: Whiley. 507 p.

стр. 79

Eising R. (2007). The Access of Business Interests to EU Political Institutions: Towards Elite Pluralism? Journal of European Public Policy. N 14 (3): 384-403.

Greenwood J. (2003). Interest Representation in the European Union. Palgrave McMillan. 310 p.

Hauser H. (2011). European Union Lobbying Post-Lisbon: An Economic Analysis. Berkeley Journal of International Law. Vol. 29 (2): 680-709.

Hayes-Renshaw F. (2009). Least Accessible but Not Inaccessible: Lobbying the Council and the European Council. In: Coen D. and Richardson J. (eds.) Lobbying the European Union: Institutions, Issues and Actors. Oxford University Press: 70-88.

Katzenstein P. (1985). Small States in World Markets: industrial policy in Europe. Ithaca: Cornell University Press. 268 p.

Levi D.A. (2009). Sovremennoe lobbirovanie v Evropeiskom Soyuze: v poiskakh obshchikh tsennostei i tochek soprikosnoveniya [Modern Lobbying In The European Union: In Search Of Common Values And Common Ground]. Sant-Petersburg: Sezam. 187 p.

Mahoney C. (2004). The Power of Institutions: State and Interest Group Activity in the European Union. European Union Politics. Vol. 5. N 4: 441-466.

Mazey S., Richardson J. (1993). Lobbying in the European Community. Oxford: Oxford University Press. 263 p.

Richardson J. (2001). Policy Making in the EU: Interests, Ideas and Garbage Cans of Primeval Soup. In: Richardson J. (ed.) European Union Power and Policy Making. London: Palgrave:. P. 3-24.

Risse-Kappan Th. (1995). Bringing Transnational Relations Back In: Non-State Actors, Domestic Structures And International Institutions. Cambridge University Press. 323 p.

Schmitter Ph. C. (1984). Neo-corporativism and the State. In: Wyn Grant (ed.) The Political Economy of Corporatism. European University Press: 32-62.

Strezhneva M.V. (2011). Transformatsiya evropeiskogo gosudarstva v usloviyakh globalizatsii [Transformation Of The European State In The Context Of Globalization]. In: Strezhneva M.V. (ed.) Transnatsional'nye politicheskie prostranstva: yavlenie i praktika [Transnational Political Space: New Realities of International Development]. Moscow.: Ves' Mir. 376 p.

Truman D.B. (1993). The Governmental Process, Political Interest and Public Opinion. Institute of California: Berkley. 334 p.

Van Schendelen R. (2002). Machiavelli in Brussels: the Art of Lobbying the EU. Amsterdam: Amsterdam University Press. 344 p.

стр. 80

   
Заглавие статьи КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ПЕКИНА И МАЛЫХ СТРАН АСЕАН В ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ
Автор(ы) МИХАИЛ ГАРРИ
Источник Международные процессы, № 1, 2015, C. 81-88
Рубрика
  • ФИКСИРУЕМ ТЕНДЕНЦИЮ
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 30.1 Kbytes
Количество слов  
   

КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ПЕКИНА И МАЛЫХ СТРАН АСЕАН В ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ

Автор: МИХАИЛ ГАРРИ

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Резюме

В Юго-Восточной Азии находятся не только самые быстрорастущие экономики мира, но и очаг одного из наиболее трудно разрешимых и давно тлеющих территориальных конфликтов. Противоречия вокруг Парасельских островов и архипелага Спратли остаются источником напряженности между странами региона. В то же время территориальные претензии на богатые природными ресурсами районы Южно-Китайского моря составляют лишь частный аспект более крупной проблемы. Подлинные причины противоречий гораздо глубже. Они укоренены в геостратегических потребностях государств, которые видят в обеспечении территориальных интересов в Южно-Китайском море долгосрочные гарантии собственной безопасности. Амбиции Пекина, стремящегося навязать субрегиону свою гегемонию, вызывают опасения со стороны как малых государств-сторон конфликта, так и мировых держав. Попытки отдельных стран вывести конфликт в переговорную "плоскость" значимых успехов не имели. Между тем имеет место разделяемое всеми игроками понимание того, что эскалация напряженности не будет способствовать выходу из сложившейся ситуации. В таких условиях малые страны стремятся к интернационализации конфликта и переводу его в русло международного права, в то время как Китай настойчиво стремится к сохранению вопроса в региональных рамках и делает ставку на реальное соотношение сил.

Статья посвящена анализу территориальных споров в Южно-Китайском море, в которых участвуют Китай, Вьетнам, Тайвань, Филиппины, Малайзия и Бруней, а также перспективам их эволюции. Приоритетное внимание уделяется оценке целей и стратегий сторон конфликта. Показано, что по причине несовпадения долгосрочных целей противоборствующих сторон у них практически отсутствуют области интересов - общих или параллельных, по которым было бы возможно достижение компромисса путем переговоров. Кроме того анализ стратегий сторон свидетельствует о большой зависимости перспектив разрешения конфликта от позиции международного сообщества.

Ключевые слова: территориальные противоречия; Южно-Китайское море; Парасельские острова; острова Спратли; международные отношения; международное право; системный подход.

Юго-Восточная Азия (ЮВА) - один из наиболее динамично развивающихся регионов мира. В 2005 г. аналитик банка "Голдман Сакс" Джим О'Нил, автор знаменитого акронима "БРИК", выделил группу стран, которую обозначил как "следующие одиннадцать" ("Next Eleven"). По его мнению, именно эти экономики обладают возможностями превращения в ведущие локомотивы мирового хозяйства в XXI столетии [How solid... 2005: 7]. Три страны из списка расположены в Юго-Восточной Азии - Индонезия, Филиппины и Вьетнам.

Примечательно, что у последних двух "многообещающих" стран сохраняются политические противоречия в отношениях с нынешним центром мирового экономического роста - Китайской Народной

Для связи с автором / Corresponding author: Email: mikhailgarri55@gmail.com

стр. 81

Республикой (КНР). Более того, в последнее время они имеют тенденцию к обострению, приводя к эпизодическим вооруженным столкновениям. Заметным событием 2014 г. стали майские массовые антикитайские погромы во Вьетнаме, в результате которых были разрушены предприятия и погибло несколько человек. Причиной углубления недоверия в отношениях КНР с некоторыми из его соседей служат территориальные споры в Южно-Китайском море. В силу растущего значения восточноазиатского региона в последние годы они стали одной из наиболее обсуждаемых тем как в российском, так и в мировом экспертном дискурсе и расцениваются в качестве одного из факторов возможной дестабилизации региональной обстановки, могущей иметь разрушительные последствия для мировой экономики и политики.

Территориальные споры в Южно-Китайском море связаны с размежеванием архипелагов Парасельских островов (являющийся объектом притязаний КНР, Вьетнама, Тайваня) и Спратли (на которые претендуют КНР, Вьетнам, Тайвань, Филиппины, Малайзия, Бруней). Отдельные участки суши в этом обширном ареале были в разное время захвачены вооруженными силами прилегающих государств. Впрочем, претензии сторон выходят далеко за пределы ныне занимаемых ими территорий и базируются на двух аргументах: исторической принадлежности и праве на исключительную экономическую зону в 200 морских миль, предусмотренную Конвенцией ООН по морскому праву (подписана всеми странами региона).

Наибольшую обеспокоенность стран региона вызывают претензии Пекина, который, ссылаясь на исторические права, объявил свою безоговорочную юрисдикцию по существу над всей акваторией Южно-Китайского моря [Nong 2012]. Учитывая размеры и мощь КНР в сравнении с другими претендентами на острова, в последнее время отмечался отход на второй план взаимных претензий малых государств и их консолидация на антикитайской основе с демонстрацией взаимной поддержки 1. Не будет ошибкой в этой связи рассматривать территориальную проблему в Южно-Китайском море как противостояние двух сторон: Китая и неформальной коалиции ряда государств ЮВА.

С момента возникновения спора имели место многочисленные заявления внешнеполитических ведомств участвующих государств, официальные протесты, общественные кампании населения, целью которых было подтверждение решимости отстаивать свою позицию. Тем не менее, несмотря на вовлечение общественного мнения, до недавнего времени в регионе сохранялась относительная стабильность.

В последние годы, однако, Китай перешел от формального декларирования своих прав к реальным действиям, прежде всего к разработке нефтегазовых месторождений на шельфе спорных островов2, что способствовало эскалации напряженности. Развитие событий свидетельствует о постепенном переходе конфликта из "тлеющей" в активную фазу. В этих условиях в августе 2014 г. лидер КНР Си Цзинпин неожиданно выступил за нормализацию отношений с Вьетнамом3, вероятно стремясь надломить антикитайскую платформу малых государств ЮВА. Подобный курс был поддержан и вьетнамской стороной. Вместе с тем остаются сомнения относительно реалистичности достижения долгосрочной нормализации отношений Китая с его юго-

1 In Face-Offs with China, Vietnam, Philippines Grow Closer. The Diplomat [Электронный ресурс] 22.05.2014. URL: https://thediplomat.com/2014/05/in-face-offs-with-china-vietnam-philippines-grow-closer (дата обращения: 27.09.2014).

2 Китай запустил бурение скважин в Южно-Китайском море. Информационный отраслевой портал Mortrans.ru [Электронный ресурс] 30.05.2014 г. URL: https://mortrans.info/analytics/kitaj-zapustil-burenie-skvazhin-v-yuzhno-kitajskom-more (дата обращения: 27.09.2014).

3 Политика: Китай-Вьетнам-Отношения-Улучшение. Euronews [Электронный ресурс]. 27.08.2014. URL: https://ru.euronews.com/newswires/2660544-newswire (дата обращения: 27.09.2014).

стр. 82

восточными оппонентами и мирных перспектив разрешения ситуации по поводу спорных островов.

Прогнозирование вероятного вектора развития региональной обстановки требует понимания целей сторон конфликта. Чаще всего существующие противоречия объясняются конкуренцией за доступ к природным богатствам Южно-Китайского моря, включая нефть и природный газ. Однако это лишь один из аспектов соперничества. С учетом высокого уровня взаимосвязанности, характерной для современного мира, для правильной оценки целей сторон необходимо учитывать черты и тенденции международной среды, в частности особенности изменений в структуре мирового порядка. Современный мир "переживает беспрецедентный по историческим меркам переходный период, который сопровождается перелицовкой геополитического ландшафта, формированием новой расстановки сил"4. Эта "перелицовка" выражается главным образом в вооруженных конфликтах в различных частях планеты, прежде всего на Ближнем и Среднем Востоке, на Украине, в Закавказье. При этом прослеживается все большая степень влияния общемировых процессов на степень удовлетворенности интересов основного конкурента США за лидерство в современном мире - Китая. В частности, Ближний Восток остается основным поставщиком энергоресурсов в Восточную Азию, и дестабилизация обстановки в этом регионе создает для Пекина значительные риски.

Одновременно периодические вспышки внутриполитической конфликтности на территориях Украины и государств Закавказья негативно сказываются на внешнеполитических позициях соседа и основного союзника Китая в международных делах - Российской Федерации, ослабление которой в среднесрочной перспективе КНР невыгодно. Не случайны в этой связи оценки хорошо информированных экспертов, согласно которым стратегической целью Запада при дестабилизации ситуации на Украине и введении экономических санкций против Москвы может быть не только и не столько ослабление самой России, сколько ее восточного соседа. Так, по словам бывшего главы израильской спецслужбы "Натив" Якова Кедми, "...сейчас это продолжение той же самой политики (нацеленной на ослабление России. - М. Г.), особенно в условиях укрепления отношений между Россией и Китаем и обострения противоречий между Соединенными Штатами и Китаем. И поэтому для того, чтобы ослабить Китай в противостоянии с Соединенными Штатами, Вашингтон концентрируются, по их мнению, на наиболее слабом звене - России. Это примерно напоминает концентрацию усилий на Сирии, чтобы ослабить Иран"5.

На фоне деструктивных последствий западной политики в других регионах мира Пекин, видимо, озабочен потенциальной дестабилизацией вблизи своих границ. Вот почему основной целью юго-восточного направления китайской стратегии становится не столько единоличное обладание энергоресурсами Южно-Китайского моря, сколько обеспечение политической и экономической безопасности, необходимой для долгосрочного стабильного развития. Решение этой задачи КНР видит в вытеснении американского влияния из региона и достижении в нем собственного геостратегического доминирования на основе регионального преобладания и даже первенствования в ресурсном потенциале6.

4 Мир переживает беспрецедентный переходный период. Ежедневная электронная газета Утро [Электронный ресурс] 23.01.2013. URL: https://www.utro.ru/articles/2013/01/23/1096733.shtml (дата обращения: 27.09.2014).

5 Яков Кедми: Реальная власть в Украине принадлежит бандитам. ItonTV1 [Электронный ресурс]. 29.06.2009. URL: https://www.youtube.com/watch?v=KH0bmolEFLA (дата обращения: 27.09.2014).

6 Подробнее о различиях между терминами: лидерство, гегемония, доминирование, преобладание и первенствование - см. [Мегатренды 2013; 19-35].

стр. 83

Ресурсный вопрос при этом, естественно, инструментален и выступает составным элементом достижения стратегической цели более высокого порядка.

Вероятно, с этим связано официальное требование Пекина о "безоговорочном суверенитете" Китая не только над островными архипелагами, но и над всем Южно-Китайским морем7. Контроль над этой акваторией может стать для Поднебесной долгосрочной гарантией его позиций на юго-восточном направлении. Чем дальше будет простираться влияние КНР от ее границ, тем менее она будет подвержена воздействию извне и, соответственно, тем устойчивее окажется ее положение.

В то же время очевидно, что Китаю необходимо как-то обосновывать свои претензии на пространства, находящиеся более чем в 1000 км от его национальной территории поскольку обладание ими обеспечит Китаю заявку на стратегические позиции вдали от государственных границ вплоть до стратегического Малаккского пролива [Противоборство... 2012: 103].

Несмотря на огромное значение ресурсной базы Южно-Китайского моря для государств - оппонентов Китая в территориальном вопросе, их основные цели также лежат в плоскости долгосрочной стабильности и безопасности и не сводимы к проблеме доступа к ресурсам, какими бы обширными они ни виделись. Стратегическая значимость этой акватории для всех них связана с обеспечением свободы навигации, доставки энергоресурсов, перемещения товаров, рыболовства. Для Вьетнама, побережье которого полностью обращено к Южно-Китайскому морю, это к тому же и вопрос обеспечения собственной обороноспособности.

В целом, с точки зрения малых стран региона, последствия стремления КНР доминировать в Южно-Китайском море просматриваются достаточно отчетливо. Помимо нефтегазовых споров их заметное раздражение вызвала ситуация с публикацией Пекином нового регламента, в соответствии с которым иностранные суда обязаны получать одобрение китайских властей в случае ловли рыбы в спорной акватории8. По-видимому, в случае дальнейшего усиления его позиций в Южно-Китайском море действия Пекина в отношении соседей будут становиться более жесткими. В этой связи их первостепенной задачей становится сохранение нейтрального статуса этого пространства.

Недоверие малых стран к Китаю представляется вполне понятным, как и справедливое стремление получить устойчивые гарантии учета их интересов в будущем. Последнее может обеспечить только закрепленное юридически международное признание их прав. Именно поэтому для малых стран вопрос официального согласия КНР с их суверенитетом над частью спорных остров стоит так остро. Помимо получения доли ресурсов, признание гарантировало бы сохранение позиций этих государств в Южно-Китайском море.

Вышеизложенные цели имеют стратегическую значимость как для Китая, так и для его оппонентов, поскольку на карту поставлены вопросы долгосрочного стабильного развития и безопасности. Однако в силу их антагонистичности очевидной становится невозможность взаимовыгодной реализации обеими сторонами спора поставленных задач. Неудивительно, что за годы существования проблемы поиск компромиссного решения путем переговорного процесса так и не принес ощутимых результатов [Канаев 2008: 320]. На этом фоне в действиях участвующих сторон в последнее время яснее прослеживаются попытки достижения целей по-

7 China Tells U.S. to Stay Out of Dispute Over South China Sea's Sovereignty. Bloomberg [Электронный ресурс] 21.09.2010. URL: https://www.bloomberg.com/news/2010-09-21/china-tells-u-s-to-stay-out-of-dispute-over-sout h-china-sea-s-sovereignty.html (дата обращения: 27.09.2014).

8 China to Foreign Fishing Boats: ‘Get Out' of South China Sea. The Diplomat [Электронный ресурс]. 7.03.2014. URL: https://thediplomat.com/2014/03/china-to-foreign-fishing-boats-get-out-of-south-china-sea (дата обращения: 27.09.2014).

стр. 84

средством односторонних стратегий, предусматривающих уклонение от прямой конфронтации.

Как Китай, так и малые страны выстраивают стратегии исходя из имеющихся у них сравнительных преимуществ. Наиболее сильным аргументом в активе оппонентов КНР оказывается международное морское право. В отличие от притязаний Пекина, основанных на "исторических прецедентах", в отношении которых отсутствует разработанная нормативная база, позиция части малых стран (Филиппины, Малайзия, Бруней), претендующих на острова на основе географической близости и права на "исключительную экономическую зону", выглядит более обоснованной.

Наиболее активную линию по переводу спора в юридическую плоскость проводят Филиппины. 22 января 2013 г. они направили официальную ноту китайской стороне и исковое заявление в Постоянную палату третейского суда в Гааге9. 30 марта 2014 г., в соответствии с установленным регламентом, Филиппины предоставили доказательства своей позиции в документе на 4000 страниц10. Это означает, что арбитраж, несмотря на заявления Китая о его нелегитимности и отказе принимать в нем участие11, имеет шансы состояться, и Манила надеется его выиграть.

Филиппины вряд ли всерьез рассчитывают на то, что конфликт будет на этом разрешен. Китай не признает результаты арбитража. Кроме того, международный орган не обладает реальными механизмами приведения решений в действие, то есть де-факто решение третейского суда будет носить рекомендательный характер. Вместе с тем юридическое заключение дало бы Филиппинам возможность обеспечить интернационализацию вопроса. В этой ситуации стратегия Манилы, по-видимому, заключается в создании правовой основы для более активного подключения международного сообщества к решению территориального спора.

Другой активный оппонент Китая - Вьетнам - также делает ставку на интернационализацию конфликта. Несмотря на то что его притязания не имеют такой же твердой правовой почвы, как у Манилы (его претензии, за исключением части Парасельских островов, базируются на исторической принадлежности), Ханой обладает другим значимым преимуществом - географическим положением. Территория Вьетнама является пограничной, отделяя материковую и островную части Юго-Восточной Азии. С начала "холодной войны" эта граница оставалась элементом стратегического сдерживания влияния сначала СССР, а теперь и Китая [Колотов 2008: 42]. Вьетнам старается развивать отношения с более сильными партнерами, опираясь на свою геополитическую значимость.

При этом Ханой активно задействует экономические проекты для укрепления политических связей с внерегиональными партнерами. В настоящее время по приглашению Вьетнама на континентальном шельфе ведут работы российские компании "Зарубежнефть" и "Газпром", индийская ONGC Limited 12. Активно развиваются его отношения с Японией и даже с США [Гарри 2013: 201]. Все эти контакты преследуют задачу сделать названные государства

9 Arbitration between the Republic of the Philippines and the People's Republic of China. Press release. Permanent Court of Arbitration [Электронный ресурс]. 03.06.2014. URL: https://www.pca-cpa.org/showfile.asp?fil_id=2638 (дата обращения: 27.09.2014).

10 Ibid.

11 Philippines News - China rejects arbitration over South China Sea. Visayan Business Post [Электронный ресурс]. 27.09.2014. URL: https://visayanbizpost.com/philippines-news-china-rejects-arbitration-over-south-china-sea-p2 42-1.htm (дата обращения: 27.09.2014).

12 Vietnam, India to Expand Oil Exploration in Contested South China Sea. The Wall Street Journal [Электронный ресурс]. 15.09.2014. URL: https://online.wsj.com/articles/vietnam-india-to-expand-oil-exploration-in-contested-south-chi na-sea-1410777168 (дата обращения: 27.09.2014).

стр. 85

заинтересованными сторонами на случай обострения противоречий с Пекином.

Китай в отношениях со своими соседями придерживается зеркальной стратегии. В то время как малые страны пытаются интернационализировать вопрос, КНР предлагает вернуться к формату переговоров в составе непосредственно вовлеченных сторон13 и настойчиво бойкотирует попытки некоторых малых стран решить вопрос посредством международных юридических механизмов. Озабоченность соседей вызывает то обстоятельство, что военный бюджет Китая уже превысил планку в 100 млрд. долл. США14, а его экономика продолжает расти. Со своей стороны Китай, полагая, что время - на его стороне, своей основной стратегией избрал затягивание вопроса до тех пор, пока соотношение сил не достигнет такого уровня, когда претензии его оппонентов станут совершенно нереалистичными.

* * *

Анализ проблемы принадлежности островов Южно-Китайского моря показывает, что у противоборствующих сторон практически отсутствуют точки соприкосновения, на основе которых можно было бы разрешить проблему путем переговоров. В этой связи преодоление существующих конфликтов не представляется реалистичным в обозримой перспективе.

Скорее, речь может идти о временной нормализации, поскольку все стороны понимают, что в случае чрезмерного давления одной из них велик риск развития противоречий по неконтролируемому конфронтационному сценарию, не исключающему прямого военного столкновения. Решение спора силовым путем представляется крайне нежелательным ввиду рисков долгосрочной дестабилизации всего региона, что противоречит основной цели всех участвующих в споре государств - обеспечению условий для стабильного экономического развития и роста благосостояния.

Стратегия малых стран на интернационализацию конфликта весьма логична и при условии вынесения международным арбитражем заключений в пользу этих государств имеет шансы изменить статус-кво. Вместе с тем она окажется успешной лишь при всецелой поддержке их позиции крупными внешними игроками. Вот почему, как представляется, перспективы развития ситуации зависят не столько от нормативной аргументации и соотношения сил участников спора, сколько от того, какую позицию в отношении территориального спора в Южно-Китайском море займет международное сообщество, прежде всего сильнейшие тихоокеанские державы и Индия.

В случае консолидированного осуждения претензий Китая (вплоть до введения экономических и политических санкций) ситуация, возможно, изменится в пользу малых стран. В то же время нельзя исключать самоустранения мирового сообщества от этой проблемы, которое приведет к тому, что они останутся один на один с КНР. В случае реализации этого сценария со временем Китаю удастся добиться своих стратегических целей и укрепить контроль над значимой для него акваторией.

С учетом отсутствия вовлеченности прямых интересов Запада и других центров силы, экономической и политической мощи современного Китая, сложности выработки единой позиции на глобальном уровне, а также примеров периодического нарушения международного права наиболее влиятельными членами международного сообщества - перспектива консолидированной и открытой поддержки малых стран другими мировыми игроками не просматривается. Более вероятным сценарием представляется осуждение притяза-

13 Philippines News - China rejects arbitration over South China Sea. Visayan Business Post [Электронный ресурс]. 27.09.2014. URL: https://visayanbizpost.com/philippines-news-china-rejects-arbitration-over-south-china-sea-p2 42-1.htm (дата обращения: 27.09.2014).

14 Trends in world military expenditure, 2013. SIPRI Fact Sheet [Электронный ресурс]. Апрель 2014 г. URL: https://books.sipri.org/files/FS/SIPRIFS1404.pdf (дата обращения: 27.09.2014).

стр. 86

ний Китая только со стороны США и наиболее подверженных их влиянию стран в Европе и Азии при нейтральной позиции остальных ведущих мировых держав. Долго срочная перспектива развития ситуации будет зависеть от степени и направленности подвижек в отношении международного сообщества к рассматриваемой проблеме, которые, в свою очередь, будут определяться глобальными геополитическими, международно-правовыми и макроэкономическими тенденциями.

Список литературы

Гарри М. И. Геополитическое значение Вьетнама в дальневосточной Большой игре и геополитические подходы великих держав к современному вьетнамскому вопросу // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук. N 2 (10). 2013. С. 196-206.

Канаев Е. А. Безопасность на основе сотрудничества в Восточной Азии и конфликт из-за островов Южно-Китайского моря. Дисс.д.истор.н. М. 2008. 430 с.

Колотов В. Н. 2008. Фактор Вьетнама в системе безопасности Большой Восточной Азии. - Международная конференция Востоковедение и Африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России и Европы. Актуальные проблемы и перспективы. СПб. С. 233-256.

Противоборство Китая и США в Азии: выводы для России. Круглый стол. // Индекс безопасности N 2 (101). 2012. С. 96-116.

Мегатренды: Основные траектории эволюции мирового порядка в XXI веке / Под. ред. Шаклеиной Т. А., Байкова А. А. М.: Аспект Пресс, 2013.

How Solid are the BRICs? (ed. J. O'Neill, D. Wilson, R. Purushothaman, A. Stupnytska). Goldman Sachs Economic Research. Global Economics Paper No: 134. 2005. 23 p. URL: https://www.goldmansachs.com/our-thinking/archive/archive-pdfs/how-solid.pdf (дата обращения: 27.09.2014).

Nong H. (2012). Interpreting the U-shape Line in the South China Sea. URL: https://www.chinausfocus.com/peace-security/interpreting-the-u-shape-line-in-the-south-china -sea (дата обращения 27.09.2014).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: