Модели коммуникации

Теоретическое изучение моделей коммуника­ции началось в первом десятилетии XX в. Так, М. Вебер пока­зал, что пресса ориентируется на различные социальные струк­туры общества (1910).

Следующий этап изучения воздействия СМИ на целевую ау­диторию отмечен разработкой американским ученым П. Лазарcфельдом двухступенчатой модели коммуникации (1940-е гг.).

В дальнейшем изучение социокоммуникации проводилось в трех аспектах — теоретическом, прагматическом, с которым связано большинство проблем, и экспериментально-прикладном. Интеграция теоретических аспектов коммуникации при­вела к возникновению практических моделей коммуникации.

Модели коммуникации первой группы построены на функциональном понимании ее сущности, в котором домини­руют два направления — политический контроль (опосредо­ванно — духовный контроль) и культурологическое направле­ние; особняком стоит информационная функция, которая ис­следует роль массовой коммуникации.

Модель массовой коммуникации, называемая также теори­ей массового отвлечения, исходит из положения о взаимодей­ствии авторитетных и властных структур общества, вследствие чего средства массовой информации оказываются интегриро­ванными в эти институты, результатом чего является безогово­рочная поддержка СМИ властными структурами. Модель ком­муникации в тоталитарном обществе (и другие варианты этой модели) особо подчеркивает роль СМИ в формировании об­щественного мнения и основана на марксистском понимании СМИ как средств производства, которые в капиталистическом обществе являются частной собственностью.

Модели коммуникации второй группы разработаны на основе структурно-функциональной теории Т. Парсонса и опираются на теорию среднего уровня, разработанную амери­канским социологом Р. Мертоном (теория среднего уровня). По мнению ученых, все действия в обществе обусловлены его потребностями. При этом идеологические факторы несущест­венны.

Третья группа моделей коммуникации обращена к культурологическим факторам. Сущность модели сводится к следующему: реакция социальных групп на информацию зави­сит от культурного уровня и кода культурного наследия (куль­турные коды заложены в устной, письменной, аудиовизуаль­ной информации). Эта модель коммуникации представлена в исследованиях Х.М. Мак-Люэна.

Основные теоретические направления изучения массовой коммуникации построены главным образом на функциональ­ном подходе к пониманию ее сущности. Эти теории можно разделить на три группы в соответствии с доминирующей функцией — политического контроля, опосредованного духов­ного контроля, культурологической; особое место занимает теория информационного общества, которая исследует роль кассовой коммуникации.

В первой группе теорий, которые трактуют массовую коммуникацию как функцию политического контроля, как выражение концентрации политической власти, выделяются две подгруппы. В первой подгруппе доминирующим фактором является материально-экономический (теория массового об­щества, политико-экономическая теория, критическая тео­рия), во второй (теория гегемонии, теория массовой коммуни­кации) — идеологический.

Теория массового общества, или теория массового отвлече­ния, исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМИ оказы­ваются интегрированными в эти институты и, как следствие, Поддерживая политико-экономический курс властных струк­тур, помогают населению адаптироваться к своей судьбе, от­влечься от проблем и восстановить душевное равновесие. Это в свою очередь обеспечивает централизованный контроль властных структур над массами и стабильность общества в целом.

Данная теория подчеркивает роль СМИ в формировании общественного мнения: СМИ, с одной стороны, могут мани­пулировать общественным мнением, а с другой — помогают людям выжить в трудных условиях. Эта и другие варианты тео­рии основываются на классическом марксистском понимании СМИ прежде всего как средств производства, которые в капи­талистическом обществе являются частной собственностью.

Политико-экономическая теория наиболее последователь­но использует постулаты марксизма, выдвигая на первое место Экономические факторы, определяющие функции СМИ. По­литические факторы здесь также учитываются, так как СМИ Находятся в руках владельцев.

Критическая теория реализует неомарксистский подход к анализу социальных процессов в обществе. Критическое отно­шение к идее Маркса о революционных возможностях рабоче­го класса в преобразовании общества обосновано в теории на Примере СМИ, которые сыграли большую роль в идеологизации экономики в интересах господствующего класса как меха­низма власти сдерживания изменений.

Теория гегемонии СМИ (теория гегемонии масс-медиа) но­сит довольно условное название теории, в котором слово «геге­мония» интерпретируется как господствующая идеология. Импульсом для ее создания явилось положение критической теории о СМИ как о механизме, способном реализовать изме­нения в обществе.

Теория массовой коммуникации как вида социального обще­ния разрабатывала советская социологическая школа (Б.А. Грушин, Б,М. Фирсов) на основе марксистско-ленинской методо­логии. Одним из ее постулатов является положение, соглас­но которому массовая коммуникация реализуется лишь тогда, когда люди обладают выраженной общностью социальных чувств и общим социальным опытом. Теория уделяла большое внимание изучению духовной деятельности и общественного мнения, а также идеологической пропаганде.

Во второй группе наиболее значительными являются теории, основанные на методологии структурного функциона­лизма.

Конфликтологическая модель предполагает три уровня разре­шения конфликтов — на уровне интересов, на уровне права и на уровне силы. Примеры разрешения конфликта на уровне си­лы — забастовка, война, драка, т.е. определение того, кто силь­нее; на уровне права — обращение в суд, т.е. выяснение того, кто прав. «Интересы — это потребности, желания, заинтересован­ности, страхи — вещи, которые нас заботят или волнуют. Они предопределяют человеческие позиции — реальные вещи, о ко­торых люди говорят, что хотят их». Эффективная система разре­шения конфликтов базируется на переговорном процессе, рас­смотрении конфликта на более ранних ступенях его проявле­ния. Решение конфликта — коммуникативная процедура.

Теории третьей группы используют социокультурологический подход к пониманию массовой коммуникации и ро­ли СМИ. В настоящее время этот подход набирает силу, что объясняется новой волной интереса к человеческой личности и общей тенденцией к гуманитаризации наук.

Франкфуртская (поздняя) школа во второй период своей деятельности обратилась к проблемам культурологического функционирования массовой коммуникации. Представители этой школы вольно или невольно сохраняют марксистский постулат о важности исторического подхода к анализу факторов, обусловливающих социальные отношения в обществе. Это от­ражается в постановке и условиях выполнения основной зада­чи: прежде чем изучать реакцию различных социальных групп на информацию, передаваемую СМИ, необходимо провести анализ положения, которое та или иная группа занимает в культурном наследии данного общества.

Бирмингемская школа, функционирующая с 1970 г., имеет противоположный взгляд на роль массовой культуры в обще­стве. Ее представители пытаются более тщательно исследовать роль СМИ в процессе взаимодействия массовой культуры и различных социальных структур, представляющих субкульту­ры молодежи, рабочих, этнических меньшинств и др.; при этом подчеркивается позитивная, интегрирующая роль массо­вой культуры.

Культурологическая теория представляет массовую комму­никацию как новый этап социального общения и пытается объяснить, каким образом массовая культура, используя СМИ, влияет на интеграцию девиантных оппозиционных элементов в общий социальный контекст. Типология исторически разви­вающихся систем культуры (устная, письменная, аудиови­зуальная) основана на различных средствах общения. Изуче­ние коммуникативных средств, необходимое для понимания их взаимодействия с человеком, позволило сделать следующие выводы. Во-первых, на протяжении человеческой истории соотношение органов чувств меняется в пользу слуха и тактильности. Во-вторых, человек, пользуясь «электронной ин­формацией», вынужден думать не линейно последовательно (как при чтении книги), а мозаично, через интервалы, посред­ством так называемого резонанса. К сожалению, эта дурная привычка укореняется при чтении не только научных публика­ций, но и художественных произведений: книги стали читать «по диагонали» с тем, чтобы выловить интересную информа­цию.

Теории информационного общества выделены в отдельную группу. В их основе лежит концепция постиндустриального общества. Постулаты этих теорий сводятся к следующему: ин­формация является главным источником и средством произ­водства, а также его продуктом; СМИ выступают стимулом для потребления информации, а также стимулом развития комму­никативных технологий, благодаря чему создаются новые ва­кансии; изменения в обществе заложены не в содержании ин­формации, а в способах и средствах ее передачи и дальнейшего ее применения (не важно что, а важно как).

Рассмотренные теории массовой коммуникации при всей их вариативности ориентированы главным образом на роль СМИ. Относительно будущего СМИ одни специалисты пред­сказывают усиление власти над СМИ, упадок культурного уровня общества (так как культурологическая функция никем не контролируется) и ослабление интеграции общества (по­скольку члены общества будут привязаны к своим локальным интересам). Другие специалисты, напротив, подчеркивают пре­имущество СМИ в условиях свободного выбора информации, когда можно избежать их централизованного давления, а инте­грация в новых условиях будет более глубокой и устойчивой.

На базе общей теории коммуникации и теории информа­ции массовая коммуникация рассматривается в русле пробле­матики философии, социологии, психологии, этнографии, лингвистики и других гуманитарных наук. Но для теоретиче­ского и прагматического аспектов массовой коммуникации наиболее значимы междисциплинарные направления, отра­женные в таких интегративных научных дисциплинах, как психолингвистика, социопсихология, социолингвистика, социокоммуникация и др.

Психолингвистика на материале речевых актов рассматри­вает пути оптимизации речевого воздействия и возможности их моделирования. Теория о двухфазовой, в другом варианте трехфазовой коммуникации: докоммуникативной — коммуни­кативной — посткоммуникативной отражает особенности ком­муникативного процесса. Во-первых, мысль предшествует языковому оформлению, и коммуникативные единицы (вы­сказывание и дискурс) в отличие от языковых единиц (слов) формируются в процессе коммуникации. Во-вторых, про­цесс формирования таких единиц связан с организацией само­го общения. В-третьих, посткоммуникативная фаза актуа­лизируется в форме решения и конкретной деятельности как своего рода реакция на речевое воздействие. Конечно, гра­ницы между фазами коммуникации условны, так как взаимодействие мысли и коммуникативных средств ее выражения сложны.

Социопсихология занимается проблемой обратной связи в массовой коммуникации; здесь важно определить психологи­ческие условия, способствующие изменению общественного сознания, и добиться понимания связи социально значимой реакции получателя информации и собственно психологиче­ской структуры его сознания. В этом плане значительный ин­терес представляет проблема связи между внушаемостью реци­пиента и его неподатливостью к изменению своего отношения или оценки событий. Экспериментально доказано, что при мас­совой реакции на ту или иную социально значимую ситуацию индивид невольно придерживается оценки ситуации, спроеци­рованной на определенную группу населения, с которой он соли­дарен. Но идентификация мнения индивида происходит при условии, если в данной группе преобладает стойкий тип созна­ния. В отсутствие таких условий прогноз формирования обще­ственного мнения может быть ошибочным и необходимо изу­чать процессы не столько социального воздействия, сколько взаимодействия, обусловленного многими факторами.

Социолингвистический аспект связан с изучением особен­ностей функционирования языка массовой коммуникации в условиях понимания ее как вида социального общения. С этой целью исследуются особенности функционирования стилей периодической печати, радио- и телепередач.

Социокоммуникация характеризуется доминированием коммуникативного аспекта массовой коммуникации, а ин­формационно-содержательный занимает здесь подчиненное место. В социокоммуникации важно не столько что, сколько как, кто, кому. К социокоммуникативным проблемам массо­вой коммуникации относятся: обоснование ее сущности и функций, механизма обратной связи; моделирование; роль со­циологических доминант в массовой коммуникации; ее влия­ние на социальную нормативность речи; специфика прессы, радио и телевидения как СМК.

Линейная (классическая) модель. Г. Лассуэл в 1948 г. предло­жил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов: кто? (передает сообщение) — коммуникатор; что? (передается) - сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат.

Каждый из элементов данной схемы — объект многочис­ленных исследований. Например, выделяются характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективно­сти воздействия. Для того чтобы выступление принесло желае­мый эффект, коммуникатор должен, по мнению слушателей, обладать такими качествами:

- компетентность — наличие соответствующих знаний и навы­ков;

- надежность — способность вызывать доверие;

- динамизм —личностная открытость, активность, энтузиазм. Интеракционистская (социально-психологическая) модель разработана Т. Ньюкомбо, который предложил учитывать от­ношения, складывающиеся между общающимися, и их отно­шение к объекту разговора (речи) исходя из того, что в комму­никации общей тенденцией является стремление к симметрии. Например, если между двумя контактирующими сложились положительные отношения, то они будут стремиться к совпа­дению своего отношения к тому объекту, о котором идет речь. При несовпадении отношения друг к другу будет не совпадать и отношение к объекту речи. Совпадение отношения к такому объекту при несовпадении отношения друг к другу будет вос­приниматься как ненормальное. Данная модель задает дина­мику изменений, к которым стремится коммуникация, — к созданию симметричных отношений, одинаковой оценке объ­ектов при одинаковой оценке друг друга.

Усовершенствованная (шумовая) модель, предложенная ин­женером К. Шенноном для описания коммуникации средства­ми телефонной связи и распространенная В. Вивером на все виды коммуникации, внесла в схему процесса такой сущест­венный элемент, как шум — любые помехи, затрудняющие коммуникацию.

Модель Лассуэла и модель Шеннона—Вивера концептуали­зируют коммуникацию как линейный, однонаправленный про­цесс. Конечно, такая модель не адекватна реальной коммуника­ции. Авторы более поздних моделей пошли по пути их усложне­ния, стремясь максимально отразить компоненты и факторы процесса коммуникации, его многообразные проявления и ва­рианты. Например, в факторной модели немецкого исследова­теля Г. Малецки помимо базовых элементов отражены около двух десятков факторов, составляющих контекст процесса ком­муникации и активно влияющих на субъекты этого процесса. В 1954 г. В. Шрамм и К. Осгуд предложили циркулярную (замк­нутую), сбалансированную модель коммуникации, в которой отправитель и получатель информации выступают равноправ­ными партнерами и большое значение придается обратной свя­зи между ними, уравновешивающей прямую связь: кодирова­ние — сообщение — декодирование — интерпретация — кодиро­вание — сообщение — декодирование — интерпретация.

Таким образом, основные, опорные элементы коммуника­ции были полностью введены в научный оборот. К ним отно­сятся коммуникатор, сообщение, коммуникант, кодирование, канал, результат, обратная связь, шум.

Текстовая {А. Пятигорского) модель определяется ее авто­ром следующим образом: «Текст создается в определенной, единственной ситуации связи — субъективной ситуации, а вос­принимается в зависимости от времени и места в бесчисленном множестве объективных ситуаций. Для письма время функци­онально не значимо; наоборот, основная тенденция коррес­понденции — предельное сокращение времени. Письмо в идеа­ле — чисто пространственное явление, где временем можно пренебречь (телеграмма, фототелеграмма и т.д.). К этому "без­временному" идеалу стремится и всякое газетное сообщение. Для заметки в записной книжке время не значимо. Заметка не рассчитана на пространственную передачу — она должна остать­ся в том же месте; для данного момента она бессмысленна».

Каждая из моделей коммуникаций может быть положена в основу моделирования реальных ситуаций в жизни человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: