Можно выделить следующую классификацию методов оценки персонала:
1) Качественные методы (описательные методы) — это методы определяющие сотрудников без применения количественных показателей:
а) матричный метод — предполагает сравнение качеств конкретного человека с идеальными характеристиками для занимаемой должности;
б) метод системы произвольных характеристик — руководство или кадровая служба просто выделяет самые яркие достижения и ошибки в работе человека, и, сопоставляя их, делает выводы;
в) оценка выполнения задач — элементарный метод, когда оценивается выполнение\не выполнение поставленных перед работником задач;
г) метод «360 градусов» — предполагает оценку сотрудника руководителями, коллегами, подчиненными, клиентами и самооценку;
д) групповая дискуссия — метод, которым предусматривается дискуссия сотрудника с его руководителями или экспертами в данной отрасли;
е) деловые игры – данный метод предполагает моделирование реальной трудовой ситуации, с последующим экспертным анализом результатов, достигнутых работником в ходе игры;
2) Количественные методы — результаты оценки зафиксированы количественными показателями:
а) ранговый метод — несколько руководителей составляет рейтинг сотрудников, потом все рейтинги сверяются для принятия соответствующего управленческого решения;
б) метод бальной оценки — за каждое достижение работник получает определенное заранее количество баллов, которые по итогам периода суммируются;
в) свободная бальная оценка — каждое качество сотрудника оценивается экспертами с формированием общего рейтинга по сумме баллов;
г) тестирование – предполагает решение заранее поставленных задач, с оценкой достижения правильного результата по определенной шкале.
Аттестация и assessment center являются примерами комплексных методов оценки, включающих в себя методы, описанные выше, в разных комбинациях.