Часть 3. Флуктуация систем истины и знания. Е. Вышесказанное лишний раз свидетельствует о том, что представления об истинности и «научности» обусловлены типом культуры

Е. Вышесказанное лишний раз свидетельствует о том, что представления об истинности и «научности» обусловлены типом культуры. Номиналистическая правовая теория не может до­минировать, считаться «истинной» и «научной» в период рас­цвета идеациональной культуры, и, наоборот, реалистичес­кая — особенно трансцендентально-реалистическая — теория имеет мало шансов быть признанной большинством ведущих ученых «научной» и «истинной» в период расцвета чувственной культуры. Все вышеизложенное доказывает, что это именно так. Поэтому я могу не иначе, как только с юмором относиться к тому, с каким жаром социолог, обществовед или кто бы там ни было защищает одну из теорий этого рода как «совершенно на­учную», «истинную», «подтвержденную фактами», «раз и навсег­да доказанную», а другие концепции объявляет «ненаучными», «бессмысленными», «метафизическими», «ложными» и т. п.

Таким фанатичным и не очень осведомленным спорщикам можно с уверенностью сказать, что даже если отстаиваемая ими теория сегодня является общепризнанной, то завтра, если на смену нынешнему придет другой тип культуры, она может ока­заться столь же единодушно отвергнутой. Такого рода «ricorsi»9 повторялись уже неоднократно и, вероятно, в будущем будут повторятся еще чаще.

ФЛУКТУАЦИЯ «ПЕРВЫХ ПРИНЦИПОВ»:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: