Логические сопровождающие

5. Weltan- Бытие (Sein): Становление (Wer- Бытие и Ста- Бытие и Узкое и край- Узкое Становле- нерасчлененные и
schauung вечная ценность; den); преходящие новление, с Становление нее Становле- ние под маской неосмысленные,
  безразличие к ценности;.полно- акцентом на равно пред- ние («Сагре Бытия смутные и фрагмен-
  преходящим кровное ощущение Бытии ставлены diem»)   тарные идеи (отсут-
  ценностям; не- жизни, радости и         ствие инте!рации)
  возмутимость; горя; динамизм и          
  статичность бесконечная пере-          
    стройка (прогресс.          
    эволюция)          
6. Власть и самоконтроль. контроль над чувст- оба контроля с оба контроля никакого на- притворство и никакого контроля:
объем контро- подавление чув- венной реальностью акцентом на равно пред- стоящего кон- контроль за просто терпение чу-
ля ственного чело-   самоконтроле ставлены троля ни над сменой масок жого насилия, произ-
  века и собствен-       собой, ни над   водимого внешней
  ного Я       средой   властью
7. Активность интровертная экстр авертная оба типа с оба типа паразитизм специфическая вынужденная интро-
      акцентом на равно пред- интровертно- интровертно- верта о- экстравертная;
      интровертном ставлены экстравертного экстравертная фаталистическая
          типа    
целостное, ду- высоко интегриро- и духовное и и духовное, и никакой под- никакой подлин- неинтегрированное Я,
  ховное, раство- ванное, чувственное. чувственное с чувственное линной цело- ной целостности; только как смутный
  ренное в послед- растворенное в непо- акцентом на равно пред- стности; про- похоже на пас- центр ощущений; с
  ней реальности, средственной физи- духовном и ставлены сто смешение сивно-чувствен- некоторыми фанта-
  сознающее чув- ческой реальности; т. д.   неинтегриро- ное, но интри- стическими анимиз-
  ственный мир материалнзирующее     ванных физи- гующее и подта- матическими ь или
  как иллюзию или себя и все духовные     ческих ощу- совывающее другими идеями и
  содержание Я; явления; материали-     щений; Я поч-   образами; остается

Со

0)

П

  вдохновенно->еалистическое стическое, заботя­щееся о целостности     ти тождест­венно живо-   на полуживотном уровне (неинтегриро-
    тела и его чувствен-     ту, половому   ванное)
    ных интересах; чув-     органу и т. д.    
    ственная свобода и чувственный эготизм          
9. Знание извивает понимание и познание духов­ных, психологиче­ских, нематериаль­ных явлений и пере­живаний; сосредото­чено исключительно швивает науку о естественных явле­ниях и технических изобретениях; сосре­доточено ча этом; ведет к развитию технологии, медици- оба познания, но более умерен­ные, с акцентом на духовном знании оба знания завно представ­лены развивает только «ку­линарную» и «спальную» технику чувственных наслаждений то же самое, что и пассив­но-чувствен­ное, плюс тех­ника обманы­вать и лицеме­рить не дает никакой ре­альной возможности развивать какую-либо форму интегрирован­ного знания и позна­ния за исключением некоторых фрагмен-
  на них; ведет к ис­кусству воспитания и ны, гигиены и сани­тарии и к преобразо-         тов, полученных методом проб и оши­бок
  изменения внутрен- ванию физических действий человека          
10. Истина, ее категории, критерии и осноаана на внут­реннем опыте, «мис­тическом пути», основана на наблю­дении, измерении, эк^лериментирова- оба способа с акцентом на «внутренний оба спосо­ба одина­ково ак- ничего связ­ного, ника­кой истины ничего связно­го ничего дифференци­рованного и прояс­ненного мыслью
методы (или сосредоточенной нчи с внешними путь» центиро- кроме    
способы) ее медитации; интуиция явлениями посредст-   ваны ощущений    
достижения и «откровение»; вом внешних орга-   (схола-      
  пророчество нов чувств, индук-   стика)      
    ти^нах логика          

I

»

I

г

vj

окончании табл. 1
  Типы культурной ментальности
4_/СНОВНЫ£ элементы Аскетически- Активно- Активно- Идеали- Пассивно- Цинично- Псевдо-
  идеациональная чувственная идеациональная стическая чувственная чувственная идеациональная
1 1. Мораль- абсолютные, трансцен- относительные и обе системы обе, оди- никаких никаких ре- недифференцирован-
ные ценно- дентальные, категориче- чувственные, гедони- ценностей, с наково реальных альных мо- ная моральная систе-
сти и сис- ские, императивные, стические, эвдемони- акцентом и на акценти- моральных ральных ма, за исключением
темы вечные и неизменные стические, утилитар- абсолютные, и рованные ценностей, ценностей, апатичного и тупого
    ные; ищущие макси- на внешние   за исключе- за исключе- подчинения судьбе,
    мум чувственного     нием чувст- нием чувст- чувственное неодоб-
    счастья для наи-     венных. венных, за- рение тяжелых ударов
    большего числа лю-     «Вино, маскирован- и одобрение более
    дей; «мораль разум-     женщины. ных духов- пег к их времен, соеди-
    ного эгоизма»     песня», амо- ными; ци- ненное со смутны-
          рализм, низм, ниги- ми идеями о справед-
          нигилизм лизм ливости иного мира
12. Эстети- «идеациональные», под- чувственные, светские, обе системы с обе систе- сугубо чув- чувствен- нерасчлененные и
ческие цен- чиненные главным внут- созданные, чтобы акцентом на мы равно ственные; ные, замас- смутные
ности ренним ценностям — увеличивать радосгъ и нечувственные представ- рафиниро- кированные  
  религиозным и нечувст- красоту богатой чув- ценности лены ванно пато- духовными  
  венным ственной жизни     логичные    
13. Социаль- те, которые непреходящи все, что дает радость обе системы с обе систе- узкие и узкие и недифференцирован-
ные и прак- и ведут к последней жизни себе и отчасти акцентом на мы равно крайне чув- крайне чув- ные, выбора не дано:
тические реальности: только такие другим: особенно духовные ценно- представ- ственные; ственные как решит Бог или
ценности личности являются лиде- богатство, комфорт и сти лены; «apres moi Ie под маской хозяин
  рами, только такие вещи т. д.; на них основан   живи сам и deluge» 27 духовных  
  и события позитивны, престиж, богатство,   давай жить   ценностей;  
  все остальные не имеют деньги; физическая   другим   «тартюфизм»  
  ценности или ценностно сила становится          
  негативны • — особенно «правом» и основой          
  богатство, земной ком- всех ценностей;          
  форт и т.д.; принцип принцип разумного          
  жертвенности эгоизма          

2 Системы культуры

На предыдущих страницах очерчены глубокие различия меж-v лазными типами ментальное™, попадающими под общую Облику идеациональной или чувственной. Будучи основаны на ^зных больших посылках, они различаются и во всех других ^ношениях, если только предполагаемые посылки проведены последовательно (согласно одному и тому же канону логики), "то делает каждый тип ментальное™ логичным и интегриро­ванным, несмотря на их противоположность.

Проблемы, с которыми мы теперь сталкиваемся, таковы: пер­вое показать, что вышеописанные типы ментальное™ на самом пеле существовали в истории; второе, показать, что в этих исто­рических комплексах сочетание элементов и сопутствующих свойств (сателлитов) в каждом типе было именно таким, как

описано.

Когда эти задачи будут решены, все еще останется другая важ­ная проблема: каково отношение между ментальностью и внешним поведением, проявлением, событиями, процессами и другими овеществлениями культуры. Дело в том, что ментальность дан­ной личности или группы может быть вполне последовательной и логичной, но это еще не дает нам права заключать, что она будет реализована в поступках и шаблонах внешнего поведения личности иди группы. Человек может быть блестящим коммен­татором «Критики практического разума» Канта и при этом в своем поведении оставаться первостатейным подлецом.

Иными словами, мы должны постараться ответить на воп­рос: какова связь между ментальностью и поведением или вне­шними проявлениями данной личности, группы, культуры. Все­гда ли они логически соответствуют друг другу? Или же нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: