Флуктуация литературы и критики. Таким образом, совокупность внешних признаков не остав­ляет сомнения относительно преимущественно идеационально-го характера литературы с VI по XII в

Таким образом, совокупность внешних признаков не остав­ляет сомнения относительно преимущественно идеационально-го характера литературы с VI по XII в. и ее идеалистического характера, начиная с XII в. Основные флуктуации в литературе соответствуют тем же флуктуациям в живописи и скульптуре.

В. ВНЕШНИЕ ЧЕРТЫ. Идеалистический характер этой литературы не менее ясно обнаруживается при рассмотрении ее внешней формы, или стиля. Внешняя форма идеалистического искусства — трансцендентальный символизм, в котором чув­ственно воспринимаемые знаки и образы суть не что иное, как «видимые символы невидимого мира». Внешняя форма искус­ства чувственного — сенсорный реализм, натурализм или визу-ализм. Внешней формой, характерной для смешанного идеали­стического искусства, является соединение этих двух различных стилей, результатом которого может быть либо их простое сме­шение, либо аллегория, то есть органический или даже «хими­ческий» их синтез, а не просто механическое или пространствен­ное сосуществование. В предыдущей главе я подчеркивал глубокое различие между трансцендентальным символизмом и аллегорией. Последняя есть метафорическая персонификация и гипостази-рование абстракций, заимствованных главным образом из чув­ственно воспринимаемого мира; символизм же — это репрезента­ция посредством знаков эмпирического мира сверхэмпирических реальностей, которые лежат по ту сторону чувственно восприни­маемого мира и могут быть лишь приблизительно обозначены с помощью системы чувственных знаков. С этой точки зрения лите­ратура предшествовавшего периода, то есть литература до XII в., главным образом символическая, но не аллегорическая. Лите­ратура же рассматриваемого нами периода обнаруживает сосу­ществование в ней всех трех стилей: символизма, например в «Божественной комедии»; «визуального натуральна» — в фаб­лио, во многих новеллино, отчасти даже в эпических произведе­ниях, романах и лирической поэзии; и «аллегории» — в «Рома­не о Розе». Такое сосуществование стилей, представленных в строгой пропорции, уже само по себе является доказательством смешанного идеалистического характера литературы. Гораздо важнее, однако, то, что аллегория — новый признак. Именно в это время, следующее за XII в., в литературе — будь то «Роман о Розе» или другое произведение — проявляются бесчисленные аллегорические персонификации: Любовь, Красота, Изобилие, Юность, Веселье, Праздность, Простодушие, Свобода, Надеж-

256 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства

да, Страх, Благоразумие, Сладкоречие, Очарование, Учтивость, Угроза, Стыд, Разум, Девство, Обольщение, Чистота, Невин­ность и т. д. Я выписал эти аллегорические фигуры только из «Романа о Розе», да и то лишь малую часть того, что имеется в этом произведении.

Таким образом, внешние формы литературы свидетельству­ют о ее идеалистической природе не менее красноречиво, чем ее внутренний характер. Мы обнаруживаем сосуществование в ней символической, аллегорической и натуралистической форм и в то же время являемся очевидцами зарождения и стремительно­го роста аллегории как особого стиля.

С. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА. Если, наконец, мы об­ратимся к художественной и литературной критике этого пери­ода, то обнаружим, что она по своему характеру соответствует внешней и внутренней природе самой литературы. Б предыду­щий период, как уже отмечалось, была только идеациональная оценка искусства и литературы. Чувственной красоты, чувствен­ного художественного суждения, чувственной критики — не было вообще. Теперь ситуация начинает меняться. Идеацио­нальная точка зрения все еще сильна и преобладает, но ее моно­полия разрушена: начинает появляться художественная и лите­ратурная критика в нашем современном понимании. Первые признаки этого заметны в построениях Фомы Аквинского, в трактате «О народном красноречии» Данте и даже у такого ми­стика, как Майстер Экхарт (р. ок. 1260). Вскоре по их пути пой­дут и другие, и в XV в. литературная (чувственная) критика бу­дет уже широко распространена, особенно в Италии.

Итак, внутренний характер произведений, их внешние фор­мы — особенно аллегорический стиль — и, наконец, характер художественного восприятия и того, что мы теперь называем художественной и литературной критикой, — все это недвус­мысленно указывает на смешанный, идеалистически смешанный характер литературы с XII по XIV в. включительно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: