Часть 1. Введение. Активный идеационализм и идеалистическая ментальность занимают промежуточное место между этими двумя крайними позициями

Активный идеационализм и идеалистическая ментальность занимают промежуточное место между этими двумя крайними позициями. Активный идеационализм, наравне с философией Бытия и Вечной Ценности (этернализмом), допускает некое, хотя и имеющее подчиненное значение, Становление; некото­рый интерес к делам мира сего; некоторые преходящие ценнос­ти, подчиненные Вечной Ценности и являющиеся, так сказать, ее теневыми отображениями. Подобная же позиция и у идеали­стической ментальности, хотя она делает более сильный акцент на становлении, эмпирических, преходящих аспектах вещей и ценностей.

Пассивная чувственная ментальность пронизана еще более ярко выраженной, крайней философией Становления («Про­шлого уже нет, будущего может никогда и не быть, настоящее — вот все, в чем мы можем быть уверены») с ее девизом «Сагре diem» и решительным предпочтением, оказываемым ценностям данного момента перед любыми прочными, будущими ценнос­тями.

Циничная чувственная ментальность в чем-то похожа на пас­сивно-чувственную. Носители этого типа ментальности, вынуж­денные добиваться того, что пассивные «эпикурейцы» получают даром, в качестве технического приема используют лицемерие, и в этом их принципиальное отличие от пассивных «эпикурейцев». Наконец, порабощенные псевдоидеационалисты являются и здесь, как и в других отношениях, скорее жертвами обстоятельств, чем их хозяевами.

4) Аскетическая идеациональная ментальность способству­ет контролю человека над собой, особенно над его телесными ощущениями, эмоциями, чувствами, желаниями, вожделения­ми. Активная чувственная ментальность ведет к контролю че­ловека над внешним миром, насколько это касается его матери­альных и чувственных аспектов (так как любой объект внешнего восприятия понимается главным образом как чувственный фе­номен или процесс). Причины этого очевидны и непосредствен­но вытекают из природы каждой ментальности. Исторически характер первого типа проявлялся чаще всего в аскетизме инду-истов, буддистов, даосистов, христиан, джайнистов, суфистов, не говоря уже о бесчисленных представителях небольших сект, добивавшихся почти фантастического подавления жизненно важных потребностей. С другой стороны, полные жизни, энер­гичные «эпикурейцы» всегда были главными преобразователя­ми внешней среды, идет ли речь о привлечении пионеров в необ-

2. Системы культуры 7 1

»

итые места или о создании финансовых империй, столичных центров, политических или иных организаций.

Что касается других форм ментальности — активной идеа-пиональной и идеалистической, — то каждый из этих типов ло­гически соединяет в себе сопутствующие черты обоих противо­положных видов. Каждый из них предполагает развитие как самоконтроля, так и контроля над окружающей средой: актив­ный идеационализм больший акцент делает на самоконтроле, идеалистическая ментальность — на контроле над окружающей средой, хотя ни в том, ни в другом случае акцент не ставится так сильно, как это делается в обоих крайних типах, то есть в чув­ственном и идеациональном.

Пассивная чувственная ментальность не предполагает ни того, ни другого контроля; от данной среды она ищет лишь беспрепятственного удовлетворения индивидуальных вожделе­ний.

5) Аскетическая идеациональная ментальность носит в основ­ном «интровертный» характер (направлена на свое Я, его анализ и изменение). Активная чувственная ментальность и ее адаптаци­онная деятельность носят, по определению, характер «экстраверт-ный» 19 (нацелена на преобразование чувственной среды).

6) Аскетическая идеациональная ментальность, с одной сто­роны, широко раскрывает свои умственные «глаза» и «уши», что­бы улавливать, регистрировать и понимать сущность Души, Ума, Последней Реальности, Бога, Дьявола, Добра, Зла, Спасения, Веч­ной Ценности, Сознания, Совести, Справедливости и т. п. Она погружена в сферу неосязаемого. Зато активная чувственная мен­тальность, наоборот, растворяет внутреннюю жизнь и внутрен­ний мир во внешнем. В противоположность идеационалнстам, «эпикурейцы» смотрят на внутреннюю жизнь к ее процессы, на все духовные и нематериальные процессы или как на невежествен­ное заблуждение, или как на отклонение, или же как на особый Побочный продукт («функцию», «эффект», «результат») чисто физиологических процессов, происходящих в нервной системе

в какой-нибудь другой части тела.

Идеационалист одухотворяет внешний, даже неорганический; «эпикуреец» механизирует и сводит к материи даже духов-нематериальное Я. Позиция активной идеациопальной и идеалистической мен-дальностей в этом отношении промежуточна. И та и другая пред­полагает существование внутреннего и внешнего мира, но ак-

Часть 1. Введениесистемы культуры

тивный идеационалист уделяет внутренней и нематериальной реальности больше внимания, чем идеалист. Пассивная чувствен­ная ментальность предполагает вообще опасную склонность рассматривать все с точки зрения чувственных удовольствий и того, что им противоположно. При таком подходе многое в со­держании реальности упускается.

7) Каждый из рассмотренных типов адаптации логически предполагает особую концепцию Я (или «Ego») и его отноше­ний к другим силам и факторам. Аскетическая идеациональная ментальность имеет тенденцию растворять Я в мире безликой и нематериальной реальности.

Активная чувственная ментальность предполагает телесную концепцию Я, которая делает его неотделимым от тела; скепти­ческое, нерелигиозное, пренебрежительное отношение к нема­териальным силам и действиям; чувство собственного достоин­ства, самоуверенность и заботу о теле и его благополучии, так как оно отождествляется с Я и личностью.

8) Если вышеизложенное справедливо, то логически неизбеж­но, что аскетическая идеациональная ментальность будет требо­вать и стимулировать познание внутренних, психических и мысли­тельных процессов (конечно, не с точки зрения психологии или химии), начиная с самых элементарных, каковыми являются ощу­щения, восприятия, память, представления, мышление, эмоции, желания, волеизъявления и т. д., и кончая самыми возвышенными и утонченными переживаниями экстаза, транса, внушения, гипно­тизма, таких мистических явлений, как «слияние с абсолютом», «откровение», «божественное вдохновение» и т. п., от простей­ших идей о нематериальных явлениях до самых сложных концеп­ций последней реальности, человеческой души, бессмертия, Бога, истины, справедливости, ценности и др., которые находятся в веде­нии гуманитарных наук (этики, богословия, правоведения, эстети­ки, философии, педагогики). Поскольку идеационалист, так ска­зать, вечно размышляет об этих предметах, так как знание и понимание их существенно важны для него в его стремлении совер­шенствовать, контролировать и растворять свое внутреннее Я, все это неизбежно ведет к тому, что его опыт так или иначе перемеща­ется в область нематериальных явлений. Следовательно, не будет неожиданностью, когда впоследствии мы индуктивным путем от­кроем, что периоды господства идеациональной ментальное™ все­гда приводили к господству в области знания теологических, эти­ческих и других систем мысли, имеющих дело с этими нематериальными и высокими проблемами. С другой стороны,

такого рода культуры и периоды всегда были отмечены стагнацией «ли регрессом естественных наук и других дисциплин, имеющих пело с внешними, чувственными, материальными явлениями.

9) По тем же причинам активная чувственная ментальность, естественно, связана со знанием о внешнем, материальном мире, логически требует этого знания и стимулирует его. Таким обра­зом, в обществе или культуре, которые в данный период являются преимущественно чувственными, следует ожидать значительного развития естественных наук, расцвета знания о материальном, внешнем мире и роста технических изобретений для контроля над

ним.

а) Идеациональная истина и ее критерии не могут быть

тождественны чувственным. Что истина и наука для одной мен-тальности, то зачастую предрассудок, невежество, ошибка, ересь, богохульство — для другой.

I) Идеациональная ментальность исходит из пред­посылки о достоверности внутреннего опыта — божественного вдохновения, мистического единения, откровения, чистой ме­дитации, экстаза, транса — как последнего основания и источ­ника истины. Чувственная ментальность предполагает, что дос­товерность восприятия всецело или в основном опирается на показания внешних органов чувств человека.

II) Идеациональные мудрость, знание, ментальность отличаются, по-видимому, идеализмом, спиритуализмом, кви­етизмом, религиозностью, органицизмом, мистицизмом, инде­терминизмом, квалитативизмом20. Чувственная ментальность, знание и наука характеризуются материализмом, эмпиризмом, техницизмом, детерминизмом, квантитавизмом21.

III) Идеационалист склонен интерпретироват_ весь внешний мир в соответствии с образцами и свойствами своего внутреннего мира. В результате он одухотворяет материальный мир даже в его неорганической части; он растворяет е.о в своем внутреннем опыте. «Эпикуреец», наоборот, материализует и ове­ществляет внутренний опыт.

Ь) Подобным же образом и по причинам аналогичного порядка нравственные, социальные и прочие ценности должны быть у этих менталъностей разными. Поскольку идеациона­лист безразличен к внешнему миру и сосредоточен на мире внут­реннем, всегда «нематериальном» или сверхчувственном, и по­скольку его идеал — как можно сильнее подавить свои физические и Материальные потребности, внешние ценности материального

которые могут дать лишь временное удовлетворение чув-

Часть 1. Введение'

ственных потребностей, не имеют в его глазах никакой ценнос­ти или имеют весьма незначительную. Он стремится быть само­достаточным и независимым от них. Он рвется жить в вечном и нетленном мире. Его ценности носят внутренний, нематериаль­ный характер. Противоположна ситуация с чувственной мен-тальностью. Ее критериями ценности являются пригодность данного внешнего объекта, способ его обработки, та или иная формы внешней активности для удовлетворения главным обра­зом чувственных потребностей. Носитель этой ментальное™ не желает искать нетленных, вечных ценностей. Такие ценности не являются для него ценностями, так как они почти бесполезны для удовлетворения его многочисленных потребностей. Жизнь ко­ротка, и чувственные потребности в течение этой короткой жиз­ни меняются. Хорошая еда имеет ценность только тогда, когда есть аппетит и она может доставлять удовольствие. Любовь и секс опять-таки только тогда обладают ценностью, когда ими можно насладиться; а для старика или импотента они вообще не являют­ся ценностями. Следовательно, зачем упускать шанс, когда он есть, и можно получить удовольствие; зачем искать что-то непреходя­щее, когда этого, может быть, и вовсе нет, а если и есть, то достав­ляет гораздо меньше наслаждения, чем непрерывная череда удо­вольствий, получаемых от удовлетворения всех желаний в момент их наивысшей интенсивности?

Что касается вообще всех ценностей, то, как уже было сказано, идеационалист делает больший акцент на ценностях непреходя­щих и долговременных, чем на ценностях временных, преходя­щих, краткосрочных. Его позиция тяготеет к философии Бы­тия — вечного, неизменного, пребывающего.

После всех этих рассуждений будут понятны следующие ти­пичные черты, предполагаемые в идеациональной и чувствен­ной ментальностях.

с) В сфере моральных ценностей идеациональная менталъ-ность> как правило, ассоциируется с ценностями абсолютными, вечными и нетленными. Идеациональная система морали, лю­бые ее второстепенные черты прежде всего отмечены безразли­чием и даже презрением к внешнему эмпирическому миру и его материальным ценностям или их низкой оценкой («Царство Мое не от мира сего»22).

Чувственная ментальность предполагает и ассоциируется с моральным кодексом противоположного типа. Она выбирает и предпочитает преимущественно чувственные, эмпирические,

2 Системы куяыпуры 75

материальные ценности. Эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм, сенсуализм23; мораль под девизами «Сагре diem», «Вино, жен­щины, песня» — вот формы, основанные на чувственной менталь-ности. Человеку следует искать удовольствия и избегать страдания; полезное — позитивно, бесполезное — негативно. Максимум удо­вольствия для наибольшего числа людей — таково основное motto чувственных моралистов.

Вторая характерная черта моральных систем чувственной культуры состоит в том, что эти системы никогда не бывают абсолютными, а всегда относительными, меняющимися в соот­ветствии с обстоятельствами и ситуацией. Они могут быть из­менены, так как не имеют никаких священных, неизменных, веч­ных императивов.

Третья особенность чувственного кодекса заключается в том, что он мало касается каких-либо трансцендентных или сверх­чувственных ценностей и либо игнорирует и высмеивает их, либо если и упоминает о них, то только для того, чтобы от них от­речься и укрепить свои собственные принципы.

d) Логично предположить, что эстетические ценности, искусство тоже не могут быть одинаковыми в культурах, осно­ванных на идеациональной и чувственной ментальностях. Они должны быть столь же глубоко различны, как и другие ценнос­ти. Стиль в искусстве (в живописи, скульптуре, музыке, литера­туре, драме, архитектуре) в идеациональной ментальности сим­волический, когда физические образцы — это всего лишь видимые знаки невидимого мира и внутренних ценностей. В чув­ственной же культуре искусство должно быть по форме чувствен­ным, «натуралистическим», в том смысле, что его задача — вос­произвести объекты в такой форме, которая наилучшим образом имитирует ту, в какой они являются нашим органам чувств. Что касается тем, задач и целей искусства, то здесь так­же обнаруживается расхождение между этими дву.ля типами культуры. В общем, чувственное искусство имеет дело с такими материями, которые способствуют увеличению чувственного счастья человека; идеацчональное же искусство — это служе­ние религии, абсолютистской этике, вечным ценностям.

е) Точно такая же разница проявляется и в отношении к социальным и практическим ценностям. Режим, признающий чувственные идеалы, будет одобрять все, что увеличивает общую сумму чувственных наслаждений; все, что приводит к контролю еловека над природой и другими людьми, служащему средством Удовлетворения постоянно растущих потребностей. Для обще-

ства, находящегося в таком состоянии, особое значение имеет поиск материальных объектов, которые при определенных об­стоятельствах особенно эффективны в плане доставления удов­летворения. Одним из таких наиболее эффективных средств все­гда было материальное богатство, в чувственном обществе оно — альфа и омега комфорта, исполнения всех желаний, влас­ти, престижа, славы, счастья. За деньги все можно купить, всех и вся можно удовольствовать. Совершенно понятно, что в рамках такой культуры стремление к наживе неизбежно превращается в один из главных видов деятельности, что богатство оказывается тем стандартом, равняясь на который судят почти обо всех дру­гих ценностях, что оно превращается фактически в высшую оцен­ку ценностей. Денежная стоимость становится средством изме­рения (measuring stick] научных, художественных, моральных и других ценностей. Те, которые лучше всех умеют делать деньги становятся лидерами такого общества. Богачи - его аристок­ратия. Одновременно с этим они - публичные лидеры, высшие духовные авторитеты, образцы добродетели, короли, жалующие дворянством других, «четыреста семейств»24, которым завиду­ют, если не поклоняются. В таких условиях писатели, художни­ки, ученые, министры, должностные лица, представители дело­вых кругов стремятся только к тому, чтобы написать «бестселлер»", занять наиболее оплачиваемую должность по­лучить самую высокую награду и т. п. Если же средствами дости­жения максимального счастья являются не деньги, а сила и ору­жие, то они вместо денег оказываются и высшими атрибутами ценности.

В этом отношении идеациональная ментальность опять-таки отличается от чувственной. Идеационалист или совершенно без­различен ко всем иллюзорным и преходящим ценностям, или даже враждебен по отношению к ним как причинам нарушения внутренней гармонии и гибели души. В радикальном идеацио-нальном обществе богатство или какая-нибудь другая чувствен­ная ценность не может стать преобладающей, в лучшем случае ее только будут терпеть как ценность низшего порядка. В таком обществе даже самые преуспевающие торгаши имеют немного шансов заработать престиж, стать лидерами, оценщиками и экспертами людей, объектов и ценностей

Пока довольно контрастов. В таблице 1 в наглядной форме представлены результаты исследования нескольких типов куль­турной ментальности. '

продолжение табл. 1

*-*

Основные элементы   Типы культурной ментальное™
Аскетически-идеациональная Активно-чувственная Активно -идеацио нальная Идеалисти­ческая Пассивно-чувственная Цинично-чувственная Псевдо- идеациональная

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: