Нравственно-правового сознания

ФЛУКТУАЦИЯ ИДЕАЦИОНАЛЬНОЙ, ЧУВСТВЕННОЙ И СМЕШАННОЙ СИСТЕМ ЭТИКИ В ГРЕКО-РИМСКОЙ И ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРАХ1

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Теперь можно перейти к следующему разделу культуры: эти-ко-юридическому. В этой обширной и сложной сфере мы будем решать те же самые проблемы, что и в предыдущих разделах. Вначале — несколько предварительных замечаний,

У любой организованной группы и ее культуры есть некий на­бор этических ценностей. Даже у самых примитивных племен или преступных банд мы непременно обнаружим запрет одних форм поведения, объектов и событий и разрешение или даже прослав­ление других как освященных, правильных и рекомендованных. В том или ином виде этическая оценка — «правильное и непра­вильное» — имеется в любой культуре, в любой организованной социальной жизни. В этом смысле нравственное сознание являет­ся непременной составной частью культурной ментальности. Со­держание этой менталъности меняется от общества к обществу, от периода к периоду, но этические формы непреходящи.

Нравственное сознание не обязательно развито до уровня целостных этико-филоссфских систем, оно достигает этого Уровня в более интегрированных культурах. В греке-римском и западном обществе такие системы существуют.

Для социолога и социального психолога подобные этико-фи-лософские системы представляют особый интерес. Это, пожалуй, высшее проявление нравственных идеалов данной культуры, заоб­лачные вершины ее нравственного сознания. Поэтому их изучение необходимо для понимания характера любой ментальности в ее высших и благороднейших проявлениях, независимо от того, со­ответствует шлреальное поведение носителей ментальности или нет.

Разумеется, поведение членов данного общества и даже созда­телей тех или иных этических систем не всегда совпадает с общепринятым этическим идеалом. Фактически, как мы увидим Б Дальнейшем, между поведением и идеалом всегда есть некоторое

Часть 4. Флуктуация нравственно-правового сознания

несоответствие. По этой причине нельзя делать вывод, что пове­дение членов данного общества соответствует главенствующему в нем этическому идеалу. С другой стороны, между идеалом и оп­ределенными аспектами повседневного поведения, по-видимому, существует некоторое «сродство», и многие из них так или иначе пронизаны принципами доминирующей этической системы.

Если господствует утилитаризм, то атмосфера утилитарных принципов пропитывает поведение и нравственное сознание чле­нов общества несмотря на то что они не всегда и не во всем следуют их главным предписаниям. Если господствующей системой являет­ся этика любви, это опять-таки сказывается на повседневной жиз­ни общества и особенно на его нравственном сознании, хотя в дей­ствительности требования такой системы могут и нарушаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: