Часть 1. Введение. сколько раз. Напротив, тот факт, что переменные А и В, соглас­но нашим наблюдениям, находятся в причинной связи

сколько раз. Напротив, тот факт, что переменные А и В, соглас­но нашим наблюдениям, находятся в причинной связи, сам по себе не вынуждает нас признать, что они логически и в смысло­вом отношении интегрированы.

Если мы сталкиваемся только единственный раз и только в одной культуре (скажем, в египетской) с сосуществованием веры в загробную жизнь, специфических похоронных обрядов и прак­тики мумифицирования тела, то этого достаточно для того, чтобы установить логическую связь между тремя названными элементами. Так же, если мы обнаружим, пусть только однаж­ды, некое сочетание доминирующей философии материализма, натуралистического стиля в живописи и экономико-механис­тической интерпретации истории, то этого тоже достаточно, чтобы понять, что они логически связаны друг с другом, хотя на основании единичного случая мы ничего не можем сказать об их причинной связи.

Возможна и обратная ситуация. Какой-нибудь ученый мог бы доказать на основании большого числа «случаев», что пере­менные А и В — скажем, количество людей, которые носят жел­тые кожаные ботинки, и количество разводов — всегда изменя­ются одновременно. И все же такая причинная связь, не знающая исключений, никоим образом не вынуждает нас сделать вывод, будто эти элементы связаны и логически и по смыслу. Знаток музыки мог бы сколько угодно раз слушать композицию, в ко­торой джазовые и эстрадные мелодии перемежаются тактами из Чайковского, Стравинского или Вагнера, но никакое число повторений этих тактов никоим образом не заставило бы его признать подобного рода музыкальные композиции логически­ми и гармоничными единствами. Допустим, мы увидели бы мно­жество зданий классического стиля, увенчанных готическими башнями. Это не мешало бы нам оценить подобные сооруже­ния как архитектурную «эклектику». Точно так же мы сочли бы нелогичным заключение «Сократ — бессмертен», сделанное на основании посылок о его смертности, или же ответ «шесть» на вопрос: «Сколько будет дважды два?» Безусловно, должны быть причины такой нелогичности, но независимо от того, как много людей и как часто дают подобные ответы, — они все равно ос­таются неправильными. Это еще раз свидетельствует о том, что причинные и логические формы связи управляются совершен­но разными принципами.

На деле же (как будет показано в последующих частях настоя­щего исследования) логическая связь между переменными зачас-

1. Формы и проблемы культурной интеграции 47

тую сопровождается и причинной их связанностью. Поэтому бывает так, что обнаружение логико-смысловой связи служит одним из лучших эвристических симптомов вероятного присут­ствия и причинного звена. Однако не всякая причинная ассоциа­ция обязательно сопровождается логической связью. Например, все причинно-функциональные связи в сфере естественных и мно­гих гуманитарных наук свободны от дополнительных логических уз. И это проливает свет на природу смешения различных архи­тектурных форм, противоречивых музыкальных направлений, диспаратных23 посылок и заключений, приводившихся выше в качестве примеров алогичных, нелогичных и внелогичных комби­наций, которые тем не менее могли быть объяснены причинно.

Е. Причинно-функциональные или вероятностные связи столь различны по степени интенсивности, что наряду со слу­чаями, когда мы можем быть вполне уверенными относительно причинного характера ассоциации, бывают и такие, когда мы не знаем твердо, является ли связь действительно причинной или чисто случайной (post hoc, ergo propter hoc24 и т. п.). Подобным же образом колеблется и степень логико-смысловой интегра­ции — от «высшего единства» до единства едва ощутимого и переходящего в ассоциации более низкого уровня. Величайшие ценности во всех важных областях культуры, как правило, пред­ставляют собой логико-смысловой синтез в его самой высшей форме. Напротив, простое нагромождение различной инфор­мации вряд ли когда-нибудь удостоится чести называться вели­ким научным или философским достижением, точно так же как из простой мешанины различных стилей не возникает ничего великого ни в музыке, ни в живописи, ни в поэзии.

F. Причинная интеграция, будучи дедуктивной к ^нешней, существует предположительно в неорганическом, ор ганическом и надорганическом мирах. Логико-смысловые единства можно обнаружить только в той сфере, которая включает в себя чело­веческую мысль и воображение, то есть в сфере человеческой культуры, причем лишь в той ее части, которая является резуль­татом деятельности человеческого ума, будь то наука, религия, искусство, философия, мораль или техника. Иначе говоря, смыс­ловая и логическая интеграция, по определению, может суще­ствовать лишь там, где есть разум и смысл.

G, В качестве короллария к к этому утверждению следует подчеркнуть, что поскольку высшие ценности и комплексы цен­ностей любой великой культуры относятся к разряду логико-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: