double arrow

Флуктуация общих и частных научных теорий. «белая» 14 и скорее всего доступна только Божественному Уму

«белая» 14 и скорее всего доступна только Божественному Уму. Мы можем лишь приближаться к ней. Наши усилия в этом на­правлении в большинстве случаев, по-видимому, выходят за над­лежащие им пределы, когда мы принимаем ту или иную теорию в качестве абсолютно истинной, а все другие теории отвергаем как ложные. Когда мы, в своем рвении, чрезмерно абсолютизи­руем некую данную теорию, наступает — согласно принципам ограничения и имманентной саморегуляции социокультурных процессов — реакция, приводящая ее к упадку. Но и новая те­ория заходит слишком далеко, отрицая не только ценность пред­шествовавшей ей теории, но зачастую и то зерно истины, кото­рое в ней содержится. Вот почему и она, в свою очередь, обречена на то, что период ее господства закончится и на смену ей придет новая теория, которая очень часто оказывается модификацией той, которая уже раньше была развенчана. И так продолжается бесконечно.

В этих вечных чередованиях содержится большая ценность: они вдохновляют нас и внушают нам оптимизм. Они означают, что мы постоянно касаемся последней реальности, хотя и не спо­собны охватить ее целиком. Такой взгляд совершенно отличен от скептицизма. Он означает, что полная истина бесконечна во всех своих аспектах и глубина ее безмерна. Для нас гораздо важ­нее соприкасаться с такого рода бесконечной ценностью и хотя бы частично владеть ею, чем целиком обладать чем-то таким, что можно полностью охватить и что является поэтому конеч­ным и ограниченным. По крайней мере, таково мнение автора. Это, однако, дело вкуса, и подобный взгляд ни для кого не явля­ется обязательным. Что обязательно — так это признать, что факт обсуждаемых нами осцилляции, по-видимому, hj должен вызывать никакого сомнения.

Мы проделали долгий и трудный путь, прежде чем добрались до этой части нашего исследования. Теперь мы мож^-м оглянуться назад и подытожить сделанное.

1) Все четыре предположения, высказанные в этой части и логически вытекающие из природы каждого из основных типов культурной ментальности, подтверждаются и индуктивным спо­собом.

2) Логически предполагаемые «интеграции» оказались фактиче­ски или причинно-связанными. Пока что исследуемые культурные ментальности проявляют себя в основном как выстроенные логически, а не алогически, как считают многие. Правда, эти причинные и логические связи не являются совершенными, но


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: