Конфликтогены этого типа имеют следующие разновидности:
Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.
Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Вы не могли этого не знать», «Вы умный человек, а поступаете...». Конфликтогеном является и снисходительный тон.
"Муж: похвалил жену за вкусный обед, а та обиделась, потому что сказано это было снисходительным тоном, и она почувствовала себя кухаркой.
Хвастовство, то есть восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна.
Категоричность, безапелляционность, является проявлением самоуверенности и предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности такие, как: «Я считаю», «Я уверен». Конфликтогенами данного вида являются и безапелляционные заявления типа: «Все мужчины — подлецы», «Все женщины— обманщицы»,«Все воруют»,«...и закончим этот разговор».
|
|
Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий по существу занимает позицию превосходства.
Перебивание собеседника (повышение голоса или ситуация, когда один поправляет другого) показывает, что его мысли более ценны и что именно его надо слушать.
Утаивание информации, которая является необходимым элементом жизнедеятельности. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги.
Информация может утаиваться по разным причинам, например руководителем от подчиненных из благих побуждений, чтобы не расстраивать плохими новостями.
Однако природа не терпит пустоты, и возникший вакуум заполняется домыслами и слухами, которые бывают еще худшего свойства. Но более важно то, что возникает недоверие к сокрывшему информацию, ибо его действие вызвало состояние тревоги.
Подшучивание. Обычно его объектом становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор. Не случайно, осмеянный будет искать возможность сквитаться с обидчиком.
Напоминание (возможно, и непреднамеренное) о какой-то проигрышной для собеседника ситуации.
Известны случаи парадоксального поведения, когда спасенный (по прошествии определенного времени) убивал своего спасителя. Объясняется этот парадокс тем, что, видя спасшего его, человек всякий раз заново переживал состояние полной беспомощности, и чувство благодарности постепенно вытеснилось раздражением, чувством ущербности по сравнению с человеком, которому должен быть благодарен всю жизнь.