Таким образом, совокупность внешних признаков не оставляет сомнения относительно преимущественно идеационально-го характера литературы с VI по XII в. и ее идеалистического характера, начиная с XII в. Основные флуктуации в литературе соответствуют тем же флуктуациям в живописи и скульптуре.
В. ВНЕШНИЕ ЧЕРТЫ. Идеалистический характер этой литературы не менее ясно обнаруживается при рассмотрении ее внешней формы, или стиля. Внешняя форма идеалистического искусства — трансцендентальный символизм, в котором чувственно воспринимаемые знаки и образы суть не что иное, как «видимые символы невидимого мира». Внешняя форма искусства чувственного — сенсорный реализм, натурализм или визу-ализм. Внешней формой, характерной для смешанного идеалистического искусства, является соединение этих двух различных стилей, результатом которого может быть либо их простое смешение, либо аллегория, то есть органический или даже «химический» их синтез, а не просто механическое или пространственное сосуществование. В предыдущей главе я подчеркивал глубокое различие между трансцендентальным символизмом и аллегорией. Последняя есть метафорическая персонификация и гипостази-рование абстракций, заимствованных главным образом из чувственно воспринимаемого мира; символизм же — это репрезентация посредством знаков эмпирического мира сверхэмпирических реальностей, которые лежат по ту сторону чувственно воспринимаемого мира и могут быть лишь приблизительно обозначены с помощью системы чувственных знаков. С этой точки зрения литература предшествовавшего периода, то есть литература до XII в., главным образом символическая, но не аллегорическая. Литература же рассматриваемого нами периода обнаруживает сосуществование в ней всех трех стилей: символизма, например в «Божественной комедии»; «визуального натуральна» — в фаблио, во многих новеллино, отчасти даже в эпических произведениях, романах и лирической поэзии; и «аллегории» — в «Романе о Розе». Такое сосуществование стилей, представленных в строгой пропорции, уже само по себе является доказательством смешанного идеалистического характера литературы. Гораздо важнее, однако, то, что аллегория — новый признак. Именно в это время, следующее за XII в., в литературе — будь то «Роман о Розе» или другое произведение — проявляются бесчисленные аллегорические персонификации: Любовь, Красота, Изобилие, Юность, Веселье, Праздность, Простодушие, Свобода, Надеж-
|
|
256 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
да, Страх, Благоразумие, Сладкоречие, Очарование, Учтивость, Угроза, Стыд, Разум, Девство, Обольщение, Чистота, Невинность и т. д. Я выписал эти аллегорические фигуры только из «Романа о Розе», да и то лишь малую часть того, что имеется в этом произведении.
|
|
Таким образом, внешние формы литературы свидетельствуют о ее идеалистической природе не менее красноречиво, чем ее внутренний характер. Мы обнаруживаем сосуществование в ней символической, аллегорической и натуралистической форм и в то же время являемся очевидцами зарождения и стремительного роста аллегории как особого стиля.
С. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА. Если, наконец, мы обратимся к художественной и литературной критике этого периода, то обнаружим, что она по своему характеру соответствует внешней и внутренней природе самой литературы. Б предыдущий период, как уже отмечалось, была только идеациональная оценка искусства и литературы. Чувственной красоты, чувственного художественного суждения, чувственной критики — не было вообще. Теперь ситуация начинает меняться. Идеациональная точка зрения все еще сильна и преобладает, но ее монополия разрушена: начинает появляться художественная и литературная критика в нашем современном понимании. Первые признаки этого заметны в построениях Фомы Аквинского, в трактате «О народном красноречии» Данте и даже у такого мистика, как Майстер Экхарт (р. ок. 1260). Вскоре по их пути пойдут и другие, и в XV в. литературная (чувственная) критика будет уже широко распространена, особенно в Италии.
Итак, внутренний характер произведений, их внешние формы — особенно аллегорический стиль — и, наконец, характер художественного восприятия и того, что мы теперь называем художественной и литературной критикой, — все это недвусмысленно указывает на смешанный, идеалистически смешанный характер литературы с XII по XIV в. включительно.