Технология «Управление по результатам» основана на приоритете конечных результатов над планированием и прогнозированием. Основу данной технологии составляют бизнес-план и разработки по принятию управленческих решений в условиях возможных неопределенностей'
Центральной функцией, реализуемой руководителями, является координация (корректировка) действий и решений в зависимости от полученного результата (рис. 4.8).
Рис. 4.8. Схема реализации технологии управления по результатам (Д 1 и Д 2 величины отклонений результатов от заданного значения)
На рис. 4-8 хороший результат (сплошная линия) получен с третьей попытки после двух корректировок (пунктирная и штрих пунктирная линия) В рамках данной технологии руководитель должен:
• формировать набор элементов системы управления, необходимый для
достижения цели, поставленной в технологии целевого управления;
• разработать перечень и объем ресурсов, необходимых для функционирования сформированного набора элементов системы управления;
• разработать или выбрать вариант окончательного решения;
• контролировать ход использования ресурсов;
• корректировать ход процесса реализации решений исходя из вели
чины отклонения текущего результата от конечного;
• корректировать ход использования выделенных ресурсов.
Известно, что наиболее необходимые факторы для разработки эффективного решения либо неизвестны, либо точно неопределимы. Эти факторы относятся как к внешней, так и к внутренней среде, влияющих на
разработку решений. Например, заранее трудно рассчитать и подобрать
персонал, требуемые материалы и производственную технологию, учесть
влияние неблагоприятных факторов и т. д. В зависимости от ситуации и
конечного результата руководитель должен постоянно корректировать
расстановку и обучение кадров, технологию и организацию труда, номенклатуру и качество применяемых материалов. Жизненный цикл продукции также требует постоянной корректировки решений в области объема,
качества, номенклатуры, стоимости и рынков сбыта на всех его этапах.
Технология предусматривает два основных этапа в реализации: Первый этап. Разработка нового или выбор типового решения и его реализация до получения первого результата.
Второй этап. Сравнение результата с нормативными показателями. Если отклонение фактического результата от нормативных показателей превышает допустимые величины, то проводится корректировка решения с необходимыми изменениями элементов системы управления и ресурсов. Если отклонения допустимы, то последняя версия решения не корректируется и т. д. по циклу.
Действие технологии завершается по достижению цели, зафиксированной в технологии целевого управления.
При наличии возмущающих воздействий, существенно изменяющих ход достижения цели, руководитель имеет полномочия принимать инициативные решения, исходя из полученных результатов.
Данная технология является эффективной:
• для средних и малых организаций или подразделений, а также при вы
полнении небольших задач, в которых время между принятием решений и результатом их выполнения минимально (часы, несколько дней);
• при отсутствии непреодолимых трудностей в быстром приобретении требуемых ресурсов или возврате невостребованных;
• при наличии неуправляемых или частично управляемых параметров
в процессе реализации поставленных целей;
• при высоком профессионализме руководителя организации или руководителя проекта;
• при преимущественно механизированном характере производства;
• при численности персонала, задействованного в данной технологии, не более 20—30 чел.
Для реализации данной процессорной технологии могут использоваться следующие методы: активизирующие, статистические и экспертные.
Для данной технологии необходимо осуществить следующую организационную и функциональную подготовку:
• сформировать специально для выполнения конкретной цели набор
ключевых элементов системы управления;
• по каждому элементу набора элементов системы управления составить перечень и объем требуемых ресурсов (материальных, технологических, финансовых и др.);
• в рамках любого отдела (например, маркетинга) создать аналитическую группу из двух — трех человек. В группу включить специалистов в области психологии и социологии, маркетинга, экономики и б
других необходимых областях деятельности. Создать для этой группы матричную структуру управления. Задачами группы будут: анализ текущей информации, проведение опросов, определение проблем и подготовка предложений по корректировке тактических и
стратегических решений, создание базы данных.
Данная технология эффективна для самообучения руководителя или специалиста в области управления на собственных ошибках и достижениях.
Технология управления на базе потребностей и интересов
Технология «Управление на базе потребностей и интересов» основана на приоритете межличностных отношений над другими средствами я методами для формирования взаимодействия между работниками, участвующими в реализации поставленной цели. Потребности человека — это материальный, биологический и социальный набор элементов, необходимый для жизнедеятельности и развития организма, функционирования и развития личности (см. параграф 1.2).
Взаимодействие между руководителем и подчиненным при реализации данной технологии может возникнуть только при условии, что управленческое воздействие затрагивает потребности и интересы, как субъекта, так и объекта решения, в т. ч. руководителя и подчиненного, рекламодателя и рекламопроизводителя, рекламораспространителя и целевой аудитории населения. Во всех остальных случаях формируется устойчивое противодействие (рис. 4.9).
Основной функцией, реализуемой субъектом решения, является планирование и организация взаимодействия, а результат получится сам собой.
Рис. 4.9. Схема вариантов управленческого воздействия
В рамках данной технологии субъект решения:
– формирует набор потребностей и интересов для каждого работника (подчиненного или подразделения);
– группирует работников по общности потребностей и интересов, связанных с выполнением задания;
– согласовывает потребности и интересы работников;
– распределяет задания, учитывая корпоративные потребности и интересы работников;
– корректирует ход процесса реализации решений исходя из изменений, происходящих в межличностных и деловых коммуникациях.
Основу данной технологии составляет бизнес-план и распределение заданий согласно индивидуальным особенностям работников и приемам их совместной работы.
Технология воздействует на выбор и удовлетворение потребностей и интересов работников прямо от руководителя, а не от решения самого работника как в технологии управления на базе активизации деятельности персонала.
Данная технология является эффективной:
для крупных и средних организаций в небольших регионах (городах,
поселках и т. д.), где деятельность организации существенно влияет
на муниципальную инфраструктуру;
• при наличии трудностей в быстром приобретении требуемых ресурсов или возврате невостребованных;
• при большом временном интервале между принятием или корректировкой решения и получением результата;
• при высоком профессионализме руководителя организации или руководителя проекта;
• при преимущественно коллективном характере работы;
• при преимущественно ручном или механизированном характере
производства;
• при наличии тесных семейных, бытовых и производственных связей с большинством организаций, расположенных в том же административном регионе: селе, поселке и т. д.
Для реализации данной процессорной технологии могут использоваться следующие методы: активизирующие, дерева решений, сценариев и эвристические.
Для данной технологии необходимо осуществить следующую организационную и функциональную подготовку:
• сформировать специально для выполнения конкретной цели набор
элементов системы управления.
• по каждому элементу набора элементов системы управления составить перечень и объем требуемых ресурсов (материальных, технологических, финансовых и др.);
• в рамках отдела кадров открыть должность специалиста по социологии и психологии. Задачами специалиста будут: анализ текущей ин
формации, проведение опросов, формирование и переформирование групп и др.;
• осуществить подбор персонала на основе общности потребностей и
интересов для реализации соответствующих элементов системы
управления.
Технология предусматривает два основных этапа в реализации: Первый этап. Разработка нового или выбор типового решения и подбор персонала для его реализации.
Второй этап. Постоянный анализ совместной работоспособности персонала и корректировка состава работников в зависимости от результатов их деятельности.
Технология может носить постоянный характер, при этом руководитель должен уделять основное внимание персоналу, подстраивая под него технические средства и методы достижения цели. При наличии возмущающих воздействий, существенно изменяющих ход достижения цели, руководитель имеет полномочия принимать инициативные решения, исходя из полученных результатов.