Экономическую культуру можно определить как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни.
Экономическая культура самым непосредственным образом (и это является самым важным в данной проблематике) влияет на развитие экономики. Такое влияние осуществляется через экономическую деятельность людей. Последняя зависит в свою очередь от того, что ценят или нет, чего боятся или к чему стремятся экономические агенты, какими ценностями они руководствуются в своей деятельности. Эта совокупность феноменов сознания включает в себя следующие аспекты: ценности, связанные с экономикой (какие экономические блага более или менее предпочтительны); нормы в сфере экономики (экономические нормы массового поведения); приоритеты и предпочтения в экономической сфере (выбор людьми тех или иных экономических благ); экономические потребности (индивидуальные, семейные, групповые на разных уровнях); мотивация экономического поведения (объяснения, оправдывающие действия и поступки, а также выбор ценностей и норм).
|
|
Экономическая культура, подобно культуре политической, встроена в определенный образец ориентации на экономические действия.
Ориентации субъекта экономического процесса лежат в основе типологии экономической культуры. Если не существует специализированных экономических ролей, если они не отделены от религиозных, политических или иных ориентации, то можно говорить об экономической культуре патриархального общества или традиционной экономической культуре. Наличие специализированных экономических институтов, но низкая индивидуальная активность субъектов свидетельствуют о другом типе экономической культуры — промежуточном, но все еще докапиталистическом.
Ключевой категорией в членении человеческой истории на этапы, типы общественных систем является дифференциация — различение ролей, статусов, институтов и организаций, специализированных на выполнении отдельных функций, в том числе и экономических, которые появляются в ходе эволюции общества.
За всю историю человечества можно установить два основных способа экономического воспроизводства. Соответственно определяются две основные формы или модели экономической культуры.
Экономический процесс может осуществляться в форме «централизованно управляемого хозяйства», т.е. регулироваться планами одного составителя планов. Если экономическая ячейка невелика и один человек в состоянии руководить ею, как это имеет место в небольшой замкнутой семье, то речь идет о «собственном натуральном хозяйстве». Или же ситуация, в которой экономический процесс планируется в масштабах целой нации (натурально-общинная форма государственного хозяйства). Обе эти разновидности относятся к культуре централизованно управляемого хозяйства, а значит, к закрытому типу общества.
|
|
Что касается социализма, то свою общеэкономическую задачу, распадающуюся на три момента: определение структуры общественной потребности; распределение ресурсов общества для удовлетворения потребности и распределение произведенного продукта, — он решал натуральным образом, т.е. в рамках экономической культуры централизованно управляемого хозяйства.
Базовой моделью открытого, современного общества является экономическая культура рыночного хозяйства, в которой многочисленные индивидуальные хозяйства-предприятия и домашние хозяйства самостоятельно разрабатывают планы, вступают в экономические отношения между собой в формах рынка, функционируют по принципу самоорганизации. Координация планов хозяйствующих субъектов осуществляется через цены и меновые стоимости. Данная экономическая культура стала утверждаться в результате великих социальных революций XVI - XVIII вв.
Современный тип экономической культуры предполагает наличие «человека экономического» с его деловитостью, разумным восприятием новшеств и самодисциплиной, с развитой сетью специализированных экономических институтов.
Человек экономический отвечает в наибольшей степени тенденции к преобладанию «формальной рациональности», соответствует, по Веберу, «целерациональному типу действия». Рациональная установка утвердилась в силу экономической необходимости. Каждодневному решению экономических задач обязано человечество своей начальной подготовкой в области рационального мышления и поведения.
Человек экономический инициирует рационализацию способа ведения хозяйства, управления во всех сферах социальной жизни. В свою очередь, этот процесс оказывает обратное воздействие: рационализирует образ мышления людей, способ их чувствования и образ жизни в целом.
Разрабатывая тему «человека экономического», А. Смит — провозвестник современной экономической культуры — сформулировал всемирно известную концепцию «невидимой руки». Он убеждал своих читателей, что личный стимул является мощным фактором экономического прогресса. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека в классической школе политэкономии признавался своекорыстный интерес. Человек реализует этот интерес только тогда, когда оказывает услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. «... В этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».
Важнейший теоретический и практический вопрос экономической культуры — о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности человека — в условиях рынка решается экономическим способом. Государство же, по А. Смиту, должно:
1) взять на себя то, что не может делать частное лицо или то, что не выгодно частному лицу — заботу о народном образовании, общественных работах, развитие и содержание транспорта и связи, расширение коммунальных услуг и т.д.;
2) поддерживать «естественный порядок», важной стороной которого является режим свободной конкуренции. В экономических условиях того времени монополии могли существовать только с помощью государства;
3) охранять жизнь, свободу и собственность граждан, опираясь на такие регуляторы, как определение минимума зарплаты, политические институты, органы правосудия.
|
|
Характеристика экономической культуры «рыночного хозяйства» включает в себя основные компоненты экономической демократии, называемой также «экономикой участия».
К основным формам системы участия относятся: а) участие в прибылях или «успехе предприятия»; б) в собственности; в) в управлении.
Коренное преобразование в отношениях собственности, поиски оптимального соотношения власти и собственности, нахождение той меры допустимого вмешательства политики и политиков в экономические процессы создадут реальные возможности для становления и укрепления современной экономической культуры, что позволит России, как и любому другому постсоциалистическому государству, стать составной, органической частью цивилизованного мира.