сколько раз. Напротив, тот факт, что переменные А и В, согласно нашим наблюдениям, находятся в причинной связи, сам по себе не вынуждает нас признать, что они логически и в смысловом отношении интегрированы.
Если мы сталкиваемся только единственный раз и только в одной культуре (скажем, в египетской) с сосуществованием веры в загробную жизнь, специфических похоронных обрядов и практики мумифицирования тела, то этого достаточно для того, чтобы установить логическую связь между тремя названными элементами. Так же, если мы обнаружим, пусть только однажды, некое сочетание доминирующей философии материализма, натуралистического стиля в живописи и экономико-механистической интерпретации истории, то этого тоже достаточно, чтобы понять, что они логически связаны друг с другом, хотя на основании единичного случая мы ничего не можем сказать об их причинной связи.
Возможна и обратная ситуация. Какой-нибудь ученый мог бы доказать на основании большого числа «случаев», что переменные А и В — скажем, количество людей, которые носят желтые кожаные ботинки, и количество разводов — всегда изменяются одновременно. И все же такая причинная связь, не знающая исключений, никоим образом не вынуждает нас сделать вывод, будто эти элементы связаны и логически и по смыслу. Знаток музыки мог бы сколько угодно раз слушать композицию, в которой джазовые и эстрадные мелодии перемежаются тактами из Чайковского, Стравинского или Вагнера, но никакое число повторений этих тактов никоим образом не заставило бы его признать подобного рода музыкальные композиции логическими и гармоничными единствами. Допустим, мы увидели бы множество зданий классического стиля, увенчанных готическими башнями. Это не мешало бы нам оценить подобные сооружения как архитектурную «эклектику». Точно так же мы сочли бы нелогичным заключение «Сократ — бессмертен», сделанное на основании посылок о его смертности, или же ответ «шесть» на вопрос: «Сколько будет дважды два?» Безусловно, должны быть причины такой нелогичности, но независимо от того, как много людей и как часто дают подобные ответы, — они все равно остаются неправильными. Это еще раз свидетельствует о том, что причинные и логические формы связи управляются совершенно разными принципами.
|
|
На деле же (как будет показано в последующих частях настоящего исследования) логическая связь между переменными зачас-
1. Формы и проблемы культурной интеграции 47
тую сопровождается и причинной их связанностью. Поэтому бывает так, что обнаружение логико-смысловой связи служит одним из лучших эвристических симптомов вероятного присутствия и причинного звена. Однако не всякая причинная ассоциация обязательно сопровождается логической связью. Например, все причинно-функциональные связи в сфере естественных и многих гуманитарных наук свободны от дополнительных логических уз. И это проливает свет на природу смешения различных архитектурных форм, противоречивых музыкальных направлений, диспаратных23 посылок и заключений, приводившихся выше в качестве примеров алогичных, нелогичных и внелогичных комбинаций, которые тем не менее могли быть объяснены причинно.
|
|
Е. Причинно-функциональные или вероятностные связи столь различны по степени интенсивности, что наряду со случаями, когда мы можем быть вполне уверенными относительно причинного характера ассоциации, бывают и такие, когда мы не знаем твердо, является ли связь действительно причинной или чисто случайной (post hoc, ergo propter hoc24 и т. п.). Подобным же образом колеблется и степень логико-смысловой интеграции — от «высшего единства» до единства едва ощутимого и переходящего в ассоциации более низкого уровня. Величайшие ценности во всех важных областях культуры, как правило, представляют собой логико-смысловой синтез в его самой высшей форме. Напротив, простое нагромождение различной информации вряд ли когда-нибудь удостоится чести называться великим научным или философским достижением, точно так же как из простой мешанины различных стилей не возникает ничего великого ни в музыке, ни в живописи, ни в поэзии.
F. Причинная интеграция, будучи дедуктивной к ^нешней, существует предположительно в неорганическом, ор ганическом и надорганическом мирах. Логико-смысловые единства можно обнаружить только в той сфере, которая включает в себя человеческую мысль и воображение, то есть в сфере человеческой культуры, причем лишь в той ее части, которая является результатом деятельности человеческого ума, будь то наука, религия, искусство, философия, мораль или техника. Иначе говоря, смысловая и логическая интеграция, по определению, может существовать лишь там, где есть разум и смысл.
G, В качестве короллария к к этому утверждению следует подчеркнуть, что поскольку высшие ценности и комплексы ценностей любой великой культуры относятся к разряду логико-