Е. Вышесказанное лишний раз свидетельствует о том, что представления об истинности и «научности» обусловлены типом культуры. Номиналистическая правовая теория не может доминировать, считаться «истинной» и «научной» в период расцвета идеациональной культуры, и, наоборот, реалистическая — особенно трансцендентально-реалистическая — теория имеет мало шансов быть признанной большинством ведущих ученых «научной» и «истинной» в период расцвета чувственной культуры. Все вышеизложенное доказывает, что это именно так. Поэтому я могу не иначе, как только с юмором относиться к тому, с каким жаром социолог, обществовед или кто бы там ни было защищает одну из теорий этого рода как «совершенно научную», «истинную», «подтвержденную фактами», «раз и навсегда доказанную», а другие концепции объявляет «ненаучными», «бессмысленными», «метафизическими», «ложными» и т. п.
Таким фанатичным и не очень осведомленным спорщикам можно с уверенностью сказать, что даже если отстаиваемая ими теория сегодня является общепризнанной, то завтра, если на смену нынешнему придет другой тип культуры, она может оказаться столь же единодушно отвергнутой. Такого рода «ricorsi»9 повторялись уже неоднократно и, вероятно, в будущем будут повторятся еще чаще.
ФЛУКТУАЦИЯ «ПЕРВЫХ ПРИНЦИПОВ»: