Методы оценки персонала

Название метода Краткое описание метода
Биографический метод Оценка работника по биографическим данным
Оценка достигнутых результатов Оцениваются результаты работы по трём критериям: количество, качество, своевременность.
Интервьюирование (собеседование) Беседа с работником в режиме «вопрос – ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о человеке.
Анкетирование (самооценка) Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа.
Наблюдение Наблюдение за оцениваемым работником методом моментных наблюдений и фотографии рабочего дня.
Тестирование психологическое Определение индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности работника.
Тестирование профессиональное Оценка навыков, умений работника, его физических кондиций.
Экзамен Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий предварительную подготовку по определенной дисциплине.
Ситуационные сценарии Передача работнику конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по её разрешению.
Деловая игра Разыгрывание ситуаций по заранее разработанному сценарию, имитирующей производственные условия и требующему принятия решений на основе имеющейся информации.
3600 аттестация Всесторонняя оценка аттестуемого: сотрудник оценивается непосредственным руководителем, коллегами и подчинёнными.
Управление по целям Основан на постановке перед исполнителем целей, которые должны быть достигнуты за определённый период времени (месяц, квартал, год). Чаще всего этот метод применяется для оценки работы специалистов и руководителей.
Метод шкалирования Строится шкала от минимального до максимального значения (например, от 1 до 10) с определённым интервалом с помощью которой оценивают знания, навыки, умения…
Сравнительный метод Распределение работников в группе в границах заданных интервалов, которые характеризуют, например, заслуги работников или их вклад в результаты деятельности организации (подразделения).
Центр оценки потенциала Используется преимущественно для оценки руководителей среднего звена управления, обладающих потенциалом дальнейшего роста.

Центры оценки потенциала - метод, который используется преимущественно для оценки руководителей среднего звена управления, обладающих потенциалом профессионального роста.

Основные процедуры:

· Выполнение управленческих действий.

· Обсуждение проблем в малых группах.

· Принятие решений.

· Разработка и представление проекта.

· Подготовка делового письма.

· Психологическое тестирование.

Вариант оценочного листа менеджера приведен на рис. 8.2

Рисунок 8.2 Пример оценочного листа менеджера

При использовании любых методов оценки и независимо от того, насколько хорошо определены критерии, используемые при оценке работы персонала, на решение оценивающего лица могут оказывать влияние ошибки, связанные с особенностями межличностного восприятия.

Ошибка центральной тенденции (Усреднение) Возникает тогда, когда большая часть кандидатов оценивается средним баллом (хотя можно ожидать, кто-то из кандидатов лучше, а кто-то хуже).
Ошибка снисходительности Большинство кандидатов оценивается высокими оценками, что может привести к принятию таких решений, которые негативно скажутся на мотивации работников, на их стремлении работать лучше.
Ошибка высокой требовательности Большинство кандидатов получают низкие оценки. Эта ошибка способна негативно повлиять на отношение персонала к своей работе и подрывает веру работников в справедливость решений, принимаемых руководством.
Эффект ореола Возникает тогда, когда руководитель оценивает подчинённого как хорошего или плохого работника, ориентируясь на какую-то одну характеристику, которая в его глазах перевешивает все остальные.
Ошибка контраста Возникает тогда, когда средний работник получает высокую оценку, если он оценивается после нескольких достаточно слабых работников, или низкую – если он идёт после нескольких сильных.
Ошибка предубеждения Возникает тогда, когда у оценщика возникает ложное, предвзятое, заранее сложившееся мнение об оцениваемом человеке. Например, что полные люди ленивые, худые – злые, рыжие – неискренние и т.п.
Эффект свежести Возникает тогда, когда оценка результатов деятельности работника за последнее время (позитивная или негативная) распространяется на весь оцениваемый период работы.
Ошибка первого впечатления Возникает тогда, когда первое впечатление о кандидате на вакантное место становится для оценщика решающим при принятии им решения.

Пути использования информации о деловой оценке персонала организации

  Развитие сотрудников · Определение индивидуальных потребностей в обучении. · Получение обратной связи. · Определение сильных и слабых сторон сотрудников.
  Административные решения · Заработная плата. · Перемещения. · Увольнение. · Признание квалификации работников. · Определение слабых исполнителей.
  Организационные решения · Планирование численности. · Определение организационных потребностей в обучении. · Оценка достижения организационных целей. · Корректировка целей.
Документация · Документальное подтверждение кадровых решений.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: