тем же явлением, с каким столкнулись при исследовании идеализма и материализма, когда обнаружили перевес идеализма над материализмом, что, возможно, необходимо для устойчивого существования творческой культуры.
Что касается отдельных периодов, то между ними, судя по данным, наблюдаются резкие контрасты и различия. С 600 по 1500 г. н. э. и затем с 100 по 600 г. безусловно господствовал этер-нализм; с 440 до н. э. по 100г. н. э., с 1900 по 1920г. и затем с 1500 по 1900 г. темпорализм либо преобладал, либо имел место в гораздо большей степени, чем в периоды, перечисленные выше.
F. Наконец, приведенные данные и замечания еще раз доказывают: представления о том, что есть истина, постоянно трансформируются. Во времена преимущественно этерналистские доверием пользуются этерналистские теории; для темпоралист-ской ментальное™ притягательны и убедительны теории изменения, эволюции, прогресса. Изучая эти флуктуации, мы опять-таки видим, что они шли рука об руку с флуктуациями трех основных систем истины, которые, в свою очередь, являются не чем иным, как элементами подъема или упадка идеациональ-ной, идеалистической и чувственной культур.
|
|
В качестве практической морали можно адресовать сторонникам этернализма, темпорализма и «уравновешенных» теорий следующие слова: если темпоралисты сейчас находятся в седле, у них есть причина радоваться; их вера господствует, а всякое господство вызывает радость. Но пусть их радость, так же как и печаль этерналистов, не будет слишком большой; рано или поздно темпорализм начнет клониться к упадку, а этернализм снова победит. Если сегодня этернализм подавлен, то это значит, что он будет господствовать завтра. Так было, и так, вероятно, сохранится и в будущем. По этой причине различным фракциям не следует непременно воевать друг с другом, лучше прийти к выводу, что их кредо вмещает в себя не всю истину, а кредо их противника не во всем плохо и ошибочно. Чистая истина и полная истина, вероятно, «белая»38, она включает в себя как вечные, так и временные аспекты: Бытие и Становление, покой и движение, вечность и мгновение. Это, однако, всего лишь мое личное убеждение и моя собственная философия; поэтому никто не обязан соглашаться со мной. С чем необходимо согласиться, так это с тем фактом, что данные ментальное™ флуктуируют и находятся в логической и функциональной связи с идеацио-нальной и чувственной культурами.
16. Флуктуация «первых принципов»: П. Этернализм и темпорализм 407
G. Мы уже говорили, что эта связь не ограничена пределами греко-римской и западной культур. Идеациональная менталь-ность индуистской, даосской и тибетской культур носили преимущественно этерналистский характер и по своему представлению об истинной реальности, об истинных ценностях (этических, интеллектуальных и всех иных), и по своему медленному изменению, и по другим характерным признакам. Это утверждение столь очевидно и несомненно, что едва ли нуждается в подробном обосновании. Упадок идеациональной культуры влечет за собой и упадок этерналистской ментальности; в этом смысле их флуктуация обнаруживает, по-видимому, ту же самую связь.
ФЛУКТУАЦИЯ «ПЕРВЫХ ПРИНЦИПОВ»: