о Петрарке) ввели «новые мелодии» в свои этические системы. В этом смысле данный период напоминает V в. до н. э. в Греции. Не случайно, платонизированньгй аристотелизм, лежащий в основе этических учений Фомы Аквинского, Альберта Великого, Данте и многих других представителей схоластики, отмечен печатью скорее идеализма, нежели чистого идеационализма предыдущих столетий. Ценности чувственно воспринимаемого мира «обрели вес» в этических системах, созданных в эти столетия, и теперь уже не рассматривались как негативные или совершенно бесполезные. По своему нравственному сознанию период был смешанным и идеалистическим.
G. В следующие столетия усиление чувственных элементов в рамках абсолютной этики продолжается. Кульминацией этого процесса стало возникновение чувственных систем истины в конце XV в. и затем их внезапный стремительный рост в XVI в., когда они вышли на уровень в 43% от всех систем этики. Чувственный (не идеалистический) эвдемонизм, затем гедонизм и утилитаризм снова выходят на «столбовую дорогу» этической мысли западного общества, после чего, с временными флуктуациями, стремительно растут. Расширение этого течения, иначе говоря, тенденция к сенсуализации этики в период с XVI по XIX в. осуществлялось трояко. Во-первых, количественно. В течение последних четырех столетий этика счастья по степени влиятельности всех трех своих разновидностей составляла примерно 40% по сравнению с 60% этики абсолютных норм. В XVI в., то есть в период Ренессанса и Реформации, — чувственная этика в количественном отношении достигла высшей точки (43%). В следующие два столетия ее уровень несколько снизился, но в XIX и XX вв. вновь повысился. Вторая форма расширения этого течения нашла отражение в усиленном распространении таких его разновидностей, как гедонизм и утилитаризм, и соответственно, в уменьшении влияния эвдемонизма. Наконец, еще одно проявление — все большее проникновение чувственных элементов в системы этики принципов. С формальной точки зрения многие из них кажутся абсолютистскими и идеациональными, но фактически, если вникнуть в их содержание, станет ясно, что они носят скорее чувственный, чем идеациональный характер.
|
|
Несмотря на видимый этический абсолютизм, роль этих течений состоит в подрыве подлинно идеациональной этики и оправдании, эстетизации и освящении утилитарно-чувственного образа жизни. М. Вебер, Р.Г. Тауни, Э. Трёльч и многие дру-
24. Флуктуация систем этики 533
гие исследователи считают, что в известном смысле данные течения были крестниками современного капитализма, финансовой системы, экономизма10, утилитаризма, и светского рационалистического эпикурейства. Труды этих исследователей позволяют мне быть кратким и просто сослаться на них вместо того, чтобы доказывать сформулированное выше утверждение. Достаточно сравнить современное и средневековое отношение к экономическим ценностям и интересам. В средневековом учении о нравственности (а также в значительной степени и на практике) экономические условия жизни целиком подчинялись религиозным и моральным ценностям; богатство само по себе рассматривалось (особенно в раннем средневековье) негативно, как причина погибели, а богатые — как люди, которым намного труднее спасти свои души, нежели «верблюду пройти сквозь игольные уши»11.
|
|
Позднее, после XII-XIII вв., такое отношение меняется. К экономическим интересам и ценностям, бывшим чуть ли не под запретом, стали относиться все более и более «терпимо». Наконец, примерно в XVI-XVIII вв. экономические ценности были подняты на уровень самодостаточной и чуть ли не главной ценности, которой должны подчиняться все остальные.
Перед нами один из примеров внутренней трансформации социального процесса. Подобно тому как, благодаря своему аскетизму, Церковь Средневековья накапливала все больше богатства и в конце концов изменилась, так и стремление к наживе, обуявшее аскетическое пуританство с его «ограничением потребления, с его высвободившейся энергией, направленной на приобретение, благодаря этой обязательной бережливости, привело к накоплению капитала. И чем больше его было, тем влиятельнее он..тано-вился и тем сильнее сжимал в своих тисках пуритан»12» зыжигая Даже те идеациональные и некоммерческие ценности, которые пуританизм признавал во времена своего начала.
В XVII-XVIII вв. экономический интерес и целесообразность стали высшей ценностью и критерием оценки всех остальных (особенно неэкономических) ценностей, в том числе религиозных и моральных.
«Честность полезна, ибо она приносит кредит, так же обсто-Ит дело с пунктуальностью, прилежанием, умеренностью — все эти качества именно поэтому и являются добродетелями... Помни, ^то время — деньги... Помни, что кредит — деньги... Помни, что Деньги по природе своей плодоносны и способны порождать ко-Вь*е деньги»13.