«белая» 14 и скорее всего доступна только Божественному Уму. Мы можем лишь приближаться к ней. Наши усилия в этом направлении в большинстве случаев, по-видимому, выходят за надлежащие им пределы, когда мы принимаем ту или иную теорию в качестве абсолютно истинной, а все другие теории отвергаем как ложные. Когда мы, в своем рвении, чрезмерно абсолютизируем некую данную теорию, наступает — согласно принципам ограничения и имманентной саморегуляции социокультурных процессов — реакция, приводящая ее к упадку. Но и новая теория заходит слишком далеко, отрицая не только ценность предшествовавшей ей теории, но зачастую и то зерно истины, которое в ней содержится. Вот почему и она, в свою очередь, обречена на то, что период ее господства закончится и на смену ей придет новая теория, которая очень часто оказывается модификацией той, которая уже раньше была развенчана. И так продолжается бесконечно.
В этих вечных чередованиях содержится большая ценность: они вдохновляют нас и внушают нам оптимизм. Они означают, что мы постоянно касаемся последней реальности, хотя и не способны охватить ее целиком. Такой взгляд совершенно отличен от скептицизма. Он означает, что полная истина бесконечна во всех своих аспектах и глубина ее безмерна. Для нас гораздо важнее соприкасаться с такого рода бесконечной ценностью и хотя бы частично владеть ею, чем целиком обладать чем-то таким, что можно полностью охватить и что является поэтому конечным и ограниченным. По крайней мере, таково мнение автора. Это, однако, дело вкуса, и подобный взгляд ни для кого не является обязательным. Что обязательно — так это признать, что факт обсуждаемых нами осцилляции, по-видимому, hj должен вызывать никакого сомнения.
|
|
Мы проделали долгий и трудный путь, прежде чем добрались до этой части нашего исследования. Теперь мы мож^-м оглянуться назад и подытожить сделанное.
1) Все четыре предположения, высказанные в этой части и логически вытекающие из природы каждого из основных типов культурной ментальности, подтверждаются и индуктивным способом.
2) Логически предполагаемые «интеграции» оказались фактически или причинно-связанными. Пока что исследуемые культурные ментальности проявляют себя в основном как выстроенные логически, а не алогически, как считают многие. Правда, эти причинные и логические связи не являются совершенными, но