Развитие: виды, тенденции, условия, ключевые факторы, управление нововведениями

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в ряде ВУЗов в программы обучения менеджеров и экономистов введены дисциплины «Инновационный менеджмент» и»Инноватика»- с целью подготовки специалистов по управлению процессами нововведений в различных областях прикладной науки, техники и предпринимательства, что необходимо для успешной деятельности и устойчивой конкурентоспособности предприятий и организаций.

Однако учебных и научных изданий по этому направлению явно недостаточно и, главное, их содержание обычно не охватывает весь спектр задач, важных для практики. В частности почти не рассматривается технология ключевого этапа - творческой разработки и развития инновационных идей, хотя соответствующие методы и опыт накоплены, например, в изобретательстве, в других областях.

Поэтому имеется потребность в кратком и доступном учебном пособии по инновационному менеджменту (ИМ), которое бы, отвечая требованиям государственного общеобразовательного стандарта (СД07), существенно облегчало освоение соответствующих специальных знаний и практических умений, - путем концентрированного выделения ключевых принципов, основных методов и рабочих моделей, с указанием их сути, сравнительным анализом их преимуществ и недостатков, типовых возможных ошибок и их предупреждения, с использованием отечественного практического опыта; но при этом не повторяя информации, подробно рассмотренной в имеющейся литературе по данной дисциплине, (например, вопросов финансово -экономической эффективности инновационной деятельности, ее государственной регламентации). Другими словами, пособие по жанру должно быть «дайджест-лоцией».

При разработке материалов пособия автор использовал не только разнообразные литературные источники, но и свой преподавательский опыт (в том числе более 15 лет на курсах повышения квалификации при «Институте Промышленной собственности и инноватики», ранее ВГКПИ), а также многолетний практический опыт (собственный и коллег) участия в инновационных разработках и многочисленные авторские научные статьи и доклады.


РАЗВИТИЕ: ВИДЫ, ТЕНДЕНЦИИ, УСЛОВИЯ, КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ, УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ

Понятие «развитие», несмотря на его широкое применение и кажущуюся простоту, при его использовании для анализа конкретных ситуаций и решения управленческих и социально-экономических проблем требует системного подхода, выявления ключевых факторов и условий, адекватного формирования определяющих критериев. Необходимо подчеркнуть, что содержание понятий «развитие» и «рост» далеко не всегда идентично; поучающим примером этого различия являются результаты известных исследований ученых Римского клуба и акад. Н. Моисеева, которые путем имитационного моделирования убедительно показали возможные опасности погони стран за безудержным ростом показателей их индустриализации. В качестве рабочего понятия развития можно предложить следующее (в котором за исходное взято определение развития в [Коротков]: развитие системы - это процесс структурно-функциональных изменений в ней по приобретению новых или усилению изменяющихся полезных свойств, необходимых для более устойчивой жизнеспособности системы и повышения ее конкурентоспособности, при эффективном взаимодействии с надсисистемой и экологическом равновесии с окружающей средой.

Следует отметить, что как в литературе по инновационному менеджменту, так и в источниках по родственной тематике достаточно подробно рассмотрены различные вопросы инновационного развития, - в частности по циклам развития технологий, по функциям государства в создании условий для экономического развития, по различным видам стратегии и тактике предприятий и организаций, по саморазвитию личности. Введено в научный оборот понятие «эволюционная экономика» и соответствующее направление исследований интенсивно развивается. Однако проблемы практической реализации развития социально-экономических систем остается актуальным; тем более, что относительная доля успешных инноваторов крайне мала (по-видимому, существенно меньше, чем можно ожидать в соответствии с известным соотношением Парето, которое предсказывает соотношение 20/80).

Представляется принципиальным выдвинуть требование системного взаимодействия развития субъектов, находящихся на различных уровнях иерархической пирамиды «надгосударственные объединения – государство – отрасль – предприятие и его подразделения – человек». Лишь человек может быть творцом инноваций и других продуктов творчества, необходимых для развития на всех указанных уровнях. Но реализация этой функции существенно зависит от условий, которые формируются на других уровнях пирамиды, от располагаемых и создаваемых ресурсах на каждом уровне. Особо необходимо отметить информационный ресурс; в последние годы отчетливо формируется новый цикл мирового развития, связанный с управлением знаниями [Друкер. Задачи менеджмента в XXIвеке] [Букович Э., Управление знаниями].

Инновационное развитие предприятия зависит от целого ряда разнообразных внутренних и внешних факторов: ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, информационных и других), системы стимулирования и мотивации творчества, уровня маркетингоавой деятельности, рыночной конъюнктуры, нормативно-правовой базы, государственной и региональной инновационной политики, собственной финансово-кредитной и социальной политики. Для эффективного управления инновационными процессами необходимо непрерывное заблаговременное (упреждающее) формирование инновационного задела, для чего можно использовать слудющую блок-схему взаимосвязи ключевых направлений и факторов (рис. 1).


       
 
   
 


«эффективность- решений

Рис.1


Как видно из представленной модели, содержание инноваций могут составить идеи и решения, относящиеся не только к продукции и технологии ее получения, но также к менеджменту и маркетингу, вообще – ко всем этапам и участкам жизненного цикла инноваций.

Ряд конкретных методов и моделей, способствующих инновационному развитию и управлению им (таких, например, как программно-целевой подход, S-модель анализа и прогноза, позиционирование предприятия и его инновационной продукции, эвристические методы) рассмотрены в других разделах данного пособия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: