ФЛУКТУАЦИЯ ИДЕАЦИОНАЛЬНОЙ, ЧУВСТВЕННОЙ И СМЕШАННОЙ СИСТЕМ ЭТИКИ В ГРЕКО-РИМСКОЙ И ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРАХ1
I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Теперь можно перейти к следующему разделу культуры: эти-ко-юридическому. В этой обширной и сложной сфере мы будем решать те же самые проблемы, что и в предыдущих разделах. Вначале — несколько предварительных замечаний,
У любой организованной группы и ее культуры есть некий набор этических ценностей. Даже у самых примитивных племен или преступных банд мы непременно обнаружим запрет одних форм поведения, объектов и событий и разрешение или даже прославление других как освященных, правильных и рекомендованных. В том или ином виде этическая оценка — «правильное и неправильное» — имеется в любой культуре, в любой организованной социальной жизни. В этом смысле нравственное сознание является непременной составной частью культурной ментальности. Содержание этой менталъности меняется от общества к обществу, от периода к периоду, но этические формы непреходящи.
|
|
Нравственное сознание не обязательно развито до уровня целостных этико-филоссфских систем, оно достигает этого Уровня в более интегрированных культурах. В греке-римском и западном обществе такие системы существуют.
Для социолога и социального психолога подобные этико-фи-лософские системы представляют особый интерес. Это, пожалуй, высшее проявление нравственных идеалов данной культуры, заоблачные вершины ее нравственного сознания. Поэтому их изучение необходимо для понимания характера любой ментальности в ее высших и благороднейших проявлениях, независимо от того, соответствует шлреальное поведение носителей ментальности или нет.
Разумеется, поведение членов данного общества и даже создателей тех или иных этических систем не всегда совпадает с общепринятым этическим идеалом. Фактически, как мы увидим Б Дальнейшем, между поведением и идеалом всегда есть некоторое
Часть 4. Флуктуация нравственно-правового сознания
несоответствие. По этой причине нельзя делать вывод, что поведение членов данного общества соответствует главенствующему в нем этическому идеалу. С другой стороны, между идеалом и определенными аспектами повседневного поведения, по-видимому, существует некоторое «сродство», и многие из них так или иначе пронизаны принципами доминирующей этической системы.
Если господствует утилитаризм, то атмосфера утилитарных принципов пропитывает поведение и нравственное сознание членов общества несмотря на то что они не всегда и не во всем следуют их главным предписаниям. Если господствующей системой является этика любви, это опять-таки сказывается на повседневной жизни общества и особенно на его нравственном сознании, хотя в действительности требования такой системы могут и нарушаться.