Оценки в исследовании систем управления

Одной из сложных и важных проблем исследования управления является оценка ситуаций, состояния, изменений, тенденций и пр.

Оценка – это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе решений по совершенствованию систем управления. Чем более точную оценку может провести менеджер или исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения.

Какой бы ни была оценка по своей процедуре, объекту, конструкции, она всегда сводится к определенным показателям, которые характеризуют ее относительную определенность, законченность, количественное выражение, возможность использования в качестве стимулирования и пр.

Каждое явление имеет определенные свойства, выражается в комплексе характеристик. В свою очередь, характеристики имеют показатели, даю­щие возможность судить о степени ее проявления, развитости, отличии от других характеристик, важности для оценки данного явления.

Показатель - это оцененная соответствующим образом характеристика явления (предмета, ситуации, проблемы, процесса и пр.)

Вообще показатели играют очень важную роль в управлении. Они выпол­няют три функции.

1) Показатель является формой представления информации. Именно в пока­зателях информация используется в сжатом виде, агрегируется. От этого повышается эффективность ее использования, скорость обработки. Ко­нечно, только в том случае, если показатель не искажает информации, что очень часто приходится наблюдать в практике управления.

2) Показатель является средством анализа целей, ситуаций, проблем, реше­ний. Оперирование показателями вносит большую обоснованность в ана­литическую работу, характеризует четкую логику, формирует эффектив­ные технологии управления.

Наконец, показатели всегда связаны с интересами человека, они суще­ствуют в поле его интересов, ибо отражают его деятельность, которой нет и не может быть без приложения и реализации интересов.

3) Поэтому пока­затель может выступать и реально выступает в качестве средства стимули­рования и мотивации эффективности деятельности. На показателях стро­ится система мотивации. И чем точнее показатели отражают интересы, тем эффективнее система стимулирования и мотивации.

Показатели, используемые в исследовании системы управления, различ­ны. Их совокупность, а также качество не всегда могут соответствовать целям исследования. Поэтому большое значение имеет выбор необходи­мых показателей или, при отсутствии подходящих, их конструирование.

Для выбора показателей необходимо сделать классификацию, которая упорядочивает все их разнообразие и показывает, помимо прочего, каких показателей для проведения исследования недостает.

В любом исследовании существует предмет и объект. В исследовании уп­равления в качестве объекта исследования выступает система управле­ния. Необхо­димы показатели, которые отражали бы состояние, функционирование и развитие этой системы.

(1) Показатели состояния характеризуют наличие тех или иных функций, связей, подразделений, свойств, квалификационных признаков, техни­ческих средств, информационных массивов и пр. К этой группе показате­лей относится и структура системы управления.

Показатели состояния не обязательно должны быть натуральными. Они могут отражать и экономическое положение фирмы. Так или иначе, это показатели статики, показатели, фиксирующие мгновение в разнообраз­ных процессах функционирования и развития системы управления.

Существует другая группа показателей, отражающих изменения, проис­ходящие в управлении. Такие изменения могут быть повторяющимися, воспроизводимыми и невоспроизводимыми, характеризующими возник­новение нового качества. Это показатели динамики, ( 2) показатели функци­онирования и (3) показатели развития.

(2) Показатели функционирования включают те процессы, которые позволяют судить о поддержа­нии необходимых для нормальной работы соотношений, сочетаний, со­ответствий, пропорций, совместимости (например, функций, полномо­чий, технических средств и пр.).

(3) Показатели развития отражают появление новых свойств, рост характеристик, увели­чение масштабов, новые варианты использования ресурсов, все, что ха­рактеризует появление нового качества.

Показатели предмета исследования включают показатели цели, ресурсов и условий их использования.

Действительно, реальное управление это осознание и формулирование цели, распределение и использование ресурсов, которые выступают средства­ми ее достижения и, наконец, учет конкретных условий, которые и ограни­чивают возможности использования ресурсов, и в то же время имеют бла­гоприятные факторы, которые надо увидеть, учесть, использовать для дос­тижения цели.

Предмет исследования отражает множество показателей: экономические, материально-технические, информационные, социологические, органи­зационные. Это показатели, выделяемые по составу ресурсов, основным характеристикам цели и условиям ее достижения.

В исследовании используются различные показатели по конструкции. Это показатели простые и сложные.

Простым показателем является, напри­мер, количество работников в отделе, сложным (его иногда называют синтетическим, расчетным) является показатель производительности тру­да, эффективности, средней величины затрат времени и пр. Качество сложного показателя зависит от его конструкции и методики расчета. Конечно, именно такие показатели являются основой современного уп­равления, ибо они полнее отражают те функции, которые присущи по­казателям.

Показатели могут быть количественными и качественными. Это разделе­ние их носит в определенной степени условный характер. Качество мо­жет быть оценено и отражено и в количественных параметрах и едини­цах. Это разделение отражает лишь возможности точного измерения, наличие объективной шкалы оценки. Если персонал можно выразить в совершенно точных количественных измерениях, то, например, соци­ально-психологическую атмосферу коллектива можно отразить лишь в показателях «хорошая» или «плохая» или в сочетании этих субъективных и неопределенных оценок. Может быть, эту классификацию лучше пред­ставить как группу показателей приблизительных и грубых оценок и по­казателей точных количественных оценок. В практике исследования не­обходимы и те, и другие.

Показатели в их функции средства воздействия имеют определенный орга­низационный статус. Можно по этому их признаку выделить показатели регламентного типа, нормативного, инструктивно-информационного. Каждая из этих групп сопровождается комплексом определенных требо­ваний, которые и определяют организационный статус показателя.

Регла­ментные показатели обязательны для выполнения (продолжительность рабочего дня или недели, сроки выполнения плана, количество работников и пр.);

нормативные - регулируют деятельность по средним величинам или пре­делам отклонений (нормативная величина текучести персонала, средняя зарплата, ориентировочные сроки выполнения работы и пр.);

инструк­тивно-информационные - дают возможность полнее учитывать конкрет­ные условия работы, позитивный опыт.

По универсальности можно разделить показатели на универсальные и уз­коспециализированные. Первые дают возможность проводить сравнитель­ный анализ различных свойств, объектов и условий, вторые — полнее исследовать специфику, оценить ее глубину, положительные и негатив­ные проявления.

Существуют также показатели обобщающего типа (интегральные) и по­казатели конкретные, которые характеризуют классификационные раз­личия или дифференциацию признаков, функций, методов и т.д.

В исследовании управления большую роль играет сочетание экономичес­ких и натуральных показателей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое технология исследования и какая технология применяется чаще всего?

2. Каковы структура программы исследования и порядок её разработки?

3. Для чего нужен план исследования и каковы формы отображения плановых работ?

4. Назовите принципы и этапы планирования исследований СУ.

5. Что такое бизнес-план исследований, для чего он составляется и какова его структура?

6. Назовите основные формы организации исследования.

7. Какова роль фактов исследования?

8. Что такое «факты наличия», «факты существования» и «факты изменений»?

9. Какую характеристику раскрывает понятие «эффективность исследования»?

10. Какие факторы характеризуют исследовательский потенциал управления?

11. Соблюдение каких принципов обеспечивает эффективность исследования СУ?

12. Какие показатели используются для оценки объекта исследования?

13. Какие показатели используются для оценки предмета исследования?

Основная литература

1. Белов В.Г., Смольков В.Г. ИСУ (Исследование систем управления).- М.: Луч, Эликта-Принт,2000.

2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб.пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

3. Исследование систем управления: Учеб. Пособие/ Под ред. Короткова Э.М. – М.: ИНФРА-М, 2003.

4. Коротков Э.М. Исследование систем управления.- М.: ООО Издательско - Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2003.

5. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.

6. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

7. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учеб.пособие. – М.: ЦИТОО, 2001.

8. Рогожин С.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие.- М.: Национальный институт бизнеса, 1999.

9. Фомичев А.Н. Исследование систем управления: Учебник/А.Н.Фомичев,- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.

Дополнительная литература

10. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы.-М.: Наука,1978.

11. Афаеасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.- М.: Политиздат,1981.

12. Беляев А.А., Короткое Э.М. Системология. — М.: ИНФРА-М, 2000.

13. Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. - Л.: По­литехника, 1991.

14. Валуев С.А, Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. - М.: Машиностроение, 1993.

15. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 1993.

16. Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. Пер. с англ. М.: Советское радио, 1979

17. Ларин А.А. Теоретические основы управления: Учебное пособие. Ч.1. Процессы, системы и средства управления. -М.: РВСН, 1998

18. Мессарович М., Мако Д.,Тахара И. Теория иерархических многоуровневых систем: Пер. с англ. М., Мир, 1973.

19. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ. –М.: Советское радио, 1969

20. Основы общей теории систем: Учебное пособие. Ч.1. СПб.: ВАС, 1992

21. Партер У. Современные основания общей теории систем.: Пер. с англ. М.: Наука, 1971.

22. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

23. Словарь-справочник менеджера. /Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА, 1996.

24. Скоун Т. Управленческий учет./Пер. с англ, под ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 1997.

25. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. –М.: Юнити, 1998

26. Справочник директора предприятия. /Под ред. М.Г. Ла­пусты. - М.: ИНФРА, 1998

27. Теория управления. Терминология: Сборник рекомендуемых терминов. Вып. 107. –М.: Наука, 1988

28. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1999.

29. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

30. Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: