Инновации. Инновационный процесс, его основные этапы и факторы

Как известно, условием устойчивого успешного развития являются систематические целенаправленные существенные изменения в технических средствах и технологии производства, в разработке продукции с новыми свойствами, в использовании нового сырья, в изменении управления производством, в освоении новых рынков сбыта.

Понятие инновации (его ввел в научный оборот в 30-ые годы 20в., Й.Шумпетер, который рассматривал техническую инновацию как экономическое средство повышения прибыли и вообще развития), связывает все основные стадии технологического процесса управляемых изменений - от возникновения прикладной идеи и системной ее проектной разработки до рентабельного производства и успешной рыночной реализации продукции, с удовлетворением насущных потребностей потребителей и общества в целом.

Главные необходимые свойства инновации:

Наличие новшества, его практическое внедрение и рыночная реализация, обеспечивающие положительный эффект (экономический, научно-технический, социальный).

Рекомендация студентам: каждому необходимо, в дополнение к лекционным, самостоятельно найти и проанализировать примеры инноваций разного масштаба - местного, отечественного, всемирного.

Инновационный процесс - совокупность операций, этапов, реализующих весь инновационный цикл (основные вехи которого: «идея-технология-продукция-социально экономический эффект»).

Среди возможных источников инновационных возможностей П.Друкер выделяет типовые, отмечая среди них неожиданные изменения в отрасли и на рынке, нужды производственного процесса, новые знания, изменения в поведении потребителей, демографические изменения.

Вариантов поэтапной структуризации инновационного процесса и вообще разработки проектов известно немало - в соответствии с «полунормативными» рекомендациями ЕСКД для НИОКР, типовые этапы разработки товара -новинки в литературе по маркетингу, в публикациях по ИМ и др. Сравнительный анализ показывает их неполноту. [11] Поэтому далее представлена следующая обобщенная поэтапная модель инновационного процесса (см. ее блок-схему на рисунке 1), с краткими комментариями.


Обратная связь


мониторинг “Отбор инноваций”

Рис. 2

Творческий поиск идеи инновации чаще всего обусловлен осознанием потребности в ней и формированием соответствующего задания на инновацию (вначале в виде «постановки задачи», а стадии технической разработки продукции предшествует ТЗ заказчика, см. этап 3). Для формирования комплекса объективно обоснованных требований к инновации в общем случае (а особенно применительно к высокотехнологичной наукоемкой продукции) необходим патентно-конъюнктурный анализ доступной информации, позволяющий оценить уровень развития данной области (см. этап 2). Рамки, регламент и глубина такого анализа определяется на основе предварительного, упрощенного маркетингового исследования, главная цель которого - выбор области инновационной активности и соответствующих направлений поиска информации (см. этап 10). Варианты идей инновации, полученные на этапе 4, требуют прежде всего оценки их работоспособности (этап 5), а затем системного моделирования всего жизненного цикла инновации, с прогнозированием возможных условий и факторов, в том числе - с учетом неизбежных неопределенности и делового риска, с целью их снижения (этапы 6,7). На этапе 8 рассматриваются возможность и целесообразность защиты своей и обхода чужой интеллектуальной собственности, намечаемой к реализации при разработке данного инновационного продукта (в частности анализируются такие формы защиты как патентование, лицензирование, договоры о передаче ноу-хау). Перед развернутым полномасштабным маркетинговым исследованием (этап 10) целесообразна разработка бизнес-плана (этап 9), после которого может быть принято обоснованное решение о необходимости детальных проектных исследований и разработки инновационного решения (этап 11). Последующие этапы (с 12 по 17)-предусматривающие лабораторные эксперименты, получение пилотного образца продукции, опытное производство, рыночное тестирование (как выбранных сегментов рынка, так и самой продукции), коммерческое производство, рыночную реализацию и эксплуатацию продукции потребителем, вряд ли нуждаются в специальных пояснениях. А вот этап 18 нестандартен; он предусматривает возможность применения данной инновационной идеи (или решения) в других областях, может быть, даже по новому назначению. Наконец, заключительный этап 19 («разбор полета») предполагает критический анализ всех этапов инновационного процесса, с выявлением фактов и причин успехов и неудач на каждом из них. На блок-схеме указаны также:

- «линия обратной связи», соответствующая возможному возврату к началу данного или к предыдущим этапам, при условии неудовлетворительного (по заданным критериям) выполнения каждого очередного этапа;

 
- линия мониторинга по отбору инноваций и формированию инновационного задела, необходимого для обеспечения устойчивой конкурентоспособности предприятия.

В процессе освоения курса ИМ каждому обучаемому целесообразно провести самостоятельный анализ «Этапы инновационного процесса - разделы учебного курса», с выявлением того, какие конкретно методы и информация необходимы для успешной реализации каждого этапа, в привязке к выбранным конкретным практическим примерам. Об одном ошибочном стереотипе следует предупредить заранее: технологией эвристики (т.е. методами и приемами целенаправленного получения продуктивных идей решения проблем) необходимо владеть на всех этапах инновационного процесса, ибо стандартные решения часто недостаточны для успешного развития и требуемой конкурентоспособности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: