200 400 GOO BOO 1000 1200 UOO 1GOO 1800
диаграмма 16. флуктуация этических течений
А. Табл. 29 и диаграмма 16 показывают, что вплоть до второй половины V в. до н. э. этика счастья не играла никакой роли. Безраздельно господствовала этика норм: религиозные и моральные требования рассматривались как абсолютные, независимо от того, приносят ли они чувственное счастье. Моральные ценности считались священными, сила их исходила от божеств, повеления которых не вызывали сомнения и не подлежали обсуждению. Эту точку зрения разделяли не только такие мыслители, как Пифагор и Гесиод, но и поэты, чьи высказывания были письменно зафиксированы в первой половине V в. до н. э. и в более раннее время, — Пиндар, Эсхил, Софокл, Геродот и др. Для них нравственные предписания были абсолютными повелениями богов и не вызывали сомнений даже в тех случаях, когда боги карали людей, которые, на наш взгляд, по-видимому, и вовсе не были виновными.
Подлинная причина подобных взглядов — абсолютистское представление о нравственных ценностях и нравственном мироустройстве. Поскольку мир абсолютен и нерушим, его следует поддерживать. Нарушенная справедливость должна быть восстановлена; нарушение, даже неумышленное, не должно оставаться безнаказанным. Предполагается, что нравственный порядок абсолютен и всегда справедлив, хотя мы можем и не понимать этого. Для любой абсолютистской системы этики любое нарушение абсолютного нравственного порядка не должно остаться без искупления и восстановления самой нравственной ценности. Таким, в схематическом виде, было моральное сознание греческих мыслителей до V в. до н. э. Оно пред:тавля-ется в высшей степени идеациональным и в этом отношении находится в гармонии с идеационализмом, господствующим в других сферах греческой культуры того периода.
|
|
В. Переходя в середину, затем во вторую половину V и далее — в IV вв. до н. э., мы видим, что спектр морального сознания меняется, причем меняется чрезвычайно. Во-первых, возникает и стремительно развивается система этики счастья, главным образом в виде одухотворенного эвдемонизма. Во-вто-рьгх, кое-кто из софистов создает крайне чувственные системы этики. В-третьих, главные этические учения, а именно учения Платона, Аристотеля и их последователей оказываются очень близкими к идеалистической системе. Судя по такому спектру, Вторая половина V и IV вв. являются отчасти смешанным, но в
- Сорокин