Эти утверждения Б. Франклина означают, по словам М. Be-бера, величайшую из всех возможных революций в мире моральных ценностей. Если в средние века экономические ценности и интересы подлежали цензуре, клеймились, карались и подвергались гонениям, то теперь они стали королем и королевой для всех остальных ценностей. И утилитаризм, и гедонизм вместе со своими производными также чрезвычайно усилились, закрыв своей тенью весь горизонт социального и морального мира и сформировав его в соответствии с собственными идеалами.
Такое же преобразование (хотя и в несколько иной форме) претерпели католические доктрины и учения о нравственности тех столетий.
Н. Этика счастья достигала вершин в 1560-1620 гг., затем приблизительно в 1760-1780 гг. и наконец в период, начавшийся в 1880 г. и продолжающийся до сих пор. Мы живем в эпоху ее великого прилива. Большинство чувственных систем стало еще более сенсуалистическими, относительными, приземленными и плотскими, чем, например, в течение большей части своей греко-римской истории. «Обездуховление» всех этических ценностей в общественном сознании нашего времени зашло чрезвычайно далеко и свело почти все этические ценности до уровня телесного комфорта и наслаждения; они стали мерой как этических, так и прочих ценностей.
|
|
I. Эти сухие цифры обнаруживают некоторые принципиальные характеристики современной ментальное™.
1) Ее преимущественно утилитарный и гедонистический характер. «Польза», понимаемая в чувственном смысле, есть основная черта нашего нравственного сознания. От всего, начиная с науки и кончая религией, мы требуем материальной пользы и выгоды. Если нечто полезно, оно считается благом. Если нет, то не считается. «Наука — это самый экономичный способ адаптации человека к окружающей среде, его мыслей — к фактам и фактов — друг к другу»14.
Истина — это самый экономичный и удобный способ мышления, а наука — самый экономный способ адаптации человека15.
«Если вера в Бога полезна, то Бог существует, а если нет, то и Бога нет» 16.
«Какова наличная стоимость истины, выраженная в терминах опыта?» 17
Эти и сотни других дефиниций истины и науки — «операциональный критерий истины» |В, «жизненная ценность науки»,
24. Флуктуация систем этики 535
«наука как наиболее эффективное средство выживания» — отражают всепроникающее утилитарное начало нашей менталь-ности. То же самое, с теми или иными изменениями, мыслится, утверждается и провозглашается применительно к любой другой ценности. Даже если бы к нам пришел сам Бог, его приятие или неприятие зависело бы от того, полезно Его явление нам или же нет. Если полезно, то мы что угодно примем за Бога, а если не полезно — отвергнем и Его.
|
|
2) Вторая фундаментальная категория современного сознания — это гедонизм. В умеренном или переходящем все рамки допустимого виде он снова пронизывает наше моральное сознание, начиная с ежедневной рекламы: «Ты не счастлив? — Купи ветчины или холодильник» и кончая привычным речевым оборотом: «Мы получили громадное удовольствие от воскресной проповеди», «от лекции» или от чего-то еще. Слово «наслаждение» несет в себе чувственный оттенок, а мы даже не замечаем, как неуместно оно применительно к тем ценностям, которые совсем не обязательно должны доставлять «удовольствие» для того, чтобы быть ценностями. Тем самым высказывается требование, чтобы проповеди, лекции, филантропические мероприятия, даже казнь и убийство развлекали или доставляли удовольствие. Все, что не содержит в себе, по крайней мере, обещания чувственного наслаждения, имеет мало шансов быть по достоинству оцененным в наше время.
3) Третья, вытекающая отсюда черта, — наше помешательство на деньгах, которое проявляется в тысячах форм. Мы стремимся почти все превратить в приносящий прибыль бизнес. Звания, религиозная проповедь, рождение четырех или пяти близнецов, дурная слава, приобретенная в ходе суд-.бного разбирательства о похищении людей, участие з гуде по делу об убийстве, слава на поприще науки, слава, приобретенная на войне, во время игры в бейсбол, в политике — из всего этого стремятся извлечь прибыль. Почти все подобные «герои» рано или поздно оказываются либо на подмостках водевиля или на голливудской сцене, либо на газетной полосе, в правлении директоров банка или страховой компании, превращая, таким образом, свою репутацию в деньги.
4) Следующая особенность нашей ментальности — современное лидерство. Кто наши лидеры? Прежде всего — удачливые финансовые дельцы. Неважно, как заработаны деньги. За редким исключением все они принадлежат к «сливкам обще-
536 Часть 4. Флуктуация нравственно-правового сознания
ства»; им, обладающим лишь начатками знаний, присваивают научные степени; они — спонсоры всего, чего угодно, они политические лидеры, они контролируют и то, и это, и все прочее. Некоторые из них, несомненно, заслуживают столь высокого положения. Другие — и таких большинство — вряд ли. Некоторые — безусловно нет. Финансовые дельцы — это наши герои, начиная с Ротшильдов и кончая удачливой «акулой Уолл-Стрита» '9. Стоит ли добавлять, что совершенно естественно почти все в нашей культуре выносится на продажу. За деньги можно купить все — от святости до «красоты». Старинное изречение Югурты — urbem venalem20 — относится к нам в той же степени, как и к культуре погрязшего в чувственности Рима. Главная страсть, стремление, мечта большинства наших современников — разбогатеть и иметь «все, что только можно купить за деньги».
5) Пятая ее черта — это «моральный атомизм., релятивизм и нигилизм». Едва ли есть у нас сейчас какая-нибудь моральная ценность абсолютного или священного свойства. Индивиды и группы по привычке лицемерят, когда, пытаясь защитить свое существование или оправдать свои посягательства на чужое существование, продолжают апеллировать к «общественному мнению», «чувству справедливости», «человечности» и т. п. За редким исключением только безнадежно наивные люди верят в эти призывы и в эти так называемые принципы и ценности. Нет никакого абсолютного категорического императива, который связывал бы коммунистов с их жертвами, гитлеровцев — с евреями, итальянцев — с эфиопамиг!, атеистов и верующих, сторонников «модерна» и «старомодности», богатых и бедных, угнетенных и угнетателей и т. д.! В итоге — моральная анархия, нравственный атомизм. Каждый считает, что в таких условиях у него есть право быть самому себе нравственным законодателем. И многие из нас фактически ими и являются. Подобная «аномия», если воспользоваться термином Дюркгейма22, неизбежно возникает, если отрицаются абсолютные нормы. Когда именно релятивистская этика счастья в процессе своего имманентного развития доходит до стадии «аномии» — лишь вопрос времени. Наша культура, кажется, уже достигла ее.
|
|
Следующее, вытекающее отсюда следствие, — господство силы и принуждения в нашей общественной жизни как в межличностных, так и в межгрупповых взаимоотношениях. Когда нет никаких абсолютных нравственных норм, существенной га-
24. Флуктуация систем этики 537
рантией для каждого становятся либо лицемерие и выгода, либо сила. Поскольку получить выгоду стремятся все, сила оказывается единственным способом самозащиты или принуждения других подчиняться нашим требованиям. Послевоенные периоды прекрасно продемонстрировали, что международные соглашения и обязательства ровным счетом ничего не значат; это всего лишь клочки бумаги, цель которых — обмануть наивных. Поэтому в настоящее время никто, кроме людей наивных, в них не верит; любой государственный муж, если только он не безнадежно глуп, не доверяет, да и не может доверять договорам и соглашениям. Единственно надежное средство — это сила. Отсюда и чрезвычайный рост ее роли в международных и межгрупповых отношениях. Поскольку ни на Бога, ни на нравственные ценности, ни на обещания, ни на договоры нельзя положиться, каждый вынужден рассчитывать только на свою собственную грубую силу или на силу той группы, к которой он принадлежит. Отсюда — использование силы каждым государством, которое чувствует, что может употребить ее безнаказанно, будь то Япония, Италия, Германия, Россия или любая другая страна. Отсюда же — чрезвычайный рост вооружений, милитаризация бюджетов, все более масштабное использование средств массового уничтожения в межгосударственных войнах и всевозможных внутренних конфликтах. Отсюда, наконец, чудовищные вспышки мировых войн, локальных войн и революций, превративших наше столетие в самое кровавое за все время существования цивилизации. Мы вплотную приблизились к тому гипотетическому состоянию, которое Гоббс называл «войной всех против всех»23. Сам факт, что сила стала играть роль высшего нравственного арбитра, есть не что иное, как имманентное слецс?вие чрезмерного развития гедонистического и утилитарного нравственного сознания наших дней. Если это сознание будет и дальше углубляться, то значение силы будет все больше и больше возрастать, пока не сделает общественную жизнь невозможной. После чего скорее всего наступит реакция. И эта реакция означала бы, судя по реакции предыдущей, упадок чувственной ментальное™ и подъем этики абсолютных норм. Признаков подобного рода реакции пока еще нет. Но все мы достаточно остро ощущаем неудовлетворительность перезревшей чувственной мен-тальности: мы лишились чувства уверенности в жизни, лишились нашего комфорта, ощущения благополучия, утратили свое положение, свое самоуважение, достоинство — почти все. По
|
|